МБОУ «Бортойская средняя общеобразовательная школа»
Разработка внеклассного мероприятия
Цели:
• Развивать творческое мышление учащихся и интерес к математике
• Ознакомиться с историей развития математики и творчеством Пифагора и Сократа
• Развивать память учащихся и умение выделять из статьи главное.
Оборудование:
Портреты Пифагора и Сократа, название игры, ордена.
Игра проводится в один тур.
1. Домашнее задание: сочинить четверостишие, посвященное Пифагору и Сократу, или игре, или пожелание остальным участникам. (оценивается судьями)
2. По оценке судьей участники выбирают дорожки:
а) зеленая дорожка: на ней проходят 4 этапа, можно ошибаться 2 раза.
б) желтая дорожка: на ней проходят 2 этапа, можно ошибаться 1 раз.
в) красная дорожка: на ней проходят 2 этапа, ошибки не допустимы. Вступление: начало нашего тысячелетия заставляет задуматься о тысячелетиях минувших. Все люди оглядываются на пройденный путь, по новому осмысливают свою жизнь, жизнь своих предков, ход истории, в том числе и истории науки.
Истоки математики находятся в Египте и Вавилонии, но их превращение в полноводный поток происходило в Древней Греции.
Поэтому разговор об истории развитии математики естественно начинают с философов и математиков эллинизма. Начнем с творчества Пифагора и Сократа.
Вопросы по творчеству Пифагора:
Зеленая дорожка:
1. Где родился по легенде Пифагор?
Ответ: На острове Самос, что находится в Эгейском море недалеко от побережья Малой Азии.
2. Какие числа считали женскими, какие – мужскими?
Ответ: Четные числа- женские, нечетные – мужские. 2 – первое женское число, 3 – первое мужское число.
3. Пифагор и его ученики много занимались теорией музыки. Что они изобрели для изучения музыки?
Ответ: Монохорд – прибор для экспериментирования с музыкальными созвучиями. Он состоял из резонаторного ящика, натянутой струны и особых устройств, позволяющих быстро уменьшить или увеличить размер струны.
4. Опишите один из дней пифагорийцев.
Ответ: Утром простой завтрак, состоящий из хлеба с медом и воды. Потом утренние телесные упражнения. Весь день дружеский разговор и беседа о государственном устройстве. Вечер посвящался купанью, ужину, пению и музыке.
Желтая дорожка:
1. Чем отличалась школа пифагорийцев от других школ?
Ответ: Замкнутостью, были вегетарианцами и общностью имущества.
2. С чем отожествляли пифагорийцы число 5 и почему?
Ответ: Число 5 отожествляли с браком, как сумму первого женского и мужского чисел.
3. Почему союз, созданный Пифагором был не только философским, ни религиозным братством аристократов?
Ответ: Потому что члены братства не только преклонялись перед своим руководителем, но и обожествляли его.
Красная дорожка:
1. Что положил бог в основу порядка по пифогорийски?
Ответ: Бог положил в основу мирового порядка числа.
2. Что считают вершиной достижения пифогорийцы и почему?
Ответ: Доказательство теоремы Пифагора, потому что за много столетия раньше была сформулирована вавилонскими, китайскими и индийскими учеными, но ее доказательство им не было известно.
Вопросы по творчеству Сократа:
Зеленая дорожка:
1. Кем были родители Сократа?
Ответ: Отец его, Сафронний, занимался искусством, а мать, Фенеретта, была повивальной бабкой.
2. Что считал Сократ главным предметом философского учения?
Ответ: Личность человека. Он говорил:»Познай, прежде всего, самого человека. Не знать самого себя и быть уверенным, что знаешь то, чего, в самом деле, не знаешь - вот что ближе всего граничит с безумием».
3. С чем сравнивал Сократ свою деятельность?
Ответ: С занятием своей матери, т.е. с повивальным искусством. Он говорил: «Мое повивальное искусство отличается от материнского тем, что служит при родах мужчинам, а не женщинам, и, что заботится о душах, а не о телах».
4. Чем отличался Сократ от других философов?
Ответ: Он никогда не излагал систематически своего учения, только лишь спорил со своими слушателями.
Желтая дорожка:
1. Кого из всех философов того времени отличал и уважал Сократ? Ответ: Сократ отличал и уважал Продика, известного своею мудростью и примерною добродетелью. Продик был строгий грамматик, и изучение философии начинал с изучения языка, чтобы таким путем приучить к правильному пониманию и употреблению слов.
2. Что говорил Сократ про человека, который не в состоянии совладать с собою?
Ответ: Тот хуже раба, и ничто не мешает так развитию, как неудержимая страсть к наслаждениям. 3. В чем обвиняли Сократа?
Ответ: Его обвиняли в том, что он внушает юношам неповиновение родителям, презрение к старшим. Уме ставили в вину и то, что он, например, такие советы: «Если кто болен, то должен спросить совета у врача, а не у отца».
Красная дорожка:
1. Жена Сократа, Ксантиппи, отличалась злым и капризным характером.
Как, он шутя, объяснял свой выбор?
Ответ: «Кто желает сделаться искусным наездником, тот выбирает самых диких коней. Обуздав их, он может справиться со всеми другими. А так как я хочу жить и общаться с людьми, то и женился на этой женщине, вполне уверенный, что, ужившись с нею, я уживусь и со всяким».
2. Эсхин был беден, и, поэтому он боялся прийти к нему. Что ответил Сократу Эсхину, когда он сказал, что он беден?
Ответ: «Разве ты себя ни во что не ставишь, разве ты не даешь, если отдаешь самого себя».
Подведение итогов. Награждение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.