Формирование потребностей у воспитанников в здоровом образе жизни
Оценка 4.6

Формирование потребностей у воспитанников в здоровом образе жизни

Оценка 4.6
docx
30.11.2023
Формирование потребностей у воспитанников в здоровом образе жизни
Формирование потребностей у воспитанников в здоровом образе жизни.docx

Формирование потребностей у воспитанников в здоровом образе жизни.

Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.

Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально – культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства. И здесь велика роль таких учебных предметов, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Но нередко знания, получаемые школьниками на уроках по этим предметам, – далекая от жизни теория.

Министерство образования РФ, в рамках реализации национального проекта “Здоровье”, инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учётом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

В современной педагогической науке накоплен богатый опыт теоретических исследований по проблеме формирования здорового образа жизни подростков, построенных на разнообразных научных подходах. В существующих теория можно выделить два основных подхода к процессу формирования здорового образа жизни учащихся: организация здоровой жизнедеятельности отдельных социальных групп педагогическими средствами и организация здорового поведения, формирование гигиенических привычек. У подростков большую интенсивность приобретает процесс формирования социальных аспектов здорового образа жизни обучающихся. Значительное место среди теорий занимают теории, нацеленные на построение целостных педагогических систем, проектирование новых образовательных моделей, что существенно обогащает теорию проектирования и управления педагогическими системами.

Большие возможности в формировании ЗОЖ имеются у школы. Педагогическая технология формирования здорового образа жизни у школьников базируется на трёх важнейших принципах: Принцип вариативности; Принцип гибкости; Принцип открытости. Важным аспектом деятельности школы является организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков алкоголем, приобретении других порочных привычек. Для оказания помощи подросткам в организации досуга необходима своеобразная и яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать занятие по душе. Педагогу важно знать интересы, склонности и увлечения детей, чтобы помочь организовать содержательный досуг [6]. В настоящее время в становлении потребности в здоровом образе жизни подростков большую роль играют формы и методы работы педагога в рамках так называемой здоровьесберегающей среды образовательного учреждения [7]. В понимании сущности здоровьесберегающей среды необходимо учитывать тенденцию, по которой базовое для нее понятие здоровья рассматривается в единстве физической, психической и духовной составляющих.

Согласно этой тенденции, предметом здоровьесбережения в образовательном учреждении следует считать баланс хорошего физического состояния школьников, их психического равновесия и духовного благополучия. Здоровьесберегающий педагогический процесс в школе в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения учащихся в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в современной школе. В настоящее время большинство подростков превосходно знающие о вредных свойствах табака и алкоголя и о риске развития злокачественных опухолей, возникающих при их употреблении, продолжают сознательно курить и употреблять алкоголь. Именно поэтому перед каждым педагогом и воспитателем остро стоит задача вести непрерывное валеологическое образование населения, начиная с самого раннего возраста. Одной из функций социальной педагогики является вапеологическая, включающая просветительскую работу в семье, разъяснение влияния личного примера родителей, их образа жизни на дальнейшую судьбу ребенка – это обязанность каждого педагогического работника. Именно школа может на современном этапе обеспечить систему образовательных мер, направленных на формирование здорового образа жизни подростков. Чтобы работа по формированию потребности в ЗОЖ была более эффективной, недостаточно лишь создать необходимые условия для коррекционно-восстановительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Необходимо чтобы каждый воспитанник осознал ценность своей жизни, научился бережно относиться к себе и своему здоровью, чтобы у него сформировалась потребность в ЗОЖ. Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. Нужно чтобы слова «В здоровом теле - здоровый дух!» приобрели для воспитанника личностный смысл. Для новых детей индивидуальные беседы направлены на изучение и закрепление правил личной гигиены и безопасности жизнедеятельности. В дальнейшем осуществляется углубление знаний и навыков по вопросам личной гигиены, правильной осанки, сохранения зрения, предупреждение заболеваний и вредных привычек, о способах оказания первой помощи. У воспитанников закрепляются представления о значимости культурно-гигиенических навыков в жизни человека, закладываются представления о целостности организма человека, о взаимозависимости всех его систем, а также о собственных взаимоотношениях с окружающим миром. Ежедневно следим за чистотой тела и одежды, спальных комнат, постоянно контролируем выполнение гигиенических навыков. Проведена беседа «Чистота – залог здоровья».

Важным фактором здоровьесбережения являются знания о важнейших пищевых источниках и пищеварении, о болезнях питания, лечебном питании, о вредных продуктах. Воспитанники получают основные знания на уроках технологии и на кружке «Кулинария». В классе в течение учебного года проведена беседа «Приятного аппетита», презентация «Здоровое питание», Беседа - «Уроки этикета за обеденным столом». Самоподготовку следует начинать не раньше 16 ч. Длительность выполнения домашних заданий не должна превышать: в 1 классе со второго полугодия - 1 ч (в I полугодии домашние задания не задаются), для учащихся 2-х классов - 1,5 ч, 3 - 4-х - 2,0 ч, 5 - 6-х - 2,5 ч, 7 - 8-х - 3 ч, 9 - 11-х классов - 4,0 ч. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных (ПАВ) приходится на возраст 6-12 л. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствует специфические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю и наркомании. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы-интерната. Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом. В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья учащихся. В работе с детьми мы исходим из того, что детство – особый уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным, присущим только ей кругом потребностей и возможностей. Поэтому в работе с детьми мы руководствуемся принципом гуманизма и педагогического оптимизма, что предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность. По выражению академика Н.М. Амосова, “чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя нечем”. Свое выступление хочется закончить словами выдающегося педагога В.А.Сухомлинского: «Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


 

Формирование потребностей у воспитанников в здоровом образе жизни

Формирование потребностей у воспитанников в здоровом образе жизни

Значительное место среди теорий занимают теории, нацеленные на построение целостных педагогических систем, проектирование новых образовательных моделей, что существенно обогащает теорию проектирования и управления педагогическими системами

Значительное место среди теорий занимают теории, нацеленные на построение целостных педагогических систем, проектирование новых образовательных моделей, что существенно обогащает теорию проектирования и управления педагогическими системами

В дальнейшем осуществляется углубление знаний и навыков по вопросам личной гигиены, правильной осанки, сохранения зрения, предупреждение заболеваний и вредных привычек, о способах оказания первой помощи

В дальнейшем осуществляется углубление знаний и навыков по вопросам личной гигиены, правильной осанки, сохранения зрения, предупреждение заболеваний и вредных привычек, о способах оказания первой помощи

В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья учащихся

В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2023