Лекция по МДК 01.07
Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках изобразительной деятельностью
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) указаны общие требования к условиям овладения основной образовательной программой, а также личностные, метапредметные и предметные качества, которые необходимо развивать у учеников для их социализации. Одним из таких требований является развитие личности школьника, интереса к учению, развитие самостоятельного умения учиться.
Проблема изучения познавательного интереса - одна из актуальных тем в образовании. Продуктивность процесса обучения во многом зависит от решения этой проблемы, поскольку для мотивации школьника к познавательной деятельности важна заинтересованность.
Вопросам развития познавательного интереса учащихся посвящен целый ряд исследований. Проблема формирования интереса получила широкое освещение в трудах Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили, В.Б. Бондаревского, Л.С. Выготского, А.В. Карпова, А.В. Крутецкого, А.Н Леонтьева , А.К. Марковой, И.В. Метельского, Н.Г. Морозовой, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и Г.И. Щукиной.
Важную роль в формировании познавательного интереса играют уроки изобразительного искусства, так как в процессе рисования с натуры учащиеся работают с моделью образуют, изучают и добавляют, анализируют, сравнивают и обобщают.
Одним из ведущих мотивов деятельности младшего школьника является познавательный интерес, степень сформированности которого в значительной мере определяет продуктивность всего процесса обучения. Однако вопрос о том, как добиться большего эффекта в его формировании, все еще требует решения и все больше привлекает внимание педагогов, психологов и учителей-практиков. В нынешних условиях очень важно развить познавательный интерес у учеников. Для решения данной проблемы возникает необходимость рассмотреть теоретическое обоснование понятия «познавательный интерес». Для начала определимся, что же такое интерес?
Первое важное упоминание об интересе содержится в «Великой дидактике» автора Яна Амоса Коменского. Он связывал решение проблемы формирования интереса у школьников с процессом воспитания и обучения, личностью учителя и всемерной поддержкой от родителей его авторитета в глазах детей. Я. А. Коменский отмечает: «… учитель должен знать особенности детей, не подходить ко всем одинаково; нужно воспитывать интерес и внимание к обучению, возбуждение внимания к обучению - первейшая забота учителя; сама школа должна быть приятным местом; наибольшее значение в обучении имеют совершенные и рациональные методы обучения, они должны согласовываться с природой ребенка».
«Интерес – это особое отношение личности к предмету, вызванное осознанием его значения в жизни и положительными эмоциями», так определение звучит с позиции психолога Л. И. Божович. Психолог А. В. Петровский определил понятие интерес, как форму проявления познавательных потребностей, обеспечивающих направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым помощь в осваивании, ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Основываясь на определении, мы можем описать интерес как эмоционально-познавательное отношение, непосредственно мотивированное, которое имеет закономерность переходить в познавательную направленность личности».
Выготский Л. С. определил, что это «особый психический механизм, который побуждает человека выполнять действие, приносящее эмоциональное насыщение». Познавательный интерес рассматривается И. В. Метельским, как активная познавательная направленность, которая связанна с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, вызывающим радость от познания, преодоления трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает как: а) как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; б) как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; в) как мощный побудитель активности личности; г) как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
Познавательный интерес с точки зрения В. А. Сластенина - это мощь учения, которая движет изнутри и может выражаться в направленности ученика, которая подкреплена знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и выражается в тяге к знаниям, желанию к активному познанию и приносящая удовлетворение.
Как полагали В. Б. Бондаревский, B. C. Мухина, С. Л. Рубинштейн, познавательный интерес выражается как: - выборочное концентрирование психических процессов личности на явления и предметы окружающего мира; - стремление, установка, потребность человека заниматься областью знаний, при которой деятельность, приносит эмоциональное удовлетворение; - индивидуальное отношение к действительности, его объектам, процессам, явлениям, которое выборочно наполнено яркими эмоциями, активными помыслами, волевыми устремлениями.
Выдающийся психолог В. Б. Бондаревский источником формирования познавательного интереса рассматривает: содержание учебного материала, которым овладевают школьники, разнообразный и всесторонний процесс учебной деятельности и общение между участниками учебного процесса. В соответствии с данным подходом познавательный интерес - процесс, постоянно функционирующий в деятельности школьника и взаимодействующий с мотивами, устойчивыми методами поведения, который «все больше и больше закрепляясь, становится, в конце концов, устойчивой чертой характера человека, его личности» Г. И. Щукина описывает понятие интерес, как уникальное свойство, как системное образование, которое сможет обеспечить духовное развитие личности и поможет ей выделить для себя значимое и ценное из окружающей действительности.
В исследовательских работах Н. Г. Морозовой описаны уровни развития познавательного интереса. На первой стадии у ребенка нет истинного интереса к деятельности, интерес возникает лишь время от времени. На второй стадии ученик уже проявляет интерес к поставленным на уроке задачам и даже после окончания урока, так как эмоциональнопознавательным отношение к предмету обобщается переживаниями. А вот когда под влиянием познавательного интереса меняется весь образ жизни школьника и отношение к предмету Н. Г. Морозова выделяет третью стадию. Также считается, что есть высочайшая стадия развития интереса, когда у ребенка появляется устойчивый собственный интерес к конкретной области или деятельности – эмоционально-познавательная непосредственная мотивированная направленность всей личности на конкретную область знания или деятельности.
Познавательный интерес считается важным мотивом деятельности, который увеличивает собственную значимость для человека. Это позволяет обрести особый личностный смысл. Множество вопросов, возникающих у ребенка, с которыми он обращается к родителям, к учителям, взрослым, чтобы выяснить природу того или иного явления развивают мыслительную активность, что как раз и происходит под влиянием познавательного интереса. Личность ребёнка развивается и приобретает социальные качества в результате поиска, выбора и чтения книг в интересующей области способных удовлетворить его интерес. Под воздействием познавательного интереса умственная деятельность становится более концентрированная, школьник начинает размышлять и по поводу проблем, которые начинают приобретать особое значение для ученика.
Способы умственной деятельности становятся более эффективными и вызывают важные изменения благодаря интересу. Познавательный интерес вызывает у детей младшего школьного возраста эмоциональный подъем, удивление, чувство ожидания, которые переходят в творческую деятельность. На состояние заинтересованности, которое ученик обнаруживает на разных уроках, влияет много факторов (насколько интересна информация, которую преподносит учитель, расположение учебного места в классе, удачный ответ, поднявший его самооценку перед учениками и т. д.).
Крайне важно оставаться внимательным к каждому ученику, видеть и замечать у ученика малейший интерес к какой-либо сфере учебной работы, поощрять стремления школьника и создавать все условия для того, чтобы усилить интерес и перевоплотить его в настоящую заинтересованность к науке, к знаниям. Так как это позволит учителю, формирующему познавательный интерес, сформировать правильное отношение к процессу обучения. Сам процесс обучения в любом возрасте должен готовить почву теоретическим интересам учащегося старшего звена, приучить школьника использовать изученный материал на низшей, простейшей стадии познавательного интереса, но и генерировать истинный познавательный интерес на новом материале, пробуждать мысль, с легкостью ставить перед собой задачи, находить ответы на проблемные вопросы.
Учение является основным видом деятельности для школьников, тем самым является главным источником приобретения и развития познавательных интересов. Школьника привлекает возможность улучшить свои силы в усвоении и познании нового материала, поэтому очень важно обращать внимание на содержание учения, от этого зависит, в какой мере ученик овладеет новым материалом и насколько его интересует учебный процесс. Познавательный интерес –является главным стимулом для обучения учеников. Под воздействием познавательного интереса, как считают ученые специалисты по психологии (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и педагоги (Б. С. Волков, В. Н. Крутиков, Г.И. Щукина), учебная работа, в том числе и у слабых учеников, протекает наиболее продуктивно. Если правильно организовать педагогическую и воспитательную деятельность учеников и применять их целенаправленно и систематически, то познавательный интерес станет устойчивой чертой личности ученика и будет воздействовать на его развитие.
Ученые выделяют три уровня познавательного интереса. «Открытый прямой интерес к новым фактам, к необычным явлениям, которые преподаватель рассказывает на уроке, относят к элементарному уровню». Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, гипотезами. Школьник, проявляющий интерес к причинно – следственным связям, выявлению закономерностей, установлению совокупных принципов явлений, действующих в различных условиях будет иметь самый высокий уровень познавательного интереса. Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне находится познавательный интерес каждого ученика. Уровень познавательного интереса зависит от характера деятельности, к которой стремится ученик.
Развитие познавательного интереса - это процесс закономерного изменения личности в результате его стремления к знанию, активного отношения к предметам и явлениям действительности. Объективную основу для развития составляет процесс установления познавательного интереса, который также как и в любой стороне личности происходит в деятельности, структура которой определяется её содержанием, задачами, мотивами и способами.
Главный вид данной деятельности – учение. Учение – это организованное особым образом познание; познавательная деятельность, нацеленная на освоение объема знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности. Г.И. Щукина в своих работах выделяет следующие стадии развития познавательного интереса, которые располагаются последовательно: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Но особенность этой последовательности заключается в том, что эти стадии сосуществуют, а не сменяют друг друга, но для каждой возрастной группы определена своя последовательность.
В. И. Ковалев выделяет следующую классификацию познавательных интересов: - по содержанию (направленности): ‒ материальный (с подвидами); ‒ общественно-политический; ‒ профессионально-трудовой; ‒ познавательный: учебный, специально научный; ‒ эстетический; ‒ читательский; ‒ спортивный и другие; - непосредственный, опосредствованный: ‒ непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладению знаниями, процессу труда, творчеству; ‒ опосредствованный – интерес к результатам деятельности; - по уровню действенности: ‒ пассивный – созерцание; ‒ активный – действие; - по объему (характеризует структуру интересов личности): ‒ широкий – интересуется многим, глубоко разбирается; ‒ узкий – нет постоянного увлечения, лишь любознательность; -по глубине: ‒ глубокий – стремление глубоко проникнуть в предмет познания, и в совершенстве им овладеть; ‒ поверхностный – легкомысленность в практике, пренебрежительность; -по устойчивости: ‒ устойчивый – развитые способности и глубокое осознание своего долга и призвания; ‒ неустойчивый–противоположный первому, характерен взрослым и детям.
По мнению педагога С. А. Трыковой развитие познавательного интереса к художественной деятельности у детей – одна из ведущих задач, решение которой повысит качество художественного образования в современной школе. Она считает, что: «Очень важно достигнуть заинтересованности изобразительным искусством, так как это мотивирует школьников к обучению. Во-первых, довольно трудно заинтересовать ученика, потому что с приобретением опыта, знаний, умений и навыков стимулирует находить области, которые могут быть интересны ученику, а во-вторых, вызванный интерес стимулирует творческое мышление в процессе обучения». Л. А. Сатарова в работе «Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности» говорит о том, что: «Задача установления увлечения и привязанности к изобразительной деятельности у учеников, выходит за границы предмета «Изобразительное искусство», потому что эти процессы влияют и на другие школьные дисциплины. Любая форма деятельности в школе, имеет общую основу и правила в каждом возрастном периоде, это и делает её такой привлекательной».
Таким образом, уточнив сущность понятия «познавательный интерес», можно сделать вывод, что «познавательный интерес» это направленность личности на окружающий мир, который характеризуется активностью и избирательностью, побуждающая человека к различным видам деятельности. Мы выделили стадии развития познавательного интереса, которые располагаются последовательно: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Мы остановились на классификации познавательного интереса В. И. Ковалева: по содержанию (направленности); непосредственный, опосредствованный; по уровню действенности (пассивный, активный); по объему (широкий, узкий); по глубине (глубокий, поверхностный); по устойчивости (устойчивый, неустойчивый).
Личностные требования к результатам обучающихся включают формирование мотивации к обучению, к творческому труду, формирование познавательного интереса, согласно ФГОС НОО. Учебный предмет изобразительное искусство включает в себя основы различных видов визуально-пространственных искусств, таких как: живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, изображение в экранных и зрелищных искусствах.
По мнению доктора педагогических наук В.С. Кузина: «уникальность и значимость изобразительного искусства определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции».
Для того, чтобы вырастить всесторонне развитого и воспитанного ребенка необходимо сформировать познавательный интерес; одной из форм познания реальной действительности, окружающего мира является изобразительное искусство.
Программа Б.М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов, разработанная на основе ФГОС НОО и с учетом примерной программы по изобразительному искусству, на протяжении всего курса обучения знакомит школьников с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, живописи, классического и народного искусства различных стран и эпох.
Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит в процессе решения заданий, направленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
Рассмотрим более подробно одни из часто употребляемых приемов формирования познавательного интереса младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Прием создания на уроке ситуаций занимательности. Важнейшая задача учителя – обеспечить ученикам получение позитивных эмоций в процессе обучения. Этого можно достигнуть, используя в учебном процессе интересных примеров, опытов, фактов.
Прием создания ситуации успеха в учении. Такая ситуация возникает путем избирательной помощи ученикам в выполнении заданий; путем поощрения промежуточных действий, то есть специального подбадривания ребенка на новые усилия.
Прием создания проблемной ситуации. Данный прием заключается в том, что учитель вводит противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников удивление или затруднение. Часто употребляется и прием мотивации, когда интерес класса вызывается применением мотивирующего приема, а учитель сообщает лишь тему урока.
Первый прием – «яркое пятно», в котором могут быть использованы сказки или легенды, фрагменты из художественной литературы; второй – «актуальность», который состоит в нахождении смысла, значимости темы, предлагаемой учителем индивидуально для каждого ученика. В практике часто применяют также словесно – творческие приемы для того, чтобы сформировать познавательный интереса младших школьников к изобразительному искусству (по Б. М. Нeмeнскому).
Прием «Беседа по картине» включает в себя три группы вопросов. Первая группа вопросов направлена на понимание содержания картины, вторая направлена на выделение выразительных средств; третья направлена на осознание того, как можно соотнести воспринятое на картине с изобразительной задачей.
Следующий прием «Беседа о художнике». Прием основывается на подготовке интересного материала о биографии художника и беседы, при этом используют наглядные материалы.
Прием «Искусствоведческий рассказ», на котором урок включает в себя информацию о деятельности художников, об особенностях работы их мастерской, об изобразительных материалах и т.д.
Прием «Творческий рассказ», заключается в том, чтобы описать содержание картины во время работы, так школьники могут раскрыть ее содержание, привнося элементы творчества. Словесно – творческий прием – это «рассказ с закрытыми глазами об увиденном». Школьникам нужно рассмотреть репродукцию картины в течение 2-3 минут, после чего им предлагается начать описание изображения на картине с закрытыми глазами, при этом развивается и образная память школьников.
Прием «Коллективного обсуждения произведений искусства» является очень эффективным для формирования необходимых навыков общения, так как урок построен на дискуссии, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Прием «Вхождения в картину» заключается в том, чтобы рассмотреть картину и мысленно перенестись в эту картину, представить себя в то время и в том месте среди событий, изображенных на картине, школьники мысленно вслушиваются в звуки, представляют, что было на этом месте раньше.
Еще один интересный прием «Погружение». Школьники рассматривают картины и дают им названия, после того, как каждый ученик это сделает, вся группа выбирает наиболее подходящее название для картины. Этот приём помогает ученикам научить отстаивать своё мнение и уметь его обосновать перед классом. В конце задания ученики обсуждают реальное название картины и сравнивают его со своим.
Прием «Художественный салон». Дети рассматривают и «покупают» выставленные в «художественном салоне» репродукции картин. Если ученик смог рассказать, как называется репродукция и ответить на вопросы: «Как художник показал в своей картине главное?», «Почему картина тебе понравилась?» и т.д. картина «продается».
Прием «Найди ошибку». Учащимся дается установка слушать внимательно рассказ учителя, который описывает содержание произведения и средства выразительности, которые были использованы художником при написании этой картины. Учитель обращает внимание на настроение произведения, которое хотел передать художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины, которую учащимся необходимо найти и исправить.
Прием «Точных установок» заключается в том, что школьники при ответе на вопрос выполняют мыслительные действия в определенном порядке. Например «Внимательно посмотри, что изображено на картине, что самое главное, как художник это показал, и ответь на вопрос о чём картина». Прием учит детей рассуждать логически и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, рациональному восприятию живописи, а также видению эстетических достоинств произведения.
Прием «Сравнения» состоит в том, чтобы школьники могли различать разницу между картинами разных художников одного жанра, которые показывают различное настроение, и картинами одного художника, которые выполнены с помощью разного колористического решения. Репродукции картин сравнивают по одному из признаков: контрасту – настроению, цвету, композиции. После того как дети научатся отделять один контрастный признак от другого, при сравнении двух картин, они смогут назвать разные признаки – по цвету, расположению, освещенности, динамике.
Прием «Мысленного создания собственной картины по названию, данному художником» при которой ученики воображают картину, исходя из названия, таким образом, школьник развивает умение мыслить творчески самостоятельно, видеть связь между содержанием и формой произведения, делать выводы, приобретая умение вынашивать замысел, потребность выражать его в собственном творчестве. Живопись помогает ученикам видеть гармонию природы. Произведения живописи реалистично отражают знакомые детям явления общественной жизни и природы вокруг, содержащие идею и совершенные по художественной форме, прививают художественный вкус, который поможет понять, различить и оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В картине ярко изброжены идея и представления художника. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Для того, чтобы ученики имели представления об окружающем мире и могли применять на практике средства и способы изображений учителя используют репродукции картин. Картина может детально передать образ, так как является художественным произведением. Наблюдения окружающей действительности не дают полной картины действительности и чаще бывают кратковременными, поэтому использования картин в учебном процессе позволит выделить важное, особенное вокруг для того, чтобы изобразить мир.
Рассмотрим условия применения интерактивных методик и педагогических технологий (компьютер, игровые интерактивные программы, интерактивная доска) как прием формирования познавательного интереса на уроках ИЗО.
Компьютер имеет важное развивающее значение, направленное на формирование познавательного интереса младшего школьника. Так, при изучении жанров живописи, или при знакомстве учащихся с названием того или иного технического приема, либо с новым художественным материалом, термином – используется компьютер.
При формировании познавательного интереса особое внимание необходимо обращать на овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Для формирования познавательного интереса на уроках ИЗО важно создать определённые педагогические условия:
а) использование интерактивных методик и педагогических технологий;
б) выполнение рисования с натуры, на темы;
в) применение декоративно-прикладной деятельности;
г) создание ситуации познавательной успешности;
д) стимулирование познавательной деятельности, используя проблемные ситуации;
е) обеспечение баланса между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;
ж) моделирование и создание игровых ситуаций, направленных на формирование познавательного интереса.
Выполнение рисунков с натуры способствует формированию у младших школьников умения:
а) ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;
б) добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
в) преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме.
Применение декоративно-прикладной деятельности способствует формированию умения:
а) учить ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
б) анализировать объекты с целью выделения признаков;
в) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Игровые формы обучения как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. В результате применения игровых форм обучения формируются познавательные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
Игровые формы обучения как средство формирования познавательного интереса выполняют несколько функций:
а) обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
б) ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
в) мотивационно - побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Уроки ИЗО в НОО вносят особый вклад в формирование познавательного интереса у младших школьников через организацию совместной учебной деятельности, использование игровых методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.
Таким образом, рассмотрев приемы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках изобразительного искусства, мы пришли к выводу, что формирование познавательного интереса позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе. Важным условием формирования познавательного интереса младших школьников является соблюдение следующих условий:
а) создавать ситуации познавательной успешности;
б) стимулировать познавательную деятельность, используя проблемные ситуации;
в) устранять познавательные трудности;
г) обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;
д) моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие познавательный интерес младшего школьника.
Уточнив сущность понятия «познавательный интерес», можно сделать вывод, что «познавательный интерес» - это направленность личности на окружающий мир, который характеризуется активностью и избирательностью, побуждающая человека к различным видам деятельности. Мы остановились на классификации познавательного интереса В. И. Ковалева: по содержанию (направленности); непосредственный, опосредствованный; по уровню действенности (пассивный, активный); по объему (широкий, узкий); по глубине (глубокий, поверхностный); по устойчивости (устойчивый, неустойчивый);
Рассмотрев приемы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках изобразительного искусства, мы пришли к выводу, что формирование познавательного интереса позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе. Важным условием формирования познавательного интереса младших школьников является соблюдение специальных условий: создавать ситуации познавательной успешности; стимулировать познавательную деятельность, используя проблемные ситуации и т.д.;
Общий вывод: использование на уроках ИЗО в начальной школе приемов и методов, направленных на формирование познавательного интереса, повышают уровень познавательного интереса.
1. Абдуразаков М.М. Инновационная деятельность учителя в условиях перехода к качественно новому образованию/М.М. Абдуразаков, И.Н. Симонова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 10. – с. 90-93
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя / А.Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984. – с. 200
3. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения: учебно- методическое пособие / Е.Р. Аргунова‚ Р.Ф. Жуков‚ И.Г. Маричев. ‒ М.: Норма‚ 2012. ‒ с. 106
4. Бахмутский, А.Е. Педагогика / А.Е. Бахмутский. – СанктПетербург: Питер пресс, 2017. – с.304
5. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: кн. для учителя. / Владимир Бондаревский. – Москва: Академия, 2015. – 144 с.
6. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: учеб. для общеобразоват. организаций / Н. А. Горяева, Л. А.Неменская, А. С. Питерских. – Москва: Просвещение, 2019. – 144 с.
7. Ефремов О.Ю. Педагогика: учеб. пособие для вузов / О. Ю. Ефремов. ‒ СПб.: Питер‚ 2011. ‒ с. 351
8. Загвязинский В.И. Педагогика учебник для студ. учрежд. среднего профессионального образования / В. И. Загвязинский‚ И. Н. Емельянова. ‒ М.: Академия‚ 2011. – с. 243
9. Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство: программа для общеобразовательных учреждений / С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко В. С. Кузин. – Москва : Дрофа, 2020. – 512 с.
10. Каранова В.В. Диагностика и формирование универсальных учебных действий в начальной школе: методические рекомендации / В.В. Каранов, Ю.Н. Крайкина, Л.Ю. Разгоняева. – Магадан: Педагогический вестник, 2012. – С. 100-112.
11. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования : учебник / Г.С. Ковалева‚ О.Б. Логинова. – М.: Педагогика, 2012. – с. 117
12. Костаева Т. В. Формирование устойчивого учебного познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: / Татьяна Васильевна Костаева. – Саратов : Кубик, 2016. – 24 с.
13. Кошенкова Н. В. О сущности познавательного интереса и его роли в обучении: учеб. пособие / Наталья Кошенкова. – Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2019. – 204с.
14. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников: учеб. пособие / Александра Маркова. – Москва : Академия, 2016. – 192 с.
15. Меньшикова Е. А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект): Психология /Елена Меньшикова. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 115с.
16. Метельский И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу: учебное пособие / Иван Метельский. – Санкт-Петербург :Питер, 2014. – 87с.
17. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: программа общеобразовательных учреждений: 1-4 классы / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010. – 172 с. 52.
18. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская‚ Л.Н. Петрова // Начальная школа, 2012. ‒ № 10. – с. 6 -8.
19. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе: учеб. пособие/ Ирина Пологрудова. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 367 с.
20. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии: учебное пособие/ Галина Щукина. – Москва: Академия, 2006.– 382 с.
Приложение 1
|
|
Анкета Продолжите фразу, ответив знаками «+» или «-» во второй колонке: Мне нравится урок изобразительного искусства, потому что… |
|
1.Это интересный предмет. |
|
2. Мне нравится, как учитель ведёт урок и объясняет материал. |
|
3. Я не боюсь того, что меня могут вызвать к доске. |
|
4. Я люблю выполнять задания и получаю от этого удовольствие. |
|
5.Учитель часто хвалит меня. |
|
6. Мне интересны некоторые темы. |
|
7. Я люблю творческие задания, например, сочинения. |
|
8. Я считаю этот предмет важным. |
|
9. Знания, которые мы получим, пригодятся нам в жизни. |
Приложение 2
Данное задание представляет собой лист стандартной бумаги, на котором изображен шифр, в качестве которого используются изображения животных, но рисунок незаконченный, задача детей – дорисовать незаконченные изображения и взять от каждого изображения по первой букве.
Каждый ребенок получает листочек с «таинственным письмом». Первую букву дети расшифровывают под руководством учителя. После этого объявляется перерыв на 10 минут. Учитель предлагает детям, которые желают узнать от кого пришло письмо, продолжить работу. Нежелающие продолжать работу могут оставить листок на парте. После перерыва дети сдают свои работы.
В зависимости от полученных результатов выделяют три уровня:
высокий – испытуемый расшифровал все слова;
средний – приступил к расшифровке слов, но не окончил;
низкий – не взялся за расшифровку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.