Формирование познавательных УУД младших школьников
Оценка 4.6

Формирование познавательных УУД младших школьников

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
pptx
детская психология +1
3 кл—10 кл
08.06.2024
Формирование познавательных УУД младших школьников
Формирование познавательных УУД младших школьников в процессе развивающего обучения
Презентация.pptx

Формирование познавательных УУД у младших школьников в процессе развивающего обучения

Формирование познавательных УУД у младших школьников в процессе развивающего обучения

Формирование познавательных УУД у младших школьников в процессе развивающего обучения

Выпускная квалификационная работа
Никишкина А.А. 03.68.9.16.

АКУТАЛЬНОСТЬ Младший школьный возраст – сензитивный (наиболее благоприятный) период для познания мира

АКУТАЛЬНОСТЬ Младший школьный возраст – сензитивный (наиболее благоприятный) период для познания мира

АКУТАЛЬНОСТЬ

Младший школьный возраст – сензитивный (наиболее благоприятный) период для познания мира.
Процесс познания теснейшим образом связан с процессом развития, что отражено в соответствующей психолого-педагогической терминологии, например, в понятии «познавательное развитие».
Необходимость корреляции методов и приёмов развивающего обучения с определёнными видами познавательных УУД, а интеграции таких методов и приёмов в технологию по развитию познавательных способностей детей на конкретном уроке в начальной школе, например, на уроке русского языка.

ТЕМА Формирование познавательных

ТЕМА Формирование познавательных

ТЕМА

Формирование познавательных УУД у младших школьников в процессе развивающего обучения

ОБЪЕКТ Учебный процесс в начальной школе направленный на формирования познавательных

ОБЪЕКТ Учебный процесс в начальной школе направленный на формирования познавательных

ОБЪЕКТ

Учебный процесс в начальной школе направленный на формирования познавательных УУД младших школьников.

ПРЕДМЕТ Условия формирования познавательных

ПРЕДМЕТ Условия формирования познавательных

ПРЕДМЕТ

Условия формирования познавательных УУД в процессе развивающего обучения.

ЦЕЛЬ Подобрать и разработать развивающее задания, способствующие формированию познавательных

ЦЕЛЬ Подобрать и разработать развивающее задания, способствующие формированию познавательных

ЦЕЛЬ

Подобрать и разработать развивающее задания, способствующие формированию познавательных УУД у младших школьников.

ЗАДАЧИ - определиться с терминологией по теме исследования; - описать особенности организации развивающего обучения в начальной школе; - составить программу формирующего эксперимента; - составить критерии…

ЗАДАЧИ - определиться с терминологией по теме исследования; - описать особенности организации развивающего обучения в начальной школе; - составить программу формирующего эксперимента; - составить критерии…

ЗАДАЧИ

- определиться с терминологией по теме исследования;
- описать особенности организации развивающего обучения в начальной школе;
- составить программу формирующего эксперимента;
- составить критерии и выявить эффективность работая по формированию познавательных УУД.

ГИПОТЕЗА собирание целого из частей; компенсация недостающих для целого элементов; поиск разных способов решения задач; сравнение и классификация; установление причинно-следственных связей; дифференциация существенных и несущественных…

ГИПОТЕЗА собирание целого из частей; компенсация недостающих для целого элементов; поиск разных способов решения задач; сравнение и классификация; установление причинно-следственных связей; дифференциация существенных и несущественных…

ГИПОТЕЗА

собирание целого из частей;
компенсация недостающих для целого элементов;
поиск разных способов решения задач;
сравнение и классификация;
установление причинно-следственных связей;
дифференциация существенных и несущественных признаков.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ РАЗВИАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 Сущность и виды познавательных УУД
1. В широком смысле УУД – это «умение учиться, <…> способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
2. Наиболее распространённый в последнее время подход, связанный с внедрением в систему оценки качества образования сравнительных международных исследований (например, PISA) оперирует термином общеучебные умения, определение и классификация которых разработаны С. Г. Воровщиковым и Е. В. Орловой.
3. Наиболее подробно рассмотрены общеучебные познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия, контроль процесса и оценка результатов деятельности, смысловое чтение, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ РАЗВИАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

1.2 Особенности организации развивающего обучения в начальной школе
1. Организация развивающего обучения в 1 – 4 классах характеризуется преемственностью. Инновации дополняют традиции. Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, направленная на развитие абстрактно-логического мышления, совершенствуется достижениями педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили. Учебная деятельность, обучение остаётся ведущей деятельностью в деле развития личности ученика начальной школы.
2. Развивающее обучение, согласно теории УУД, предполагает формирование всех необходимых познавательных умений. Первый блок познавательных УУД связан с информацией (цель поиска информации, выделение необходимой информации, методы поиска информации, трансформация информации и др.). Блок логических действий формирует умения анализа и синтеза. Блок проблемно-познавательных УУД учит решению проблем в процессе работы над учебной задачей.
3. Современная начальная педагогика располагает инновационным арсеналом технологий развивающего обучения: проблемное обучение, информационно-коммуникационное обучение, проектная деятельность, здоровьесберегающее обучение, игровое обучение, обучение в форме составления портфолио.

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

  ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследование и диагностика сформированности познавательных УУД у младших школьников проводились на базе МБОУ СОШ№ 52 города Новосибирска. В формирующем эксперименте были задействованы контрольная группа (4 «Б») и экспериментальная группа (4 «А» класса). В экспериментальном 4 «А» обучаются по 10 младших школьников мужского и женского полов в возрасте от девяти до десяти лет.

ДИАГНОСТИРУЮЩИЙ ЭТАП КГ - 12 (66%) обучающихся владеют

ДИАГНОСТИРУЮЩИЙ ЭТАП КГ - 12 (66%) обучающихся владеют

ДИАГНОСТИРУЮЩИЙ ЭТАП

КГ
- 12 (66%) обучающихся владеют УУД поиска необходимой информации;
- 10 (55%) обучающихся владеют УУД выбора разнообразных способов решения задач;
- 8 (44%) обучающихся владеют УУД сравнения и классификации объектов;
- 12 (66%) обучающихся владеют УУД установления причинно-следственных связей;
- 5 (27%) обучающихся владеют УУД анализа объектов и выделения существенных – несущественных признаков.

ЭГ
- 12 (66%) обучающихся владеют УУД поиска необходимой информации;
- 9 (50%) обучающихся владеют УУД выбора разнообразных способов решения задач;
- 12 (66%) обучающихся владеют УУД сравнения и классификации объектов;
- 12 (66%) обучающихся владеют УУД установления причинно-следственных связей;
- 6 (27%) обучающихся владеют УУД анализа объектов и выделения существенных – несущественных признаков.

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

- задания на дифференциацию существенных – несущественных признаков, например: «Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?»;
- задания на обобщение и отвлечение: «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай, внимательно. Какое слово лишнее и почему?»;
- задания на установление логических связей и отношений между понятиями: «К слову птица подходит слово гнездо. Скажи, какое слово подходит к слову собака так же, как к слову птица подходит слово гнездо? Почему?»;
- задания на интеграцию (формирование) понятия: «Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе одним словом?».

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД (ДО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Так, в контрольной группе (4 «Б» класс) высокий уровень выявился у 2 четвероклассников (11%), средний уровень – у 10 (55 %), близкий к среднему уровню – у 5 (27 %), низкий уровень - у 1 четвероклассника (5 %).
В экспериментальной группе (4 «А» класс) высокий уровень сформированности показали 3 четвероклассника (16 %), средний - 10 (55 %), близкий к среднему – 5 четвероклассников (27 %).

Система орфографических упражнений и познавательно-развивающих заданий

Система орфографических упражнений и познавательно-развивающих заданий

Система орфографических упражнений и познавательно-развивающих заданий

Задание 1. Нарисуйте таблицу «Буквы Ъ и Ъ». Внимательно прочитайте предложения и распределите случаи употребления Ъ и Ь. Подчеркните твёрдый и мягкий знаки, объясните их употребление в скобках.
Цель: сравнить и классифицировать случаи правописания твёрдого знака (Ъ) и мягкого знака (Ь).

Ь для обозначения мягких согласных

Ь для обозначения
формы слова
 

разделительный
Ь

разделительный
Ъ

Дождь
(обозначает мягкость [т’])

Мочь
(ж.р., 3 скл).

Льёт
(перед ё в корне)

Съел
(перед е после приставки на согласный)

 

 

Буквы Ъ и Ь

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП КГ - 12 (66%) обучающихся владеют

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП КГ - 12 (66%) обучающихся владеют

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП

КГ
- 12 (66%) обучающихся владеют УУД поиска необходимой информации;
- 12 (66%) обучающихся владеют УУД выбора разнообразных способов решения задач;
- 8 (44%) обучающихся владеют УУД сравнения и классификации объектов;
- 12 (66%) обучающихся владеют УУД установления причинно-следственных связей;
- 8 (44%) обучающихся владеют УУД анализа объектов и выделения существенных – несущественных признаков.

ЭГ
- 16 (88%) обучающихся владеют УУД поиска необходимой информации;
- 12 (66%) обучающихся владеют УУД выбора разнообразных способов решения задач;
- 16 (88%) обучающихся владеют УУД сравнения и классификации объектов;
- 16 (88%) обучающихся владеют УУД установления причинно-следственных связей;
- 12 (66%) обучающихся владеют УУД анализа объектов и выделения существенных – несущественных признаков.

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД (ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА)

В контрольной группе высокий уровень отмечен у 2 (11%) четвероклассников, средний - у 10 (55%), ближе к среднему - у 6 (44%).
В экспериментальной группе высокого уровня достигли 6 (33%) четвероклассников, среднего - 11 (61%), близкого к среднему - 1 (6%).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Благодаря исследовательско-экспериментальной работе, нам удалось включить четвероклассников в поисково-информационное направление учебной деятельности, сформировать познавательные цели общенаучные умения, с помощью которых можно развивать…

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Благодаря исследовательско-экспериментальной работе, нам удалось включить четвероклассников в поисково-информационное направление учебной деятельности, сформировать познавательные цели общенаучные умения, с помощью которых можно развивать…

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Благодаря исследовательско-экспериментальной работе, нам удалось включить четвероклассников в поисково-информационное направление учебной деятельности, сформировать познавательные цели общенаучные умения, с помощью которых можно развивать и развиваться.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2024