Формирование понятия «Функция Excel» и практическое использование в формулах функций электронной таблицы.
Оценка 4.6

Формирование понятия «Функция Excel» и практическое использование в формулах функций электронной таблицы.

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
7 кл—9 кл
31.07.2023
Формирование понятия «Функция Excel» и практическое использование в формулах функций электронной таблицы.
формирование понятия «Функция Excel» и практическое использование в формулах функций электронной таблицы.
Разработка урока ФГ в 8 классе.pdf

Разработка урока в 8 классе по теме «Функции электронной таблицы»  

Автор: Башмакова Анна Владимировна, учитель информатики 

Цель урока: формирование понятия «Функция Excel» и практическое использование в формулах функций электронной таблицы. 

Задачи:  

Образовательные:  

      закрепление знаний, общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи; 

      приобретение навыков использования функций при решении задач, особенно имеющих практическую направленность;  

      формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.  

Развивающие:  

      развитие умственных учебных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации); 

      формирование познавательного интереса к предмету;

      развитие действий контроля и самоконтроля. 

Воспитательные:  

      воспитание      аккуратности,      требовательности         к       себе, дисциплинированности; 

      воспитание товарищества, гуманности, доброты, ответственности перед коллективом; 

      воспитание творческого подхода к работе.  Планируемые образовательные результаты:  

Предметные — навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам; научиться проводить обработку большого массива данных с использованием встроенных функций электронной таблицы; Личностные:   

      Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач. 

      Ценности научного познания: формирование мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 

      Трудовое воспитание: интерес к практическому применению электронных таблиц в сферах профессиональной деятельности; 

                                      Метапредметные         результаты

Базовые логические действия: 

      умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать

основания и критерии для классификации,  

      самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 

Совместная деятельность (сотрудничество): 

      понимание и использование командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы; 

      принятие цели совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективная организация: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. 

Самоорганизация: 

      ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное или групповое принятие решений); 

      самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; 

      делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. 

Самоконтроль (рефлексия): 

      владеть способами самоконтроля, рефлексии; 

      давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; 

      учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи. 

Проверяемые умения при формировании функциональной грамотности:  

1.         поиск и извлечение информации,  

2.         анализ информации в финансовом контексте, понимание и оценка финансовых проблем, 

3.         анализ информации в математическом контексте, понимание и оценка математических проблем, 

4.         формализация и структурирование информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной

задачей, 

5.         классификация и установка причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, умозаключение, выводы.  

  

Таблица 1. «Организационная структура занятия»  

  

Этапы  

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;   

Проверка готовности к занятию, Приветствие. Создание эмоционального настроя. Организует работу учащихся  

Включает в деловой ритм. Обучающимся задаются вопросы  

Что такое электронная таблица?   

Зачем необходимы ЭТ, если можно создать таблицу в текстовом процессоре Word?   Что является особенностью электронных таблиц?  

Подготовка класса к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество. Создание комфортной обстановки.  Активно участвуют в обсуждении во-

 

Этапы  

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

 

Как вы считаете, при решении каких задач можно использовать электронные таблицы?  

просов.   

Актуализация знаний.  

Учитель ведет беседу. Конспект.  

  

При составлении несложных формул, с небольшим количеством ссылок, например, где требуется сложить два-три числа, у пользователей не возникает трудностей при выполнении расчетов.  А как быть в ситуации, когда электронная таблица состоит из сотен или тысяч данных? Например, в таблице 10 чисел, требуется найти сумму 10 чисел, подсчитать количество чисел больших заданного числа.   

Какие способы выполнения вычислений можно предложить?  

Составить длинную формулу, в которой вручную перечислить все ячейки с числами. Например, =A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10+…  

Или вместо длинной формулы использовать   функцию ЭТ =СУММ (В1:В10). Безусловно использовать встроенную функцию СУММ () табличного процессора Excel более эффективно, что позволило более быстро выполнить вычисление.  

Как вы считаете, в табличном процессоре MS

EXCEL существует другие функции, кроме СУММ ()? Если да, то, какие, на ваш взгляд, это могут быть функции?   

Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.  

  

  

  

    

  

  

  

    

  

  

    

  

Практичней использовать функцию  

Постановка цели и учебной задачи.  

Формулирование темы урока  

Предлагаю познакомиться с возможностью использования в табличном процессоре MS EXCEL встроенных функций.   

Сформулируйте тему занятия и запишите в тетрадь «Функции электронной таблицы»  

Сформулируйте цель и задачи занятия  

  

Учитель создает условия для дальнейшей деятельности.  

Ставят цели, формулируют тему

занятия  

  

  

Познакомиться с новыми возможностями MS EXCEL.

Задачи занятия: Научиться применять встроенные функции. Закрепить полученные знания и навыки работы с табличным процессором  тему в тетради  

Изучение нового материала  

Предлагает самостоятельно ознакомиться с новым материалом.  

По окончанию изучения, повторяют с учителем  

Встроенные функции — это …  

Анализировать информацию, полученную из текста учебника

Инфор-

 

Этапы  

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

 

Аргумент — это …  

Функция СУММ() предназначена для …  

Функция СЧЁТ() подсчитывает …  

Функция СРЗНАЧ() …  

Функция МИН() …  

Функция МАКС()  

матика — 8 класс, стр. 73–89

Отвечают на вопросы  

Техника безопасности   

Повторяем технику безопасности при работе с компьютерами.  

Обучающиеся проговаривают   

 

Самостоятельная работа  

Организует деятельность по применению новых знаний. Обучающимся предлагается работа в парах.  

Обучающимся предлагается файл «Журнал», содержащий таблицу.  

  

Используя встроенные функции, составьте формулы для определения:  среднего балла обучающихся по всем предметам; среднего балла по каждому предмету; минимального и максимального балла по каждому предмету;  

общего балла каждого обучающихся; количество обучающихся, имеющих максимальный общий балл.  

Итогом работы является заполненный файл

«Журнал _ФИО_класс.xlsx»  

Обучающиеся выполняют задание в парах:  

анализируют результат деятельности (полученные формулы).  

  

    

  

Представляют отчет учителю  

Физкультминутка

Организация физкультминутки.  

Упражнения для снятия утомляемости глаз и кистей рук.   

Гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, Повторить ты не ленись.  

Укрепляем мышцы глаза.  

Видеть лучше будем сразу.  

Выполнение упражнений  

Практическая работа   

Предлагается выполнить Практическую работу в соответствие с приложением 1, в мине- группе. При выполнении практической работы вам необходимо применить полученные навыки расчета, используя: встроенные функции, условное форматирование, графическое представление информации.   

Задания практической работы направлены на фор-

Распределение ролей в мини- группе, заданий. Выполнение практической работы  

Этапы  

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

 

мирование читательской, математической, финансовой грамотности.  

Итогом работы является заполненный файл «Отчет_ФИО_класс.xlsx»  

Контролирует работу групп, дает комментарии  Консультирует по вопросам, которые вызывают затруднения.  

 

Рефлексия учебной деятельности  

Организует рефлексию.  

Итак, занятие подошло к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали, достигли ли поставленной цели, решили задачи?  

При оценивании своей активности на занятии, можно продолжить выбранную фразу:   закрепили…; познакомились… научились…   

Анализируют свою деятельность, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.  

Домашнее

задание  

Выучить конспект.   

Познакомиться с построением диаграмм в электронной таблице MS EXCEL.   Дополнительное задание. Познакомиться с условным форматированием  

 

Записывают задание в дневник Информатика §21-

22

 

Подведение итогов   

Учитель предлагает определить свое настроение с помощью смайликов Учитель выставляет оценки в журнал  

 

Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала.  

  

      

Конспект занятия  

Основное назначение табличного процессора состоит в автоматизации расчёта данных. Эта возможность полезна при обработке большого массива данных. Для её реализации в ячейки таблицы вводятся формулы, в которых могут использоваться стандартные арифметические операции. 

При составлении несложных формул, с небольшим количеством ссылок, например, где требуется сложить два-три числа, у пользователей не возникает трудностей при выполнении расчетов. А как быть в ситуации, когда электронная таблица состоит из сотен или тысяч строк? Например, в таблице 10 чисел, требуется найти сумму 10 чисел, подсчитать количества чисел больших заданного числа.  

Какие способы выполнения вычислений можно предложить? 

Составить длинную формулу, в которой вручную перечислить все ячейки с числами. Например, =A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10+…  Или вместо длинной формулы использовать встроенную функцию =СУММ(В1:В10). Безусловно использовать встроенную функцию СУММ() табличного процессора Excel более эффективно, что позволило более быстро выполнить вычисление. 

Как вы считаете, в табличном процессоре MS EXCEL существует другие функции, кроме СУММ()? Если да, то, какие, на ваш взгляд, это могут быть функции?  

На сегодняшний день табличный процессор MS EXCEL является самой мощной программой, которая используется в различных сферах деятельности человека: в бухгалтерии, экономике, статистике — для выполнения различных расчетов, т. е. там, где необходима обработка больших массивов числовых данных. Для облегчения расчетов в табличном процессоре MS EXCEL используют встроенные функции. В большинстве случаев использование функций в формулах позволяет не только упростить саму формулу, но и выполнять такие вычисления, которые осуществить подругому, без функций, просто невозможно. 

Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с понятием и видами функций в табличном процессоре MS EXCEL. 

В тетрадь записать ответы на вопросы: 

      Что такое функция в электронных таблицах и аргумент? 

      Какие бывают виды функций? Привести примеры формул с использованием функций. 

Теоретический материал  

Самыми распространенными видами встроенных функций являются математические, статистические, логические. Полный список встроенных функций MS EXCEL можно вызвать различными способами: 1) нажать на значок f(x) около строки формул; 2) выбрать пункт меню Формулы. 

Основные встроенные функции: 

      Среднее. Вызывает функцию =СРЗНАЧ(), с помощью которой можно подсчитать арифметическое среднее диапазона ячеек (просуммировать все данные, а затем разделить на их количество). 

      Количество. Вызывает функцию =СЧЕТ(), которая определяет количество ячеек в выделенном диапазоне. 

      Максимум. Вызывает функцию =МАКС(), с помощью которой можно определить самое большое число в выделенном диапазоне. 

      Минимум. Вызывает функцию =МИН() для поиска самого маленького значения в выделенном диапазоне. 

Правила ввода функций: 

Вариант 1.

Выделить ячейку, в которой будет введена формула с использованием встроенной функции, например, А11. Нажать на кнопку f(x).   

В диалоговом окне Мастер функций выбрать функцию из списка 

В диалоговом окне Аргументы функции ввести диапазон исходных данных. Нажать кнопку ОК. 

Диалоговое окно позволяет упростить создание формул и свести к минимуму количество опечаток и синтаксических ошибок. При вводе функции в формулу диалоговое окно отображает имя функции, все её аргументы, описание функции и каждого из аргументов, текущий результат функции и всей формулы. Результат вычисления отображается в ячейке А11.  Вариант 2.

Выделить ячейку, в которую будет введена формула. Поставить знак "=". Начать вводить функцию. Из выпадающего списка выбрать нужную функцию и с помощью клавиши Tab или двойным нажатием кнопки мыши ввести выбранную функцию Excel в ячейку.

  

Источники:  

1.     Информатика: учебник для 8 класса. Семакин И. Г. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. 

2.     Информатика 8 класс: учебник / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — 2-е изд., стереотип. М.БИНОМ. Лаборатория знаний. 2020. стр. 196–201 

3.     Методическая разработка урока информатики на тему "Прикладная среда табличного процессора Excel. Встроенные функции"

[Электронный ресурс], URL: https://urok.1sept.ru/articles/669108 

4.     Интернет-источники по Приложению. [Электронный ресурс], URL:   https://2gis.ru/novosibirsk   

 Магазин1 https://5ka.ru/    Магазин2 https://yarcheplus.ru/   https://zoonovosib.ru/services/ 

 https://zoonovosib.ru/ или https://nsk.ttk.ru/webcam/zoo/ 

  

      

Приложение  Практическая часть

  

Семья Ивановых проживает в Новосибирске. В состав семьи входит мама Ирина Петровна, папа Владимир Алексеевич, сын Миша, дочь Мария, бабушка Людмила Ивановна. Миша ученик 1 класса, Мария ходит в детский сад младшую группу, Людмила Ивановна - пенсионерка.  

В течение недели каждый член семьи начинает свой день в разное время, поэтому у семьи Смирновых есть свои традиции. Воскресенье проводить всей семьей: совместно приготовленный завтрак и посещение достопримечательностей своего города. В ближайшие выходные было принято решение на завтрак приготовить блинчики с сыром и ветчиной, и земляничным вареньем и посетить зоопарк. Бюджет дня 10000. 

  

Лист 1. Завтрак и расчет стоимости продуктов для приготовления завтрака  

 

Таблица 1. Список продуктов 

  

Список продуктов  

Магазин1

Магазин2  

Молоко —1 шт  

  

 

Яйца — 1 десяток  

  

 

Мука 1 кг  

  

 

Растительное масло — 1 шт  

  

 

Сливочное      масло       —

200 гр  

  

 

Сгущенное молоко         —

1 шт  

  

 

Сметана — 200 гр  

  

 

Сыр     Российский    в упаковке 125 гр.  

  

 

Ветчина 250 гр.  

  

 

Земляничное варенье  

  

 

Доставка  

  

 

 

Задания:  

1.     Выбрать выгодный вариант доставки продуктов.  

2.     Какой процент бюджета семья потратит на продукты. Рассчитать среднюю стоимость. 

3.     Используя условное форматирование определить самый дорогой и дешевый продукт. 

4.     Построить диаграмму состава продуктовой корзины. 

  

Лист 2. Поездка в зоопарк.  

В выходные семья Ивановых отправляется в Новосибирский зоопарк, который находится на улице, Тимирязева 71/1. Режим работы Новосибирского зоопарка — ежедневно 9:00–20:00 

  

Карта проезда  

  

 

  

Таблица 2. Стоимость проезда 

  

№ 

Вид транспорта 

 

Цена 

 

Автобус/ Метро  

30 руб.  

 

 

Троллейбус/ Трамвай  

28 руб. 

 

 

      

Таблица 3. Маршруты  

  

Варианты перемещений  

Время в пути  

 

1 час 48 мин 

 

1 час 50 мин 

 

1 час 50 мин 

 

1 час 59 мин 

  

Задание 2.  

На листе 2 рассчитайте расходы семьи по каждому маршруту. Стоит учесть, что Мария захотела добираться до зоопарка на метро. Обратный маршрут провести только на одном транспорте. 

      

Лист 3. Посещение зоопарка.  

  

Таблица 4. Стоимость билета зависит от категории посетителей  

  

Категории лиц https://zoonovosib.ru/services/   

Стоимость  

Для взрослых  

400 рублей  

Для детей (от 7 до 16 лет включительно)  

Для школьников группой 15 человек руководитель бесплатно!  

150 рублей  

Для студентов очной формы обучения (средних и высших образовательных учреждений РФ очных отделений) до 24 лет  

150 рублей  

Для курсантов военных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации до 24 лет  

150 рублей  

Для пенсионеров по старости, инвалидов 2 группы, солдат срочной службы, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, ветеранов боевых действий  

150 рублей  

Дети до 7 лет (требуется: свидетельство о рождении или паспорт родителей)  

Бесплатно!  

Дети из многодетных семей до 16 лет включительно либо до окончания среднего общеобразовательного учреждения (с сопровождающим - один из родителей) (требуется: паспорт родителя, справка или удостоверение о праве на льготы, свидетельства о рождении детей)  

Бесплатно!  

Дети — инвалиды (до 18 лет) с сопровождающим — один из родителей

(требуется: соответствующее удостоверение, справка МСЭ)  

Бесплатно!  

Дети и воспитанники интернатов, детских домов и приютов с одним сопровождающим (требуется: официальное письмо-заявка на посещение от имени руководителя учреждения)  

Бесплатно!  

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (до 18 лет)

(соответствующее удостоверение)  

Бесплатно!  

Инвалиды I группы с сопровождающим (соответствующее удостоверение или справка МСЭ и паспорт)  

Бесплатно!  

Герои Советского союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического труда (соответствующее удостоверение)  

Бесплатно!  

Участники и ветераны Великой Отечественной Войны (удостоверение ветерана Великой Отечественной войны)  

Бесплатно!  

Право на льготное посещение имеют только граждане РФ. Для получения льготы необходимо предоставить соотв. документ. Билет можно приобрести заранее в электронном виде или непосредственно при приезде в зоопарк. 

  

Аттракционы  

В летний период работают аттракционы и детская железная дорога для детей и взрослых. Информацию о детской железной дороге Вы можете узнать на официальном сайте http://www.dzd54.com/ или в сообществе Вконтакте https://vk.com/dzd_nsk 

Динопарк: стоимость билета — 200 рублей, семейный билет (1 взрослый не моложе 18 лет и 1 ребенок до 12 лет) — 350 рублей.  Дом Бабы-Яги: стоимость билета — 200 рублей 

Дом вверх дном: стоимость билета — 200 рублей, дети до 5 лет, участники ВОВ – бесплатно 

Замок ужаса: стоимость билета — 150 рублей, семейный билет (1 взрослый не моложе 18 лет и 1 ребенок до 12 лет) — 250 рублей 

Колесо обозрения: стоимость взрослого билета и для детей ростом выше 120 см — 150 рублей, дети старше 1 года и ростом до 120 см — 80 рублей, дети до года на аттракцион не допускаются. Дети до 12 лет обслуживаются только в сопровождении взрослого. 

 

Задание 3.   

Используя данные таблицы: 

           Рассчитать стоимость входа в зоопарк для семьи Ивановых.  

           Определить среднее значение затрат на одного члена семьи Ивановых.  

           Определить, чей выходной оказался самым бюджетным.  

Если известно, что в Динопарк ходили все, кроме папы. У Бабы Яги Мария была в гостях три раза (каждый раз с новым сопровождающим), Замок Ужаса полюбился Мише, аж 2 раза, а на Колесе обозрения прокатились всей семьей. Что семья Ивановых может посетить льготно? 

  

Лист 4. Животные  

После поездки в зоопарк папа посоветовал детям воспользоваться ссылками https://zoonovosib.ru/ или https://nsk.ttk.ru/webcam/zoo/ найти любимчиков и понаблюдать за ними.  

  

Задание 4.   

Составить таблицу, животных, которых можно наблюдать через онлайн трансляцию. В таблицу включить: ареал обитания, подвид животного, рацион, тип вольера, график посещения. 

Использую условное форматирование, выбрать прожорливого животного и тех животных, которые содержатся в уличном вольере. 

Могут ли данные животные встретиться в дикой природе на одном континенте? 

  

Лист 5. Итоги дня  

  

Задание 5.  

1.     Определить затраты семьи Ивановых: стоимость завтрака, поездка и посещение зоопарка, аттракционов.  

2.     Определить хватило ли бюджета на весь день?  

3.     Построить круговую диаграмму, отражающую все затраты. 

4.     Построить диаграмму расходов по каждому члену семьи. 

  

Разработка урока в 8 классе по теме «Функции электронной таблицы»

Разработка урока в 8 классе по теме «Функции электронной таблицы»

Трудовое воспитание: интерес к практическому применению электронных таблиц в сферах профессиональной деятельности;

Трудовое воспитание: интерес к практическому применению электронных таблиц в сферах профессиональной деятельности;

Таблица 1. «Организационная структура занятия»

Таблица 1. «Организационная структура занятия»

Актуализация знаний. Учитель ведет беседу

Актуализация знаний. Учитель ведет беседу

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Физкультминутка Организация физкультминутки

Физкультминутка Организация физкультминутки

Домашнее задание Выучить конспект

Домашнее задание Выучить конспект

MS EXCEL используют встроенные функции

MS EXCEL используют встроенные функции

Выделить ячейку, в которую будет введена формула

Выделить ячейку, в которую будет введена формула

Список продуктов Магазин1

Список продуктов Магазин1

Таблица 2. Стоимость проезда №

Таблица 2. Стоимость проезда №

Задание 2. На листе 2 рассчитайте расходы семьи по каждому маршруту

Задание 2. На листе 2 рассчитайте расходы семьи по каждому маршруту

Таблица 4. Стоимость билета зависит от категории посетителей

Таблица 4. Стоимость билета зависит от категории посетителей

Аттракционы В летний период работают аттракционы и детская железная дорога для детей и взрослых

Аттракционы В летний период работают аттракционы и детская железная дорога для детей и взрослых

Могут ли данные животные встретиться в дикой природе на одном континенте?

Могут ли данные животные встретиться в дикой природе на одном континенте?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2023