«… задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, городецкой или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества».
А. А. Грибовская.
Актуальность
Народное декоративно-прикладное искусство психологически близко детям, вызывает у них острую сенсорную пытливость, познавательную активность, непосредственные эстетические переживания в силу ряда особенностей, присущих этому искусству, а именно: конкретной предметности, многомерности (разнообразие содержания и жанров), типизации и упрощенности образов, яркости и нарядности воплощений. Оно побуждает первые яркие образные представления о Родине (Н.Ф. Виноградова, Р.И. Файзулина, Р.Ш. Халикова и др.), ее культуре, традициях, обычаях народа (А.А. Грибовская, М.Б.Зацепина, Р.Н. Смирнова и др.), способствуя при этом воспитанию чувства прекрасного, стимулируя развитие творческих способностей, формированию и развитию познавательных интересов А.П. Усова, Н.С. Карпинская, З.А. Богатеева, Н.А. Курочкина.
Объект исследования - формирование познавательного интереса к народному творчеству у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Предмет исследования – изобразительная деятельность, как средство формирования познавательного интереса к народному творчеству у детей с ОВЗ.
Цель исследования - определить влияние изобразительной деятельности на формирование познавательного интереса к народному творчеству у детей с ОВЗ.
Задачи:
Проанализировать литературные данные по проблеме исследование детей с ОВЗ.
Провести педагогическое изучение детей с ОВЗ.
Подбор методов и приемов коррекционно-развивающей работы по формированию навыков изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования – формирование познавательного интереса к народному творчеству у детей дошкольного возраста с ОВЗ будет протекать наиболее результативно в изобразительной деятельности при использовании специально подобранных занятий, игр, упражнений, направленных на:
вызывание интереса к изобразительной деятельности
формирование навыков изобразительной деятельности
закрепление навыков изобразительной деятельности в свободной деятельности.
Методы и приемы формирования познавательного интереса
I этап
II этап
III этап
Вызвать интерес к изобразительной деятельности
Понимать что рисунок это отражение реального предмета
Вызвать желание детей создавать изображения
Воспитание положительное отношение
к изобразительной деятельности и ее результатам
Учить адекватному использованию реальных предметов и перенесения его в объемном изображений
Сюжетная лепка
Декоративное рисование
Сюжетное рисование
Зрительно – двигательное внимание
Обучение пространственному отношению
Использование продуктивной деятельности в реальной жизни
Овладение сенсорным воспитанием и развитием речи
Закрепление навыков приобретенных в первый год
Анализ материалов показал, что под влиянием коррекционной работы происходит положительные изменения в формировании познавательного интереса к народному творчеству у детей с ОВЗ в изобразительной деятельности.
При сравнении данных экспериментальной и контрольной группы видно, что у детей из экспериментальной группы знания, навыки, умения изобразительной деятельности стали сформированы лучше, а у детей из контрольной группы остались на том же уровне.
Из этого можно сделать вывод, что проводя с детьми коррекционно-развивающую работу можно повысить уровень сформированности познавательного интереса в изобразительной деятельности.
Правильная оценка возможностей рисования дает надежный ключ к его использованию в качестве продуктивного средства педагогического изучения детей. Наблюдая за изобразительной деятельностью ребенка, можно получить о нем такие ценные сведения, которые трудно обнаружить в других условиях. Данные наблюдения существенно наполняют характеристику ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.