ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
И.С. Арапова IV курс очной формы обучения
Научный руководитель: д. филол.н.,доцент, профессор Милюгина Е.Г.
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
Одной из важнейших проблем, на которых сосредоточены современные педагоги и методисты-предметники, является поиск методов и приемов эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы. Эта задача непосредственно связана с формированием личностных, регулятивных (включая саморегуляцию), познавательных (включая логические, познавательные и знаково-символические), коммуникативных УУД.
Задачу формирования универсальных учебных действий учащихся ставит перед учителями начальной школы и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В разделе «Литературное чтение» образовательной области «Филология» в качестве предметных результатов освоения основной образовательной программы названы следующие: «формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов».
Современная методика обучения русскому языку и литературному чтению учащихся начальной школы базируется на исследованиях в таких научных областях, как методы изучения и технологии анализа художественного текста (В. М. Жирмунский, Ю. М. Лотман, Б. О. Корман, А. Б. Есин), теория и история фольклора (В. Я. Пропп, Дж. Родари, Н. М. Ведерникова, Е. А. Костюхин, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, Ю. И. Юдин), история детской литературы и круга детского чтения (И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева, Е. Г. Милюгина, С. А. Карайченцева), методика обучения младших школьников умению работать с художественным текстом (Н. С. Бибко, Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко).
Исследованиями в области определения УУД, а также проектированиями педагогического процесса с целью их формирования занимались: А.Г. Асмолов, И.Д. Лушников, Е.Ю. Ногтева. Но, к сожалению, в ходе изучения данных исследований можно выделить противоречие в необходимости формирования познавательных универсальных учебных действий и недостаточностью методических рекомендаций и разработанных программ на формирование ПУУД на уроках литературного чтения, присутствует лишь методическая основа.
УУД определяются как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
Существует несколько трактовок понятия познавательного универсального учебного действия, которые представлены в научных работах педагогов. Безрукова Е.И. раскрыла определение следующим образом: «…это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации». [2]
Формирование ПУУД младших школников осуществлялось с помощью специально подобранных игр, методов и приёмов, включеные в уроки. Задания подбирались те, для которых готовый результат не найти в учебнике в готовом виде, выполнение которых осуществлялось с помощью текста и иллюстраций в учебника, а так же подсказки в справочной литературе, позволяющие выполнить задание.
Включением в эфектиынй процесс обучения на уроке была игровая деятельность. Цель игр и приёмов - активизация внимание учащихся на уроках, вовлечение в интересный процесс учения, развитие с их помощью ПУУД [3].
Эмпирическое исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель эмпирического исследования — разработать систему заданий, ориентированных на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников, и апробировать ее на практике. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 34 г. Твери в ноябре-декабре 2018 года во 3 «Г» классе. В результате работы было исследовано 26 человек в возрасте 9 лет.
Цель констатирующего этапа: определить исходный уровень развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3 «Г» класса и сформировать экспериментальную группу.
На данном этапе нами были следующие диагностики:
1. Задание на диагностику деятельностного компонента.
Цель: выявить у учащихся умения найти информацию в тексте, определить главную мысль произведения, умение проанализировать текст.
В задании представлено 7 заданий со свободными ответами.
Исходя из полученных данных, мы установили, что высокий уровень выявлен у 2 (8%) обучающихся, средний у 19 (76%), а низкий уровень показали 4 (16%) учащихся. В 3 «Г» классе преобладает средний уровень развития данного компонента.
2. Задание на диагностику когнитивного компонента
Цель: выявить сформированность у учащихся развитого уровня знаний, умения высказывать свои мысли, передать прочитанный материал.
Задание состоит в том, чтобы ученики ответили развернуто на предложенные ими вопросы.
Результат исследования показал, что у обучающихся 3 «Г» класса преобладает средний уровень развития когнитивного компонента – 15 (60%) обучающихся, у 5 (20%) учащихся выявлен высокий и низкий уровни.
3. Анкета « Читательская активность обучающихся»
Цель: выявить сформированность у учащихся интереса и любви к чтению.
Задания представлены в виде теста из 10 вопросов. Анкета предполагает ответы на вопросы « да» или «нет».
Проанализировав результаты исследования, мы выявили, что у данного класса преобладает средний уровень развития мотивационного компонента – 13 (52%), высокий уровень показали 5 (20%) обучающихся, а низкий уровень – 7 (28%).
4. Задание на диагностику ценностного компонента
Цель: выявить уровень развития понимания ценности чтения.
Учащимся предлагается задание в виде анкеты с предложенными и открытыми ответами.
В ходе исследования мы выявили, что среди учащихся 3 «Г» класса у 3 (12%) обучающихся высокий уровень развития ценностного компонента, у 4 (16%) – низкий уровень. А у 18 (72%) учащихся показали средний уровень.
Проанализировав результаты диагностики, мы сделали вывод, что в данном классе преобладает средний уровень развития познавательных универсальных учебных действий. Но есть дети, у которых уровень низкий. Поэтому на формирующем этапе исследования нами разработана и апробирована система заданий по формированию познавательных универсальных учебных действий.
Следующим был формирующий этап, целю которого былона основе научной и методической литературы разработать систему заданий, ориентированных на формирование ПУУД у младших школьников, и апробировать ее на уроках литературного чтения в начальной школе. Нами была составлена система заданий, содержащая в себе методические приёмы развития ПУУД у обучающихся 3 «Г» класса. Апробация системы заданий проводилась в соответствии с учебной программой данного класса («Перспективная начальная школа») на уроках литературного чтения.
В процессе игры учащиеся незаметно для себя учились, формировали учебные действия. Игры, приемы и методы, проведённые во время формирующего этапа, делали процесс учения интересным и занимательным, создавали у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчали преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Программа формирующего этапа включала в себя следующие приемы и методики: приём «Чтение «разведка, приём «Антипации» , пересказ небольшой части произведения, прием « Бесконечный рассказ», выразительное чтение, чтение по ролям, прием « Закончи рассказ сам» , подбор пословиц к литературному произведению, приём « Словестное иллюстрирование», прием « Создай задание», пересказ по плану, графическое иллюстрирование, нахождение отрывка в тексте, для ответа на заданный вопрос, прием моделирования, прием « Хорошо-плохо», приём поиска в тексте заданных слов.
Целью констатирующего этапа стало определить итоговый уровень развития сформированности показателей ПУУД обучающихся 3 «Г» класса, сравнить результаты с констатирующим этапом. На контрольном этапе эмпирического исследования проводились задания аналогичные тем, что и на констатирующем.
1. Задание на диагностику деятельностного компонента.
В результате мы выявили, что преобладает средний уровень развития деятельностного компонента 18 (72%). Высокий уровень повысился у 3 обучающихся и составил 20%, а низким уровнем на контрольном этапе исследования обладают 2 (8%) обучающихся.
2. Задание на диагностику когнитивного компонента
Мы выявили, что увеличился высокий уровень развития когнитивного компонента у обучающихся данного класса у 1 человека и составил 24%, у обучающихся данного класса преобладает средний уровень развития когнитивного компонента – 16 (64%) обучающихся. Уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем развития когнитивного компонента на 2 и составил 12%.
3. Анкета « Читательская активность обучающихся»
Проанализировав результаты, мы выяснили, у данного класса преобладает средний уровень развития мотивационного компонента – 13 (56%) – увеличилось на 4%; высокий уровень увеличился у 1 учащегося и составил 24%, уменьшилось количество учащихся с низким уровнем мотивационного компонента на 8%.
4. Задание на диагностику ценностного компонента
В результате реализации программы формирующего этапа показатели среднего уровня остались прежними – 18 (72%) учащихся. Высокий уровень увеличился на 8% и составил 20%. А низкий уровень выявлен только у 2 обучающихся, результат понизился на 8%.
Проанализировав результаты и сравнив их с результатами контрольного этапа эмпирического исследования, можно сделать вывод, что после апробации системы заданий по формированию ПУУД у обучающихся 3 «Г» класса повысился уровень деятельностного, когнитивного, мотивационного и ценностного компонентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.: ил.
2. А
3. Медяник, Г.А. Игровые технологии в образовательном процессе вуза // Г.А. Медяник // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании Сборник статей V Всероссийской научно- методической конференции. - 2011. - С. 147-151.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.