Решение текстовых задач с практическим применением

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок повторения 5 класс. Учебник Н.Я. Виленкин и др. 5 класс. Москва "Просвещение", 2024 год
Иконка файла материала урок — аттестация.docx

Урок-путешествие «Решение текстовых задач с практическим применением»

Слайд 1.

1.Организационный момент: (вступительное слово учителя)

Здравствуйте, ребята!

Прошу занять свои места.

Сегодня наш урок особенный,

Слушайте меня внимательно,

Работайте старательно.

На вопросы отвечайте,

Всё, ребята, подмечайте,

Ничего не забывайте,

Руку смело поднимайте!

Слайд 2.

 II. Целеполагание:

- Посмотрите внимательно на все предметы, которые находятся на доске и обратимся к экрану для просмотра небольшого ролика (просмотр ролика)

- У кого-то может быть появилась мысль о том, что мы будем делать на уроке?

(Так как наш урок математики, то мы будем решать задачи и упражнения, связанные с знакомыми нам населенными пунктами).

- Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие.

Слайд 3.

III. Устный счет:

- Чтобы наше путешествие прошло без проблем и неприятностей, давайте проверим вашу готовность. Для этого мы соберем пазлы, решая устно примеры.

(пазл Тарсия)

 

Слайд 4.

- Ребята, вот мы сложили с Вами пазлы, а какие числа и действия над ними были использованы в этой игре? (десятичные дроби, сложение и вычитание, умножение и деление десятичных дробей).

 

- Итак, к путешествию Вы готовы, но каков же будет наш маршрут и откуда мы начнём своё путешествие? Чтобы ответить на этот вопрос нужно преобразовать десятичные дроби в натуральные числа и поставить их в порядке возрастания.

0,461 тыс.=0,461*1000=461;  

8,646 тыс.=8,646*1000=8646;  

1,026 млн=1,026*1000000=1026000;  

13,104 млн=13,104*1000000=13104000.  

Это не просто числа, они указывают количество жителей тех, населенных пунктов, куда мы с Вами отправимся в путешествие. Вы внимательно смотрели видео и можете мне сказать, где же мы сегодня с Вами сделаем остановки?

1.     х. Крутовский;

2.     г. Серафимович;

3.     г. Волгоград;

4.     г. Москва.

Вы уже поняли, чтобы путешествовать нам придется… Что делать сегодня на уроке математики? (решать математические задачи).

IV. Проверка домашнего задания

 Итак, мы начнем свое путешествие с самого любимого и родного хутора. Да, это наш родной уголок х. Крутовский.

Слайд 5.

У Вас было домашнее задание:

1.      Посетить магазины и узнать цены на продукты питания.

п\п

Наименование товара

Единица измерения

Цена за единицу измерения

1

Батон хлеба

1 шт.

 

2

Молоко

1 л

 

3

Чай «Азерчай»

100 г

 

4

Макароны «Ракушки»

1 кг

 

 

Слайд 6.

ЗАДАЧА 1.

Вот первая задача.

Для семьи из 4 человек на 1 неделю необходимо 6 батонов хлеба, 4 л молока, 1 пачка чая и 3 кг макарон. Ребята, давайте же узнаем в каком из магазинов выгоднее делать покупки, и при этом мы сэкономим семейный бюджет. (решают задачу)

 

п\п

Наименование

товара

Единица измерения

Цена за единицу измерения

Количество

Стоимость

1

Батон хлеба

1 шт.

 

6

 

2

Молоко

1 л

 

4

 

3

Чай «Азерчай»

100 г

 

1

 

4

Макароны «Ракушки»

1 кг

 

3

 

Итого:

 

 

Молодцы, выгоднее для семейного бюджета делать покупки в магазине…

А мы отправляемся дальше в наше путешествие и далее нам нужно с Вами добраться до г. Серафимович. А у на есть два маршрута.

Слайд 7.

1.     Маршрут: х. Крутовский - г. Серафимович по шоссе (асфальтированной дороге).

2.     Маршрут: х. Крутовский – ст. Усть-Хоперская – г. Серафимович по грунтовой дороге и шоссе (асфальтированной дороге).

 

 

 

 

Слайд 8.

ЗАДАЧА 2.

Нужно рассчитать сколько минут затрачивают наши односельчане, чтобы добраться до г. Серафимович по этим двум маршрутам. По 1 маршруту путь по шоссе (асфальтированной дороге) составляет 55 км, а скорость автомобиля 60 км/ч. По 2 маршруту путь по грунтовой дороге составляет 15 км, где автомобиль движется со скоростью 45 км\ч, а путь по шоссе (асфальтированной дороге) – 40 км и скорость автомобиля 60 км/ч.

1 маршрут

 

Скорость

Время

Расстояние

шоссе

60 км/ч

? мин

55 км

 

t=55\60*60= 55 мин

 

2 маршрут

 

Скорость

Время

Расстояние

грунтовка

45 км\ч

? мин +? мин}? мин

15 км

шоссе

60км\ч

40 км

 

 t=15:45*60 + 40:60*60=20+40=60 мин

Ответ: 55 мин

Итак, какой же маршрут выгоднее нашим односельчанам, по какому из маршрутов времени чтобы добраться до г. Серафимович нужно меньше? (по 1 маршруту).

 

Ну, что ребята продолжаем путешествовать  с математическими задачами и дальше по маршруту у нас административный центр Волгоградской области или главный город нашей области – г. Волгоград.

Ребята, а как раньше назывался г. Волгоград?

Слайд 9.

История Волгограда насчитывает почти четыре с половиной века.

Это сколько лет? (450)

Прежде чем получить современное название, город именовался сначала Царицыным, а затем с 1925 года — Сталинградом. И только после 10 ноября 1961 года он стал называться как г. Волгоград.

А какое историческое событие связано со Сталинградом?

Да, это Сталинградская битва в годы Великой Отечественной войны. C 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на подступах к городу и в самом городе происходила одна из важнейших битв -  Сталинградская, ставшая  переломным этапом Великой Отечественной войны. Сталинградская битва продолжалась 200 дней.

Ну, и конечно же, если бы не жители Сталинграда, не доблестная красная армия, не было бы этой победы на нашей земле. И у меня есть интересная задача про Сталинград, но прежде, чем ее решать немного отдохнем.

 

Слайд 10.

Физминутка «Наша родина - Россия»

Путешествуя сегодня

Утомились мы в пути

Предлагаю вам, ребята

Встать, от парты отойти.

В нашей стране горы - высокие (Встать на носочки, тянуться руками вверх)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)

Просторы широкие (Расставить широко руки)

Леса большие, (Показать руками обхват)

А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо).

 

Слайд 11.

ЗАДАЧА 3.

А теперь решим задачу. Слушаем внимательно.

К 1942 году в г. Сталинград проживало 561384 человека, это были местные жители, а также население, эвакуированное из Ленинграда, Москвы и других городов. На 2023 год уже в Волгограде проживало 1026000 человек. На сколько человек в год шел прирост населения г. Волгограда с 1942 года?

1942 г- 561384 чел.

2023 г – 1026000 чел.

За 1 год - ? чел.

1)    2023-1942=81 год

2)    1026000-561384=464616 чел.

3)    464616:81=5736 чел. в год

Ответ: 5 736 человек в год

 

Слайд 12.

Задача решена, можно отправляться в путешествие дальше. Следующую остановку мы с вами сделаем в столице нашей страны  – в г. Москве.

Ребята, кто из Вас бывал в столице нашего государства?

Если Вы и не бывали в г. Москве, не видели всей той красоты, которой она располагает, то наверняка слышали, читали и видели в средствах массовой информации основные ее достопримечательности. Давайте перечислим, главные исторические места в Москве.

(Кремль, Красная площадь, Храм Василия Блаженного, Мавзолей В.И.Ленина, Большой театр, Арбат и мн. др.).

Сегодня я хочу остановиться на Красной площади в Москве — это всемирно известная достопримечательность нашей Родины, и по праву носит звание одного из красивейших мест планеты. Спросите любого жителя из другой страны — что он знает, или что он слышал о России, и вы услышите: «Москва, Красная площадь…». Официальное название Красной площади было закреплено в 1661 году царским указом. 

Так исторически сложилось, что именно на этой главной площади России проводились все самые важные события для страны. В наши дни Красная площадь также очень популярна — здесь проводятся массовые народные гуляния в честь государственных праздников, и именно сюда стекается основной поток туристов со всей планеты.

 

Слайд 13.

ЗАДАЧА 4.

И я Вам предлагаю решить еще одну задачу.

Красная площадь расположена между Московским Кремлем (к западу) и Китай-городом (на восток). Общая длина — 330 метров, ширина — 75 метров, найдите ее площадь и периметр. Выразите площадь в а и га?

Длина-330м

Ширина-75м

Площадь -? м2, а, га

Периметр -? м

330*75=24750 м2

24750 м2 : 100 м2 =247,5 а

24750 м2 : 10000 м2 =2,475 га округлим до десятых 2,5 га

330*2 +75*2 =660+150 =810 м

 

Ребята, вместе у Вас отлично получается работать, а сейчас Вы самостоятельно решите пример и соберете рассыпавшиеся буквы в слове

 

Слайд 14.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Найдите значение выражения и собери слово:

  0,6 · (19,275 - 4,275) + 5 : 0,25 - 300 · 0,01 =

1)     19,275 – 4,275 =15      2)  0,6*15=9        3) 5:0,25=500:25=20

4)     300*0,01=3                  5)  9+20 =29        6) 29 – 3 = 26

Собери слово

А

И

Д

Н

Р

О

26

3

20

29

15

9

 

действие

 1

2

3

4

5

6

буква

15 Р

9 О

 20 Д

3 И

29 Н

 26 А

 

Слайд 15.

Итак, сегодня мы  путешествовали  по нашей Родине и оно  подходит к концу. И я думаю, что из сегодняшнего урока Вы узнали что-то новое о нашей Родине. И сейчас я Вам предлагаю написать СМС своему другу и в трех предложениях сообщить ему о тех знаниях, которые Вы сегодня получили на уроке. Пожалуйста, напишите сообщение своему другу.

 

Ну, вот и подошел к концу наш урок-путешествие.

Слайд 16.

 

Спасибо всем за урок, до свидания!

 

  

 

 

 

 


                                                                                                                        

 

х. Крутовский

г. Серафимович

г. Волгоград

г. Москва


РАБОЧИЙ ЛИСТ

по математике  

ученика(цы) 5 класса МКОУ Крутовской ОШ  __________________________

РАЗМИНКА.

 

Число жителей

Населенный пункт

8,646 тыс.

 

 

0,461 тыс.

 

 

13,104 млн

 

 

1,026 млн

 

 

 

Место для вычислений:

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 1.

Для семьи из 4 человек на 1 неделю необходимо 6 батонов хлеба, 4 л молока, 1 пачка чая и 3 кг макарон. Ребята, давайте же узнаем в каком из магазинов выгоднее делать покупки, и при этом мы сэкономим семейный бюджет.   

п\п

Наименование

товара

Единица измерения

Цена за единицу измерения

Количество

Стоимость

1

Батон хлеба

1 шт.

 

 

 

2

Молоко

1 л

 

 

 

3

Чай «Азерчай»

100 г

 

 

 

4

Макароны «Ракушки»

1 кг

 

 

 

Итого:

 

 

Место для вычислений:

 

 

 

 

 

Ответ:

 

ЗАДАЧА 2.

Нужно рассчитать сколько минут затрачивают наши односельчане, чтобы добраться до г. Серафимович по этим двум маршрутам.

По 1 маршруту путь по шоссе (асфальтированной дороге) составляет 55 км, а скорость автомобиля 60 км/ч.

По 2 маршруту путь по грунтовой дороге составляет 15 км, где автомобиль движется со скоростью 45 км\ч, а путь по шоссе (асфальтированной дороге) – 40 км и скорость автомобиля 60 км/ч.

 

1 маршрут

 

Скорость   

  Время

 Расстояние

шоссе

 

 

 

 

Место для вычислений:

 

 

 

 

Ответ:

 

2 маршрут

 

Скорость  

  Время

 Расстояние

грунтовка

 

 

 

шоссе

 

  

 

Место для вычислений:

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

 

 

 

ЗАДАЧА 3.

К 1942 году в г. Сталинград проживало 561384 человека, это были местные жители, а также население, эвакуированное из Ленинграда, Москвы и других городов. На 2023 год уже в Волгограде проживало 1026000 человек. На сколько человек в год шел прирост населения г. Волгограда с 1942 года?

Год

Количество жителей

 

 

 

 

 

 

 

Место для вычислений:

 

 

 

 

 

Ответ:

ЗАДАЧА 4.

Красная площадь расположена между Московским Кремлем (к западу) и Китай-городом (на восток). Общая длина — 330 метров, ширина — 75 метров, найдите ее площадь и периметр. Выразите площадь в а и га?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место для вычислений:

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Найдите значение выражения и собери слово:

  0,6 · (19,275 - 4,275) + 5 : 0,25 - 300 · 0,01 =

Место для вычислений:

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

Собери слово

А

Д

И

Н

Р

О

26

20

3

29

15

9

 

действие

 1)

2)

3)

4)

5)

6)

буква

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,461 тыс.

 

8,646 тыс.

 

1,026 млн

 

13,104 млн

 

 

х. Крутовский

 

 

 

г. Серафимович

 

 

 

г. Волгоград

 

 

 

г. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ИП Сердинова М.Н.

п\п

Наименование

товара

Единица измерения

Цена за единицу измерения

Количество

Стоимость

1

Батон хлеба

1 шт.

36

6

216

2

Молоко

1 л

100

4

400

3

Чай «Азерчай»

100 г

93

1

93

4

Макароны «Ракушки»

1 кг

55

3

165

Итого:

874

 

  ИП Гридина В.М.

п\п

Наименование

товара

Единица измерения

Цена за единицу измерения

Количество

Стоимость

1

Батон хлеба

1 шт.

35

6

210

2

Молоко

1 л

110

4

440

3

Чай «Азерчай»

100 г

100

1

100

4

Макароны «Ракушки»

1 кг

59

3

177

Итого:

927

 

  Пегас

п\п

Наименование

товара

Единица измерения

Цена за единицу измерения

Количество

Стоимость

1

Батон хлеба

1 шт.

34

6

204

2

Молоко

1 л

40

4

160

3

Чай «Азерчай»

100 г

120

1

120

4

Макароны «Ракушки»

1 кг

120

3

360

Итого:

844

 


 

Скачано с www.znanio.ru