Урок Победы по математике в 5 классе

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 22.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предоставлены задания с использованием данных о ВОв
Иконка файла материала Урок Победы 5 класс.pdf

Рыбина Марина Васильевна,

заместитель директора по УВР, учитель математики

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

«ШКОЛА № 42 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА» 

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (5 класс)

Цели:

Образовательные:

*           повторить и систематизировать знания учащихся; Развивающие:           развивать познавательный интерес учащихся;

*           способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся;           способствовать развитию быстрой реакции, умению переключаться с одного

задания на другое во время повторения, изученного ранее материала.

Воспитательные: 

*           воспитывать положительное отношение к предмету;       воспитывать общественно – активную личность;      воспитывать математическую культуру обучающихся;           воспитывать чувства гордости за Родину, за её историческое прошлое;      воспитывать уважение к подвигам наших предков и современников. Тип урока: Урок повторения и систематизации 

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет. Наше отечество пережило дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.

В 2025 году исполняется 80 лет со Дня Победы в самой трагической, самой героической войне. Именно этому событию посвящен наш урок математики. 

Решая математические задания, вы узнаете много нового о тех страшных годах войны.

II. Работа по теме урока

1. 22 июня 1941 года мирный труд людей был прерван. Началась самая тяжёлая и кровопролитная война нашего народа против фашистской Германии.  В ночь с 22 на 23 октября в город вошли фронтовые подразделения Красной Армии, после чего начались бои на подступах к Горловке и в самом городе. Но превосходство врага, особенно в танках, было значительным. 

Выполнив действия, вы узнаете, когда город Горловка был оккупирован немецко-фашистскими войсками.

425 206 – 57816: 72

А

Б

В

Г

87747

86747

86757

96747

29 октября 1941 года

2 ноября 1941 года

30 октября 1941 года

31 октября 1941 года

Ответ: Б

2.                 Наступили мрачные дни фашистской неволи. В районе жилых домов машиностроительного завода имени Кирова и в лесу, около шахты Калинина, фашисты устроили концентрационные лагеря. На шахте Румянцева немецкие каратели расстреляли и замучили 70 граждан. На шахте Комсомолец гестаповцы расстреляли 44 человека. Шахту «Узловская» варвары превратили в кладбище для расстрелянных и замученных людей. Два года жизнь здесь была сущим адом.

Решив правильно задачу, вы узнаете, сколько людей погибло на территории нашей области за годы оккупации.

В библиотеке книги хранятся в трёх залах. В I зале – 12344 книг, что на 1586 книг меньше, чем во II, а в III на 10724 книг меньше, чем в I и II залах вместе.

Сколько всего книг в библиотеке?

А

Б

В

Г

35520

34654

41824

42364

За это время в области было убито и замучено

За это время в области было убито и замучено

За это время в области было убито и замучено

За это время в области было убито и замучено

186416 мирных граждан и 149367 военнопленных.

174416 мирных граждан и 159367 военнопленных.

174416 мирных граждан и 149367 военнопленных.

194416 мирных граждан и 159367 военнопленных.

Ответ: В

3.                 Горловчане уклонялись от принудительных работ, прятали молодёжь от угона в Германию, срывали попытки возобновить работу промышленных предприятий.

Выполнив задание, вы узнаете, сколько наших земляков было угнано в Германию.

Длина прямоугольника 18 см, а ширина в 2 раза меньше. Найдите площадь и периметр прямоугольника.

А

Б

В

Г

54 см и 162 см2

34 см и 288 см2

64 см и 172 см2

32 см и 286 см2

252 тысячи наших земляков угнаны в

Германию

242 тысячи наших земляков угнаны в

Германию

262 тысячи наших земляков угнаны в

Германию

232 тысячи наших земляков угнаны в

Германию

Ответ: А

4.                 Тысячи       горловчан   отличились          в        боях на      фронтах          Великой Отечественной войны. Многие из них отдали свою жизнь в борьбе за свободу и независимость Родины. Многим из них было присвоено звание Героя Советского Союза.

Решив правильно уравнения, вы узнаете о подвигах наших земляков.

1.                 x + 409 = 511                           А. 536

2.                 x – 169 = 321                            Б. 555

3.                 603 x = 67                             В. 11

4.                 x 22 = 1342                             Г. 102

5.                 x: 37 = 15                                 Д. 61

6.                 891: x = 81                               Е. 490

1

Михаил

Мефодьевич Холод

А

Снайпер. В августе 1942 года геройски погиб, защищая город Ленинград. В тяжёлом бою под Пулковым он уничтожил 27 фашистов, а когда закончились патроны, отбивался гранатами и был смертельно ранен.

2

Иван Прокофьевич Веденев

Б

Шахтер. Будучи снайпером, этот герой - горловчанин уничтожил с 1943 г. по май 1945 года 437 вражеских солдат и офицеров.

 

 

 

Награждён орденом Ленина, Отечественной войны I и II степени, Славы, Красной Звезды.

3

Николай Маркович Красношапка

В

Гвардии майор совершил 121 боевой вылет. За успешное выполнение заданий было присвоено звание Героя Советского Союза.

4

Григорий

Евдокимович Бойко

Г

Повторил подвиг Александра Матросова, закрыв огневую точку своим телом. В 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

5

Иван Михайлович Ренсков

Д

Лётчик. В 1942 году присвоено звание Героя Советского Союза. 158 успешных вылетов. Сбросил около 6000 бомб, более миллиона листовок. Уничтожил 20 автомашин, 10 подвод с грузами и пехотой противника. Многократно бомбил железнодорожные узлы и скопления противника. Погиб в бою.

6

Ермаков          Василий Ермолаевич

Е

Повторил бессмертный подвиг Николая Гастелло: на горящем самолёте он ринулся на вражескую колонну и уничтожил её.

Ответ: 1 – г, 2 – е, 3 – а, 4 – д, 5 – б, 6 - в

Учитель. В июле – августе 1943 года наши войска начали бои за освобождение Донбасса. В освобождении Горловки принимали участие:

-   55 стрелковый корпус, командир генерал-майор Ловягин Петр Ермолаевич;

-   126-я Горловская дважды Краснознаменная, ордена Суворова 2-й степени стрелковая дивизия, командир полковник Казарцев Александр Игнатьевич,  - 271- я Горловская Краснознаменная Ордена Богдана Хмельницкого стрелковая

дивизия,          командир          полковник          Говоров          Иван          Павлович.

Перед отступлением немцы облили керосином и подожгли террикон шахты «Кочегарка» и подожгли. Этот гигантский факел пылал несколько суток, наводя ужас на мирных жителей. Но дьявольский огонь, конечно, не мог остановить освободителей. Противнику даже не удалось вывезти награбленное имущество. На железнодорожной станции был захвачен большой эшелон с боевой техникой и боеприпасами.

5. Выполните задание, и вы узнаете дату освобождения Горловки от немецко – фашистских захватчиков.

Сравните  ч и 27 мин.

А

Б

В

Г

 мин.

2  ч =  27 мин.

3

 мин. 3

2  ч   27 мин.

3

3 сентября 1943 года

2 сентября 1943 года

4 сентября 1943 года

5 сентября 1943 года

 

Ответ: Г

 

 

 

 

III. Подведение итогов урока

Учитель. Итак, сегодня мы с вами не только повторили тему: «Обобщение и систематизация программного материала начальной школы», но и окунулись в историческое прошлое нашей Родины.  

Мы понимаем, что уходит и практически ушло поколение войны. Исчезают последние свидетели и носители этой трагической для человечества памяти о войне. Свидетельства очевидцев, прошедших через это страшное лихолетье, необходимо рассказывать! Рассказывать всем, кто еще молод, и может запомнить, кто способен услышать. Наш долг сберечь память о подвигах наших дедов и прадедов. Помня о погибших, мы должны низко поклониться всем живым, всем тем, кого коснулись эти страшные события. Это страшный урок всем живущим сегодня на земле. Одна из ужасающих страниц истории. Такие преступления не должны повториться. Давайте почтим память погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

Минута молчания

IV. Домашнее задание. Придумать математическую задачу с использованием сведений из истории Великой Отечественной войны в нашем городе.