Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе решения задач с историческим содержанием
Оценка 4.7

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе решения задач с историческим содержанием

Оценка 4.7
pptx
17.04.2020
Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе решения задач с историческим содержанием
Ershova_27_03.pptx

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе решения задач с историческим содержанием

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе решения задач с историческим содержанием

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе решения задач с историческим содержанием

Проблема исследования : заключается в поиске условий, при которых решение задач с историческим содержанием становиться эффективным средством формирования познавательного интереса у младших школьников

Проблема исследования : заключается в поиске условий, при которых решение задач с историческим содержанием становиться эффективным средством формирования познавательного интереса у младших школьников

Проблема исследования: заключается в поиске условий, при которых решение задач с историческим содержанием становиться эффективным средством формирования познавательного интереса у младших школьников.

Объект исследования : процесс формирования познавательного интереса у младших школьников на уроке математики

Объект исследования : процесс формирования познавательного интереса у младших школьников на уроке математики




Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у младших школьников на уроке математики.
Предмет исследования: решение задач с историческим содержанием как средство формирования познавательного интереса младших школьников.
Цель исследования: определить условия, при которых решение задачи с историческим содержанием окажет эффективное влияние на формирование познавательного интереса у младших школьников.



Гипотеза: познавательный интерес младших школьников повысится, если учитель будет целенаправленно и систематически включать в урок задачи с историческим содержанием, отвечающие следующим условиям: содержание задачи соответствует…

Гипотеза: познавательный интерес младших школьников повысится, если учитель будет целенаправленно и систематически включать в урок задачи с историческим содержанием, отвечающие следующим условиям: содержание задачи соответствует…

Гипотеза: познавательный интерес младших школьников повысится, если учитель будет целенаправленно и систематически включать в урок задачи с историческим содержанием, отвечающие следующим условиям:
содержание задачи соответствует теме занятия и изученным типам текстовых задач;
включение задач с региональным компонентом;
использование творческих заданий (сочинения «Старинные меры длины», рисунки по сюжету задачи; задачи из литературных произведений, составление задач по теме «История моей семьи», «Моя школа» и др.).

Задачи исследования: Обобщить психолого –педагогические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики

Задачи исследования: Обобщить психолого –педагогические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики

Задачи исследования:

Обобщить психолого –педагогические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Проанализировать методико –математические основы процесса формирования умения у младших школьников решать текстовые задачи.
Составить серию конспектов занятий, включающих работу над текстовыми задачами с историческим содержанием, соответствующим гипотезе исследования.
Провести и проанализировать опытно-педагогическую работу по проверке эффективности использования задач с историческим содержанием для формирования познавательного интереса младших школьников.

Методы исследования Теоретические (анализ, сравнение, обобщение)

Методы исследования Теоретические (анализ, сравнение, обобщение)

Методы исследования

Теоретические (анализ, сравнение, обобщение)
Эмпирические (наблюдение за деятельностью учащихся, беседа с учителем, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках математики, статистические методы обработки полученных данных).

Задача 1 . Обобщить психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики

Задача 1 . Обобщить психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики

Задача 1 . Обобщить психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики

Познавательный интерес — сложное отношение личности к предметам и явлениям окружающего мира. Это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление личности в познании окружающего мира.
[И. Н. Вавилова]
Приемы формирования познавательного интереса:
Целенаправленное использование содержания учебного материала.
Стимуляция познавательного интереса при помощи организации познавательной деятельности учащихся:
- многообразие форм самостоятельных работ, так как их сменяемость активизирует деятельность учащихся;
-проблемность, в ней должно содержаться удивление, трудности, поиски решения, что также становиться стимулом активности и самостоятельности учащихся;
- творческие работы, которые активизируют эмоционально – волевые и интеллектуальные психические процессы личности; практические работы, которые формируют активность на новом ее ветке.

[Г. И Щукина]

Условия, при которых решение задач с историческим содержанием становиться средством формирования познавательного интереса у младших школьников: целенаправленность и систематичность включения в урок и во внеурочную…

Условия, при которых решение задач с историческим содержанием становиться средством формирования познавательного интереса у младших школьников: целенаправленность и систематичность включения в урок и во внеурочную…

Условия, при которых решение задач с историческим содержанием становиться средством формирования познавательного интереса у младших школьников:
целенаправленность и систематичность включения в урок и во внеурочную деятельность задач с историческим содержанием;
соответствие вида и типа задачи теме занятия и изученным типам текстовых задач;
включение задач с региональным компонентом;
решение задачи из литературных произведений;
использование творческих заданий.

Задача 2. Проанализировать методико-математические аспекты процесса формирования умения у младших школьников решать текстовые

Старинным часам требуется 30 секунд, чтобы пробить шесть часов

Старинным часам требуется 30 секунд, чтобы пробить шесть часов


Старинным часам требуется 30 секунд, чтобы пробить шесть часов. За сколько секунд часы пробьют 12 часов?

Старинная русская задача (XVII)

Старинная русская задача (XVII)

Старинная русская задача (XVII)
Один человек решил узнать, который теперь час. Ему ответили, что две пятых прошедших часов от полуночи до сего времени равны двум третям оставшегося времени до полудня. Смогли бы вы определить, сколько сейчас времени.

Некто купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 3 алтына

Некто купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 3 алтына

Некто купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 3 алтына.
Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?

Максимальная скорость танка Т-34 образца 1941 года 51 км/ч

Максимальная скорость танка Т-34 образца 1941 года 51 км/ч

Максимальная скорость танка Т-34 образца 1941 года 51 км/ч. По лесу скорость танка на 10 км/ч меньше. Какое расстояние преодолеет танк, если он на 0,5 ч едет по открытой местности и 2 часа по лесу?

Старинная задача . Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 мин по 500 сажен, а собака в 5 мин — 1300 сажен

Старинная задача . Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 мин по 500 сажен, а собака в 5 мин — 1300 сажен

Старинная задача. Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 мин по 500 сажен, а собака в 5 мин — 1300 сажен. Спрашивается, в какое время собака догонит зайца.»

Приемы, использованные на 1 этапе

Приемы, использованные на 1 этапе

Приемы, использованные на 1 этапе ОПР

беседа с учителем;
наблюдение за профессиональной деятельностью учителя;
наблюдение за деятельностью учащихся на уроках математики;
методика «Составление расписания на неделю» (С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна);
рисунки по теме по теме «Задачи с историческим содерданием, старинные задачи»;
сочинения по теме «За что я люблю математику».


Ася Даша Диана Даниил Данил Жанна

Ася Даша Диана Даниил Данил Жанна


Ася

Даша

Диана

Даниил

Данил

Жанна

Захар

Кирилл

Костя

Ксюша

Сережа

Миша

Четкий ответ на вопрос

+

+

+

+

Постановка вопроса учителю

Высказывание предположений

+

+

Частота ответов на уроке (более 3)

+

+

+

Исправление ошибок своих товарищей

+

+

+

Итого

4

1

0

1

0

3

1

3

1

3

0

Уровень

Д

Н

Д

Н

Д

Н

Д

Н

Таблица 1 – Показатели активности учащихся класса (первый этап ОПР)

Критерии

Учащиеся

Таблица 2 – Показатели предпочитаемого предмета (первый этап

Таблица 2 – Показатели предпочитаемого предмета (первый этап

Таблица 2 – Показатели предпочитаемого предмета (первый этап ОПР)  

№ п\п

Учащиеся

Предмет

математика

физкульра

ПДД

иностр. язык

ИЗО

технология

русский язык

окр. Мир

музыка

1

Ася

+

2

Даша

+

3

Диана

+

4

Даниил

+

5

Данил

6

Жанна

+

7

Захар

+

8

Кирилл

+

9

Костя

+

10

Ксюша

+

11

Сережа

+

12

Миша

общее кол-во

3

5

0

2

0

2

0

%

25

41,6

16,6

16,6

Рисунки учащихся к задачам исторического содержания

Рисунки учащихся к задачам исторического содержания

Рисунки учащихся к задачам исторического содержания

Рисунки учащихся к задачам исторического содержания

Рисунки учащихся к задачам исторического содержания

Рисунки учащихся к задачам исторического содержания

Сочинение учащегося на тему «За что я люблю математику» «

Сочинение учащегося на тему «За что я люблю математику» «

Сочинение учащегося на тему «За что я люблю математику»

«...Я люблю математику за то, что есть легкие примеры, задачи и уравнения. Уравнения я люблю решать больше всего. Я не люблю решать сложные задачи мне за это ставят плохие оценки. Но математику я все равно люблю, она пригодится в будущем. Строить, мерить и другое...»

Внеклассные занятия: «Знакомство со старинными единицами измерения длины»; «Старинные русские меры длины»; «Как считали первобытные люди»

Внеклассные занятия: «Знакомство со старинными единицами измерения длины»; «Старинные русские меры длины»; «Как считали первобытные люди»

2-й этап исследования

Внеклассные занятия:
«Знакомство со старинными единицами измерения длины»;
«Старинные русские меры длины»;
«Как считали первобытные люди»

Сочинение учащегося на тему «Как возникли меры длины» «…

Сочинение учащегося на тему «Как возникли меры длины» «…

Сочинение учащегося на тему «Как возникли меры длины»

«… Когда наш предок - древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был измерить длину, ширину и высоту своего будущего дома с собственным ростом. А ведь это и есть измерение.
Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. …»

Старинные задачи С таринная задача

Старинные задачи С таринная задача

Старинные задачи

Старинная задача. Некий юноша пошел из Москвы к Вологде. Он проходил в день по 40 верст. Через день вслед за ним был послан другой юноша, проходивший в день по 45 верст. Через сколько дней второй догонит первого?

Задачи из литературных произведений « «Прекрасивых двух коней золотогривых

Задачи из литературных произведений « «Прекрасивых двух коней золотогривых

Задачи из литературных произведений

««Прекрасивых двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами…»

Каков рост Конька-Горбунка?






Задачи исторического содержания с тройкой пропорциональных величин

Задачи исторического содержания с тройкой пропорциональных величин

Задачи исторического содержания с тройкой пропорциональных величин

Два купца приехали на базар. Первый купец купил сукна на 12 палтин, а второй купец потратил 16 палтин и купил сукна на 2 аршина больше. Спрашивается, сколько аршин сукна купил первый и второй купец?

Задачи с региональным компонентом

Задачи с региональным компонентом

Задачи с региональным компонентом

Часто на территории Шипуновского района можно встретить сов. Сова уничтожает за лето 100 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба. Сколько тонн хлеба спасут 20 таких сов?

Цель третьего этапа опытно-педагогической работы – выяснить, повысился ли познавательный интерес к математики у учащихся класса

Цель третьего этапа опытно-педагогической работы – выяснить, повысился ли познавательный интерес к математики у учащихся класса

3-й этап исследования

Цель третьего этапа опытно-педагогической работы – выяснить, повысился ли познавательный интерес к математики у учащихся класса.
Методики:
методика «Составление расписания на неделю» (С. Я. Рубинштейн в модификации В. Ф. Моргуна);
наблюдение за учащимися.

Таблица 3 – Показатели предпочитаемого предмета № п\п

Таблица 3 – Показатели предпочитаемого предмета № п\п

Таблица 3 – Показатели предпочитаемого предмета  

№ п\п

Учащиеся

Предмет

математика

физкульра

ПДД

иностр. язык

ИЗО

технология

русский язык

окр. мир

музыка

1

Ася

+

2

Даша

3

Диана

+

4

Даниил

+

5

Данил

6

Жанна

+

7

Захар

+

8

Кирилл

+

9

Костя

+

10

Ксюша

+

11

Сережа

+

12

Миша

+

общее кол-во

5

4

0

1

0

2

0

%

41,7

33,3

8,3

16,7

Таблица 4 – Показатели предпочитаемого предмета (1-3 этапы) № п\п

Таблица 4 – Показатели предпочитаемого предмета (1-3 этапы) № п\п

Таблица 4 – Показатели предпочитаемого предмета (1-3 этапы)  

№ п\п

Учащиеся

Выбор математики

1 этап

3 этап

1

Ася

+

2

Даша

+

3

Диана

4

Даниил

5

Данил

6

Жанна

7

Захар

+

8

Кирилл

9

Костя

+

10

Ксюша

11

Сережа

12

Миша

+

общее кол-во

3

5

%

25

41,7

Рис. 1 – Диаграмма результатов наблюдения за активностью учащихся класса на уроках математики на первом и третьем этапах

Рис. 1 – Диаграмма результатов наблюдения за активностью учащихся класса на уроках математики на первом и третьем этапах

Рис. 1 – Диаграмма результатов наблюдения за активностью учащихся класса на уроках математики на первом и третьем этапах ОПР

Рекомендации учителям планировать работу (учебную, внеучебную) по использованию исторического материала, при подборе задач с историческим содержанием учитывать содержание курса математики; включать в урок задач с…

Рекомендации учителям планировать работу (учебную, внеучебную) по использованию исторического материала, при подборе задач с историческим содержанием учитывать содержание курса математики; включать в урок задач с…

Рекомендации учителям

планировать работу (учебную, внеучебную) по использованию исторического материала,
при подборе задач с историческим содержанием учитывать содержание курса математики;
включать в урок задач с региональным компонентом, в том числе составленные самими учащимися;
использовать творческие задания (сочинения «Старинные меры длины»; выполнение рисунков по сюжету задачи; решение задачи из литературных произведений);
систематически проводить внеклассные занятия в различных формах; привлекать учащихся к поиску материала, выпуску бюллетеней, газет и т.д.

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе решения задач с историческим содержанием

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе решения задач с историческим содержанием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020