Технологическая карта урока № 26
Тема урока: Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели:
Предметные: сформировать понятия наибольшего общего делителя и взаимно простых чисел; познакомить учащихся с правилом
нахождения наибольшего общего делителя, связанным с разложением данных чисел на простые множители.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Планируемые результаты: Учащийся научится находить наибольший общий делитель двух чисел.
Основные понятия: Общий делитель, наибольший общий делитель, правило нахождения наибольшего общего делителя, взаимно простые числа.
Организационная структура урока
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Проверка домашнего задания. Устная работа. – Выясните и объясните, делится ли без остатка число a на число b, если: 1) a = 2 · 3 · 5 · 7, b = 22 · 7. 2) a = 24 · 3 · 57, b = 27 · 3 · 54. 3) a = 2 · 34 · 5 · 13, b = 2 · 33 · 5 · 11 |
Проверяют домашнее задание. Выполняют устное задание |
Умеют раскладывать число на простые множители, верно используют в речи термины делитель, кратное |
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: – создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия; – организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; – выявить место (шаг, операцию) затруднения; – зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения |
– Рассмотрим задачу с практическим содержанием, состоящую из двух частей. Задача. Лист картона прямоугольной формы имеет размеры 4 × 6 см. Его необходимо разрезать на равные квадраты наибольшей площади (без отходов). Найдите длину стороны таких квадратов. Решение. Решим эту задачу, используя чертеж: – Чему равна длина стороны квадрата? (Длина стороны квадрата равна 2 см.) – Проанализируем полученный ответ. Число 2 – наибольшее натуральное число, на которое оба исходных числа, 4 и 6, делятся без остатка. Как логично назвать число 2? Говорят, что 2 – наибольший общий делитель чисел 4 и 6. Такое же понятие можно ввести для любых наборов различных натуральных чисел, причем эти наборы могут состоять из любого количества чисел, а не только из двух |
Решают задачу, делают чертеж в тетрадях |
Умеют изображать геометрические фигуры на бумаге в клетку, анализировать и осмысливать текст задачи |
Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме |
III. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации |
Организует построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели |
– Тема нашего урока – «Наибольший общий делитель. Взаимно обратные числа». – Какую цель вы поставите перед собой? (Узнать, что такое наибольший общий делитель, взаимно обратные числа.) – Что нам поможет освоить эту тему и достичь цели, которую мы перед собой поставили? (Учебник.) |
Определяют цель урока, планируют учебные действия |
|
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: уметь самостоятельно формулировать познавательную цель |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два» Руки вниз, вперед смотри – это «три» Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». |
|
|
||
IV. Реализация построенного проекта. Цели: – организовать построение и фиксацию нового знания; – зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Организует построение и фиксацию нового знания |
– Прочитайте определение наибольшего общего делителя нескольких чисел на с. 25 учебника. Наибольший общий делитель обозначается НОД(a, b), где a и b – числа, наибольший общий делитель которых находим. – Для поиска НОД натуральных чисел существуют различные алгоритмы. Если даны два числа и они сравнительно невелики, то лучший алгоритм – непосредственный перебор. Например, найдем НОД чисел 12 и 16. Рассматриваем делители меньшего из данных чисел, в данном случае числа 12, в порядке их убывания: 12, 6,... и последовательно проверяем, являются ли они делителями числа 16. Получим, что НОД(12; 16) = 4. – Как объяснить этот алгоритм? Почему он, как правило, неудобен для больших чисел или в случае поиска НОД более чем двух чисел? Как поступать в этих случаях? В этих случаях «выручает» разложение чисел на простые множители. Рассмотрим еще два примера. Пример 1. Найти НОД чисел 875 и 5625. Раскладываем каждое из чисел на простые множители. Получим, что 875 = 53 · 7; 5625 = 32 · 54. – Из каких простых множителей должен состоять НОД этих чисел? Из тех, которые входят в разложение каждого из них. Поэтому, НОД (875; 5625) = 53 = 125. Пример 2. Найти НОД чисел 320, 640 и 840. 320 = 26 · 5; 640 = 27 · 5; 840 = 23 · 3 · 5 · 7. НОД (320, 640, 840) = 23 · 5 = 40. – Алгоритм, который мы использовали, описан в учебнике. Откройте и прочитайте его. Для самоконтроля полезно помнить, что НОД любого количества чисел не превосходит наименьшего из них. Обратить внимание учеников на смысл выражений «общий делитель» и «наибольший общий делитель» |
Читают определение НОД в учебнике.
Слушают учителя.
Находят НОД чисел 12 и 16.
Отвечают на вопросы.
Записывают примеры в тетрадях.
Читают алгоритм в учебнике |
Могут сформулировать определение наибольшего общего делителя, верно используют в речи термин наибольший общий делитель |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из текста, анализировать факты и явления. Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать свое мнение. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: закрепление нового знания в речи и знаках, применение знаний в типовых условиях |
Организует закрепление нового знания в речи и знаках, оказывает помощь в случае затруднения учащихся |
– Используя перебор, найдите НОД чисел: а) 50 и 125; б) 80 и 32; в) 27 и 45; г) 30, 40 и 60. – Используя разложение на простые множители, найдите НОД чисел, заданных в учебнике на с. 51-52: № 2.57 № 2.58 № 2.59 № 2.60 |
Выполняют устно, результаты записывают в тетрадях.
Выполняют задания письмен - но в тетрадях с проверкой ответов на доске |
Умеют использовать разные способы нахождения наибольшего общего делителя |
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Какое число называют наибольшим общим делителем двух натуральных чисел? – Как найти НОД нескольких натуральных чисел? Рефлексия «Ладошка» (см. Ресурсный материал к уроку). Домашнее задание: § 2 п. 7 с. 50-51, № 2.85, № 2.87, № 2.94. |
Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку |
Знают, какое число называют наибольшим общим делителем двух натуральных чисел |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Ресурсный материал
Рефлексия «Ладошка»
На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. Запишите его.
• Большой палец – для меня это важно... (неважно).
• Указательный – я получил конкретные рекомендации... (я не узнал для себя ничего нового...).
• Средний – мне было интересно, легко... (скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)).
• Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
• Мизинец – хочу для себя выяснить...
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.