Разработка внеклассного мероприятия по истории математики
Оценка 4.8

Разработка внеклассного мероприятия по истории математики

Оценка 4.8
Разработки уроков
pdf
математика
7 кл—9 кл
15.04.2022
Разработка внеклассного мероприятия по истории математики
Мероприятие « А в настоящем прошлое живет…» для 7 – 9 классов проводится в форме всем хорошо известной игры «Крестики – нолики». Задания в каждой клетке представлены разных типов. Важно не только правильно ответить, но и просчитать, куда делать следующий ход, чтобы опередить соперников. Эта особенность игры не дает расслабляться по ходу всего мероприятия. Кроме того, учитель предлагает еще и исторические справки для расширения математических знаний. Внеклассное мероприятие разработано учителем математики Басавиной Натальей Ивановной. МБОУ «Липовская основная школа № 15» д. Малая Липовка Вельский район Архангельской области.
разработка внеклассного мероприятия по истории математики.pdf

 

Разработка внеклассного мероприятия по истории математики:

«А в настоящем прошлое живет…»

Цель: популяризация истории математики.

Задачи:  

-                     развитие математического мышления обучающихся, сообразительности, любознательности,       логического        мышления;   познавательной активности;

-                     повышение учебной мотивации и интереса к изучению математики.

Ход мероприятия

1.Оргмомент.

Дорогие участники игры! Судьи, Болельщики и гости! Наша познавательная игра  посвящена самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике.

Мы встретились для того, чтобы вы немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали способности друг друга (а их у вас много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность со своей командой, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем, провели время с пользой.Мы очень хотим, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что ею заниматься так же увлекательно, как играть.

2. Правила игры.

Ребят разбить на две команды (7-8  человек в каждой). Для определения участников каждый вытаскивает из шкатулки жетон, на котором отмечен крестик, нолик или пустой. Крестик, нолик – это члены команды, пустой – зритель. Количество жетонов совпадает с общим числом учеников. На доске изобразить поле 3х3. Чтобы выбрать команду-1, которая будет начинать игру, проводится отборочный тур. Какая команда быстрее ответит, та и начинает игру.

Задание отборочного тура: В одной области 10 городов и каждые два города соединены дорогой. Сколько всего дорог в области?

Ответ: 9+8+7+6+5+4+3+2+1 = 45 (дорог)

Правила игры: Команда-1 выбирает клетку поля. Затем обеим командам дается некоторая задача по тематике выбранной клетки. Далее им предоставляется время для решения и обсуждения (в зависимости от сложности 1-3 минуты) задачи, по окончанию, которого команда-1 отвечает первая, если ответ верен, то в выбранном поле ставится значок, соответствующий названию команды Х или О. Если ответ не верен, то отвечает команда соперников. Если они в свою очередь дают правильный ответ, то в выбранном поле ставится значок, соответствующий названию их команды Х или О. Если ответ и здесь не верен, то клетка поля остается закрытой и ее можно выбрать еще раз. После этого право выбора предоставляется проигравшей команде и все повторяется. Если обе команды дали неверный ответ, то по желанию ребят можно рассказать правильный ответ задачи и объяснить решение. 

В итоге: считается, что команда выиграла, если ее значком "Х” или "0” заполнены три клетки поля подряд по вертикали, или по горизонтали, или по диагонали. В конце игры происходит награждение выигравшей команды.

Также отмечают самых активных участников каждой команды. 

3. Игра.

Название каждой категории озвучивается только после ее выбора клетки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Клетка 1. «Великие математики»

1.) Русский математик и педагог в 1703 г. опубликовал в Москве свою знаменитую книгу "Арифметика, сиречь наука числительная”. Эта книга была до середины XVIII в. основным учебником по математике в России. "Арифметика” поистине являлась энциклопедией математических знаний и сыграла большую роль в распространении математики в нашей стране. Кто был автором книги?

Ответ: Леонтий Филиппович Магницкий (1669–1739)

2) Древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель. Основал строго закрытое общество своих последователей, уже при жизни почитавших его как высшее существо. В области математики ему приписывается систематическое введение доказательств в геометрию, создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей его имя, построение некоторых правильных многоугольников и многогранников. С его именем связывают также учение о четных и нечетных, простых и составных, фигурных и совершенных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях.

Ответ: Пифагор (576 — 496 гг. до н.э.)

Клетка 2. Их именами названы…

1)    Что      просеивают         с        помощью   решета       Эратосфена?

Ответ: Решето Эратосфена – это способ отыскания простых чисел.

2)    Какие треугольники называли Пифагоровыми?

Ответ: Пифагоровы – это треугольники, стороны которых являются целыми числами.

Клетка 3.Математическая символика.

1)Кто ввел термины "абсцисса”, "ордината”, "координаты”?

Ответ: Эти термины введены Лейбницем(1646 -1716): "абсцисса” – в 1665 г., "ордината” – в 1684 г., "координаты” в 1692 г.

Историческая справка: 

Лейбниц, независимо от Ньютона, создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисления, основанные на бесконечно малых, комбинаторику как науку. Он заложил основы математической логики, описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1.

2) Кто является создателем современной буквенной символики?

Ответ: Франсуа Виет.

Историческая справка:

Франсуа Виет (1540-1603) — французский математик. Разработал почти всю элементарную алгебру. Известны «формулы Виета», дающие зависимость между корнями и коэффициентами алгебраического уравнения. Ввел буквенные обозначения для коэффициентов в уравнениях.

Виет первым стал обозначать буквами не только неизвестные, но и данные величины. Тем самым ему удалось внедрить в науку великую мысль о возможности выполнять алгебраические преобразования над символами, то есть ввести понятие математической формулы. Этим он внес решающий вклад в создание буквенной алгебры, чем завершил развитие математики эпохи Возрождения и подготовил почву для появления результатов Пьера Ферма, Рене Декарта, Исаака Ньютона. 

Клетка 4. «Счастливый случай»

Команда, выбравшая клетку, сразу ставит свой знак. Клетка может выбрана один раз.

Клетка 5. Что мы знаем о числах?

1)Привести примеры пословиц и поговорок, содержащих числа.

Команда называют по очереди. Побеждает та, которая последней назвала.

 2)Хотя  это число используется в официальной математике не более 250 лет, впервые оно было упомянуто около 1650 года до нашей эры в Египте, писцом Ахмес. У числа  есть свой день – 14 марта каждого года. У математиков даже существует традиция, начинать празднование в 1:59, чтобы как модно точнее соблюсти пропорции.

Ответ: Число Пи. 

Историческая справка:

Человечество никогда не сможет с точностью высчитать площадь или окружность фигуры круг, так как не знает полное и точное значение числа Пи. Примечательно, что первые 144 цифры после запятой в числе Пи заканчиваются тремя шестерками. Это упомянуто в Библии как число зверя. Гото Хирюки смог воспроизвести в уме более 42 тысяч цифр числа Пи после запятой в 1995 году. По сей день этот человек является чемпионом в области запоминания числа Пи.

Клетка 6. Логические задачи.


1)Кросс осенний вспоминая, Спорят белки два часа:

«Победил в забеге заяц,

А второй пришла лиса!»

«Нет, - твердит другая белка, -  Ты мне шутки эти брось.

Заяц был вторым конечно,

Первым был, я помню, - лось!» «Я, - промолвил филин важный, - В спор чужой не стану лезть.

Но у вас в словах у каждой

По одной ошибке есть.»

Белки фыркнули сердито.

Неприятно стало им.

Вы уж, взвесив все, решите,

Кто был первым, кто вторым.


Ответ: первым был лось, второй – лиса, третьим – заяц.

2)По тропинке вдоль кустов Шли 11 хвостов.

Сосчитать я так же смог, Что шагало 30 ног. Это вместе шли куда-то Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков?

Сколько было петухов? И узнать я был бы рад,

Сколько было поросят?

Ты сумел найти ответ?

До свиданья, вам привет.

Ответ: 4 поросенка, 7 петухов.

Клетка 7. Геометрия.

1)                Какое великое творение древнегреческой математики лежит в основе учебника по геометрии для средней школы всех стран? Кто его автор?

Ответ: "Начала” Евклида.

Историческая справка:

Книга, написанная в IV веке до нашей эры. Она считалась непревзойдённым образцом математической строгости и точности изложения и служила учебником по геометрии в течение многих веков. Современные школьные учебники представляют собой значительно облегченный вариант "Начал”.

2)                На каком здании были начертаны слова "Да не войдет сюда незнающий геометрии”?

Ответ: у входа в академию Платона.

Историческая справка:

 По преданию, эти слова были написаны у входа "Академию” Платона (429 – 348 г. до н.э.) чрезвычайно ценившего математику и способствовавшего ее развитию. "Академией” называлась философская научная школа, основанная Платоном в VI веке до н.э. близ Афин, в садах, посвященных памяти героя Академа. Отсюда  и происходит современное название научных учреждений – Академий.

Клетка 8. Математические приборы.

1)                Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметические действия, который был создан в 1673г. немецким физиком и математиком Готфридом Лейбницем?

Ответ: Арифмометр.

Историческая справка:

Немецкий физик и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц задумался о создании механической вычислительной машины, выполняющей операции сложения, вычитания, умножения и деления чисел, после знакомства с голландским математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом. "Поскольку это недостойно таких замечательных людей, подобно рабам, терять время на вычислительную работу, которую можно было бы доверить кому угодно при использовании машины”. Арифмометр был создан Лейбницем в 1673 году, продемонстрирован во Французской академии наук и Лондонском королевском обществе. 

2)                Как называлась счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме и в Китае.

 Ответ: абак.

Историческая справка:

Впервые абак появился, вероятно, в Древнем Вавилоне. 3 тыс. лет до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В V в. до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками. Камешек для греческого абака назывался псифос; от этого слова было произведено название для счёта — псифофория, «раскладывание камешков»

Клетка 9. Интересные факты.

1)Кто из великих русских математиков занимался поэзией?

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов

Историческая справка:

Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества. В 1741 году Ломоносов написал сочинение, изумившее всех своим названием: Elementa Chimiae Mathematicae

(”Элементы             математической            химии”,            на            латыни). 

Во всех научных трудах Ломоносов применял строго логический метод, принятый в математике и других точных науках. Он начинал с описания наблюдений над фактами и, обобщая эти наблюдения, приходил к аксиомам — положениям, не требующим доказательств. Основываясь на аксиомах, он формулировал и доказывал теоремы и разбирал все вытекающие из них следствия. А эти следствия проверял затем опытом. Тем самым Ломоносов не давал фантазии увлечь себя в область беспочвенных догадок: факты, с которых он начинал опыты и которыми заканчивал рассуждения, прочно привязывали его к реальной действительности.

2)Вскоре после выхода из печати (в 1865 году) книжка попала в руки королевы Англии. Она пришла в восторг от удивительных приключений Алисы и тут же потребовала принести ей другие книги такого замечательного писателя. Каково же было ее разочарование, когда выяснилось, что прочие труды этого автора посвящены... математике. Кто этот математик?

Ответ: Льюис Кэррол.

Историческая справка:

 Математика интересовала Льюиса Кэрролла еще со школьной скамьи. Там, где другие дети видели одни сухие цифры, он замечал увлекательную игру. Когда еще в юности перед Кэрроллом встал вопрос «Кем быть?», он, не сомневаясь, выбрал математику. 

Льюис Кэрролл разработал графическую технику решения логических задач.

Он опубликовал немало математических работ под своим настоящим именем Чарльз Доджсон. Все свои достижения и умозаключения в области математической логики Кэрролл изложил в двухтомнике «Символической логики». Пытаясь пробудить интерес и привить любовь к математике у детей, Льюис написал облегченный вариант книги для детей «Логическая игра». В сборнике «Полуночные задачи» Кэрролл собрал 72 задачи по тригонометрии, алгебре и планиметрии. 

4. Подведение итогов, награждение.

Список литературы:

1.     Математическое ассорти. 5-11 классы: сценарии вечеров, праздников, конкурсов/ авт.- сост. Т.А.Лепехина.- Волгоград: Учитель, 2009.

2.     Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.- Москва: Просвещение, 1964.

3.     Полещук Т.Т., Никитина И.К. Нетрадиционные формы внеклассной работы по математике.- Смоленск: СОИУУ, 2003.

4.     Час занимательной математики./ Под ред. Л.Я. Фальке.- Москва: Илекса, 2003.

5.     Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл.- Москва: Изд – во НЦ ЭНАС, 2004.

 

Разработка внеклассного мероприятия по истории математики: «А в настоящем прошлое живет…»

Разработка внеклассного мероприятия по истории математики: «А в настоящем прошлое живет…»

Крестик, нолик – это члены команды, пустой – зритель

Крестик, нолик – это члены команды, пустой – зритель

Клетка 1. «Великие математики» 1

Клетка 1. «Великие математики» 1

Какие треугольники называли Пифагоровыми?

Какие треугольники называли Пифагоровыми?

Этим он внес решающий вклад в создание буквенной алгебры, чем завершил развитие математики эпохи

Этим он внес решающий вклад в создание буквенной алгебры, чем завершил развитие математики эпохи

По сей день этот человек является чемпионом в области запоминания числа

По сей день этот человек является чемпионом в области запоминания числа

Книга, написанная в IV веке до нашей эры

Книга, написанная в IV веке до нашей эры

Христианом Гюйгенсом. "Поскольку это недостойно таких замечательных людей, подобно рабам, терять время на вычислительную работу, которую можно было бы доверить кому угодно при использовании машины”

Христианом Гюйгенсом. "Поскольку это недостойно таких замечательных людей, подобно рабам, терять время на вычислительную работу, которую можно было бы доверить кому угодно при использовании машины”

Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества

Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества

Льюис Кэрролл разработал графическую технику решения логических задач

Льюис Кэрролл разработал графическую технику решения логических задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2022