Проблема исследования: заключается в поиске условий, при которых решение задач с историческим содержанием становиться эффективным средством формирования познавательного интереса у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у младших школьников на уроке математики.
Предмет исследования: решение задач с историческим содержанием как средство формирования познавательного интереса младших школьников.
Цель исследования: определить условия, при которых решение задачи с историческим содержанием окажет эффективное влияние на формирование познавательного интереса у младших школьников.
Гипотеза: познавательный интерес младших школьников повысится, если учитель будет целенаправленно и систематически включать в урок задачи с историческим содержанием, отвечающие следующим условиям:
содержание задачи соответствует теме занятия и изученным типам текстовых задач;
включение задач с региональным компонентом;
использование творческих заданий (сочинения «Старинные меры длины», рисунки по сюжету задачи; задачи из литературных произведений, составление задач по теме «История моей семьи», «Моя школа» и др.).
Задачи исследования:
Обобщить психолого –педагогические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Проанализировать методико –математические основы процесса формирования умения у младших школьников решать текстовые задачи.
Составить серию конспектов занятий, включающих работу над текстовыми задачами с историческим содержанием, соответствующим гипотезе исследования.
Провести и проанализировать опытно-педагогическую работу по проверке эффективности использования задач с историческим содержанием для формирования познавательного интереса младших школьников.
Методы исследования
Теоретические (анализ, сравнение, обобщение)
Эмпирические (наблюдение за деятельностью учащихся, беседа с учителем, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках математики, статистические методы обработки полученных данных).
Задача 1 . Обобщить психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики
Познавательный интерес — сложное отношение личности к предметам и явлениям окружающего мира. Это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление личности в познании окружающего мира.
[И. Н. Вавилова]
Приемы формирования познавательного интереса:
Целенаправленное использование содержания учебного материала.
Стимуляция познавательного интереса при помощи организации познавательной деятельности учащихся:
- многообразие форм самостоятельных работ, так как их сменяемость активизирует деятельность учащихся;
-проблемность, в ней должно содержаться удивление, трудности, поиски решения, что также становиться стимулом активности и самостоятельности учащихся;
- творческие работы, которые активизируют эмоционально – волевые и интеллектуальные психические процессы личности; практические работы, которые формируют активность на новом ее ветке.
[Г. И Щукина]
Условия, при которых решение задач с историческим содержанием становиться средством формирования познавательного интереса у младших школьников:
целенаправленность и систематичность включения в урок и во внеурочную деятельность задач с историческим содержанием;
соответствие вида и типа задачи теме занятия и изученным типам текстовых задач;
включение задач с региональным компонентом;
решение задачи из литературных произведений;
использование творческих заданий.
Задача 2.Проанализировать методико-математические аспекты процесса формирования умения у младших школьников решать текстовые
Старинная задача. Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 мин по 500 сажен, а собака в 5 мин — 1300 сажен. Спрашивается, в какое время собака догонит зайца.»
Приемы, использованные на 1 этапе ОПР
беседа с учителем;
наблюдение за профессиональной деятельностью учителя;
наблюдение за деятельностью учащихся на уроках математики;
методика «Составление расписания на неделю» (С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна);
рисунки по теме по теме «Задачи с историческим содерданием, старинные задачи»;
сочинения по теме «За что я люблю математику».
| Ася | Даша | Диана | Даниил | Данил | Жанна | Захар | Кирилл | Костя | Ксюша | Сережа | Миша |
Четкий ответ на вопрос | + | + | + | + | ||||||||
Постановка вопроса учителю | ||||||||||||
Высказывание предположений | + | + | ||||||||||
Частота ответов на уроке (более 3) | + | + | + | |||||||||
Исправление ошибок своих товарищей | + | + | + | |||||||||
Итого | 4 | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 0 | |
Уровень | Д | Н | Д | Н | Д | Н | Д | Н |
Таблица 1 – Показатели активности учащихся класса (первый этап ОПР)
Критерии
Учащиеся
Таблица 2 – Показатели предпочитаемого предмета (первый этап ОПР)
№ п\п | Учащиеся | Предмет | ||||||||
математика | физкульра | ПДД | иностр. язык | ИЗО | технология | русский язык | окр. Мир | музыка | ||
1 | Ася | + | ||||||||
2 | Даша | + | ||||||||
3 | Диана | + | ||||||||
4 | Даниил | + | ||||||||
5 | Данил | |||||||||
6 | Жанна | + | ||||||||
7 | Захар | + | ||||||||
8 | Кирилл | + | ||||||||
9 | Костя | + | ||||||||
10 | Ксюша | + | ||||||||
11 | Сережа | + | ||||||||
12 | Миша | |||||||||
общее кол-во | 3 | 5 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | |||
% | 25 | 41,6 | 16,6 | 16,6 |
Сочинение учащегося на тему «За что я люблю математику»
«...Я люблю математику за то, что есть легкие примеры, задачи и уравнения. Уравнения я люблю решать больше всего. Я не люблю решать сложные задачи мне за это ставят плохие оценки. Но математику я все равно люблю, она пригодится в будущем. Строить, мерить и другое...»
Сочинение учащегося на тему «Как возникли меры длины»
«… Когда наш предок - древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был измерить длину, ширину и высоту своего будущего дома с собственным ростом. А ведь это и есть измерение.
Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. …»
Задачи исторического содержания с тройкой пропорциональных величин
Два купца приехали на базар. Первый купец купил сукна на 12 палтин, а второй купец потратил 16 палтин и купил сукна на 2 аршина больше. Спрашивается, сколько аршин сукна купил первый и второй купец?
3-й этап исследования
Цель третьего этапа опытно-педагогической работы – выяснить, повысился ли познавательный интерес к математики у учащихся класса.
Методики:
методика «Составление расписания на неделю» (С. Я. Рубинштейн в модификации В. Ф. Моргуна);
наблюдение за учащимися.
Таблица 3 – Показатели предпочитаемого предмета
№ п\п | Учащиеся | Предмет | ||||||||
математика | физкульра | ПДД | иностр. язык | ИЗО | технология | русский язык | окр. мир | музыка | ||
1 | Ася | + | ||||||||
2 | Даша | |||||||||
3 | Диана | + | ||||||||
4 | Даниил | + | ||||||||
5 | Данил | |||||||||
6 | Жанна | + | ||||||||
7 | Захар | + | ||||||||
8 | Кирилл | + | ||||||||
9 | Костя | + | ||||||||
10 | Ксюша | + | ||||||||
11 | Сережа | + | ||||||||
12 | Миша | + | ||||||||
общее кол-во | 5 | 4 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | |||
% | 41,7 | 33,3 | 8,3 | 16,7 |
Рекомендации учителям
планировать работу (учебную, внеучебную) по использованию исторического материала,
при подборе задач с историческим содержанием учитывать содержание курса математики;
включать в урок задач с региональным компонентом, в том числе составленные самими учащимися;
использовать творческие задания (сочинения «Старинные меры длины»; выполнение рисунков по сюжету задачи; решение задачи из литературных произведений);
систематически проводить внеклассные занятия в различных формах; привлекать учащихся к поиску материала, выпуску бюллетеней, газет и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.