Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения в начальных классах.
Учитель начальных классов Николаева Надежда Александровна
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социальные и экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.
Социальные перемены, произошедшие в современном российском обществе, значительно изменили социокультурную жизнь общества, отразились на особенностях формирования подрастающего поколения, обесценивании моральных ценностей, отчуждения молодежи от институтов воспитания. В связи с этим становится все более актуальной педагогическая проблема формирования духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколенияПриоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [9, с. 1].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как гуманность, справедливость, честность, совесть, трудолюбие, личное достоинство, ответственность, вера в добро и стремление к исполнению морального долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Проблема формирования нравственности и духовно-нравственных качеств личности нашла отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых XVIII-XX вв.: Н.В. Архангельского, В.Г. Белинского, Н.И. Болдырева, Л.С. Выготского, В.И. Даля, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, С.И. Ожегова, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, В.И. Слободчикова, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова.
В современных прикладных исследованиях по формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников следует отметить таких ученых как: Ш.А. Амонашвили, С.В. Астахов, А.Я. Данилюк, Е.Е. Игнатьева, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Н.Е. Щуркова и др.
Нравственное воспитание на уроках чтения реализуется через переживание и как результат способствует защите и развитию национальных, региональных культурных традиций, пробуждает такие чувства как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь.
Воспитательное воздействие на детей в рамках урока могут оказывать три основных фактора: личность педагога, преподаваемый материал и форма проведения урока [13, с.191].
В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
Задача учителя грамотно подобрать к каждому произведению применить наилучший подходящий способ или метод для более успешного и глубокого понимания темы и идеи произведения.
Анализ проведенных мной уроков литературного чтения нравственно-этической тематики научил детей приёмам работы с художественным текстом, сформировал первоначальные способности его анализа, на практическом уровне, заложил почву читательской грамотности. Размышляя, почему именно так действуют положительные герои, оценивая их поступки, действия и сопоставляя с их собственными нравственными качествами, жизненными навыками, дети учились при анализе сказок, былин, легенд, рассказов самостоятельно извлекать из них нравственные уроки. Учащиеся читали и обсуждали литературные произведения, в которых разбирались в понятной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
В процессе данной работы у обучающихся происходило формирование предметных и личностных УУД, главными из которых являются умения:
- представлять воображаемую картину, описанную автором;
- сопереживать героям произведения;
- понимать и объяснять авторскую идею;
- осознавать нравственные понятия, нормы и правила поведения героев произведения, правильно оценивать их поступки.
На уроке литературного чтения дети много читали, думали, анализировали книги с большим нравственным потенциалом. Чтобы легко воспринимались моральные, нравственные, культурные ценности, дети при анализе текста сопереживали героям; оценивали их поступки; осмысливали их проблемы; соотносили их жизнь с собственной жизнью.
Перечитывание текста - необходимый и очень важный метод работы над художественным произведением, отражающий особенности его восприятия читателем. Иначе говоря, первым прочтением является второе, потому что вдумчивый читатель соотносит каждый эпизод с целым текстом.
Для младшего школьника это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как основа нравственного формирования личности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность оказывает влияние на формирование нравственной воспитанности школьника. При этом в нем развивается не только интеллектуальные способности, но и нравственная сфера личности.
На уроках литературного чтения мы применяли следующие приемы. Под приемом И.П. Подласый понимает часть общего метода, отдельное действие, приносящее конкретное улучшение [22, с.26]. В процессе работы на уроке мы использовали следующие приемы:
1 «Сочини конец истории». Детям предлагалось придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.
2. «Добрые слова». Детям предлагалось вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов и литературных произведений другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.
Эти приемы способствовали лучшему усвоению знаний нравственных понятий, норм и правил, а также качеств личности.
3. Прием «Обнажение противоречий» предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Позиции по заданному вопросу разграничивались в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп. Эти приемы организации деятельности способствовали развитию умений оценивать поступки героев и вести правильно дискуссию.
4. Прием «Общее мнение» способствовал формированию отношения к проблеме, развивал интерес к анализируемым произведениям нравственно-этической тематики. Учащиеся по цепочке высказывались на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений
переходили к аналитическим, а затем и к проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований). Эти мотивированные высказывания способствовали развитию интереса учащихся не только к произведениям нравственной тематики, но и к урокам литературного чтения.
5. Эффективным приемом на уроке литературного чтения, а, следовательно, формирования нравственной воспитанности, являются специально составленные ситуативные задачи (ситуации). В ходе их решения младшие школьники применяли известные им нравственные понятия, оценивали поступки литературных героев, выражая свое личное отношение к ним.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность формирования нравственной воспитанности младших школьников на уроках литературного чтения зависит от систематического и целенаправленного использования методов, форм, приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению учащимися литературных произведений.
В своей педагогической практике на уроках литературного чтения я часто использую стратегию – Ромашка Блума, чтобы проверить понимание учащимися текста и моральные ценности детей. Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой, такую ромашку можно задать ученикам на дом.
В начале вопросы задает учитель, затем учащиеся делятся на 2 команды. Одна команда задает вопросы с помощью памятки. Другая отвечает. Затем, когда учащиеся усвоят технику постановки вопросов, работают в группах. Каждая группа составляет вопросы своего вида.
Классификация вопросов Б. Блума:
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" – "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к…? Что лучше? Правильно ли поступил...?
Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?
Примеры из практики: М.Пришвин «Ребята и утята»
Поиграем в игру «Ромашка»
Разделимся на 2 команды. 1я команда- ребята 1го ряда и 1й вариант 2го ряда.
2я команда- все остальные.
1я команда будет задавать вопросы по тексту, 2я-отвечать.
Будем пользоваться памятками. И составлять ромашку на доске.
1в. Задайте простые вопросы.
(-Когда происходили события рассказа?
-Весной.
-Где шла уточка с утятами-
-В местах, открытых для глаз человека.
-Как уточка переходила дорогу
Около кузницы?
-Она пустила утят впереди, сама шла позади.
-Прикрепляю первый лепесток .Молодцы!
-Задайте объясняющие вопросы.
Что стали делать ребята, увидев утят?
-Они стали ловить утят шапками.
-Что делала уточка, когда ребята ловили утят?
-Уточка бегала за ними с раскрытым клювом …)\Прикрепляю следующий лепесток.
-Задайте Оценочные вопросы.
-Кто поступил хорошо?
-Хорошо поступил автор
.Он спас утят.
Приказал мальчишкам отпустить утят.
-Ребята поступили плохо, потому что они могли поранить утят, напугал мать.
Молодцы. Ставлю следующий лепесток.
-Задайте творческие вопросы.
-Что было бы, если бы ребята не отпустили утят?
-Утята могли погибнуть от страха и голода.
-Что могло бы произойти , если бы мимо не проходил автор?
-Могло произойти непоправимое. Уточка от ужаса могла погибнуть.
-Ставлю следующий лепесток.
-Задайте уточняющие вопросы .
-Если я правильно понял , то уточка очень переживала за своих детей, испытывала сильный страх и волнение. Дети могли покалечить утят.
Если я правильно поняла, ребята обрадовались, когда автор приказал им отдать утят матери?
--Ставлю следующий лепесток.
-Задайте практические вопросы.
-Как бы ты поступил на месте ребят?
-Я бы просто понаблюдал за утятами и не стал трогать их.
-Как бы ты поступил на месте автора?
-Я бы поступил также, не дал мальчишкам обижать беззащитных животных.
-Ставлю следующий лепесток.
Молодцы, ребята!
А на уроках русского языка и окружающего мира также использую ромашку Блума, что помогает детям разбираться в сути различных понятий и явлений .
При работе с приемом стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:
Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу, кубик Блума.
Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры (Приведи примеры однокоренных слов к слову «вода»).
Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.
Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.
Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).
Важно не только учить детей задавать и отвечать на вопросы, но и различать их типы.
Метод «Шесть шляп» повышает активность обучаемых на уроке, познавательную деятельность, развивается вариативное мышление, стремление к самостоятельности. В процессе работы в группах ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности. «Цветные шляпы» — это хорошо запоминающийся образ, который легко запомнить и использовать при аналитической деятельности. Такой подход к теме на уроках литературного чтения помогает понять обучаемым, что проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько возможностей выбора; это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема. Данная методика развивает творческую, инициативную личность, уверенную в своих силах, способствует духовно-нравственному воспитанию детей.
-Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.
1. Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.
2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в отрицательном герое.
3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.
4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази и тогда…
5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение.
6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.
Задания:
Мы работаем над произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка». В каждой группе делимся на подгруппы.
Белая шляпа – факты.
1.Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собачки.
а) лев. (Царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам)
б) собачка. ( Жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла).
Жёлтая шляпа – оптимизм.
1.Найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собачка.
а) лев. ( У царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить)
б) собачка.( обрела друга)
Чёрная шляпа – критика, или прогноз на будущее.
1. Какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.
а) лев.
б) собачка.
Красная шляпа – эмоции.
1. Проанализируйте, какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова, из текста.
а) лев, видя собачку в клетке.
б) собачка, попадая в клетку ко льву.
Зелёная шляпа – творчество.
1. Смог ли герой сохранить в себе доброту, талант, творческие способности и другие ценности. Подтвердите словами из текста.
а) лев. ( Смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.)
б) собачка (Собачка сохранила в себе верность, чувство благодарности).
Синяя шляпа – жизненный урок.
1. Чему Вас научил данный рассказ?
Применение приёма «Шесть шляп мышления» работает на умения как:
1. Группа читательских умений
«Находить и извлекать информацию»
2. Группа читательских умений
«Интегрировать и интерпретировать информацию»
3. Группа читательских умений
«Оценивать содержание и форму текста»
На основании изученной литературы и собственного опыта можно составить следующие рекомендации по формированию нравственных качеств у младшего школьника на уроках литературного чтения:
1. Продвигайте развитие ученика-читателя путём усложнения читательской деятельности: от обучающего анализа, через анализ текста «по образцу» до самостоятельного анализа незнакомого художественного текста и даже создания собственного.
2. Перечитывайте текст с учениками не только для скорости чтения, но и для более глубокого проникновения в смысл произведения.
3. Учитель как человек, который уже проанализировал произведение, знает методику и технологию анализа текста, должен помнить, что, ученик имеет свою собственную интерпретацию текста.
4. Задания на уроках должны давать «пищу для ума», побуждать учеников к размышлению. Так, в обучении можно применять загадки, пословицы, поговорки.
5. Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью.
6. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности. Важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные в его личных переживаниях.
7. Основой нравственного воспитания должно являться диалоговое общение, сотрудничество учащихся с учителем. Педагогические воздействия с одной стороны должны корректировать уже имеющийся опыт нравственного поведения учащихся, с другой - прививали новый опыт общественного поведения.
8. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому педагог должен дать знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Важно соблюдать все данные рекомендации и тогда формирование нравственных качеств станет успешнее и более углубленно.
Смысл изучения нравственных качеств учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.
Задачей учителей современной начальной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А. С. Пушкина, М. Цветаевой, Л. Н. Толстого, Н. Н. Носова и других писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие.
Литература:
Основные источники:
1. Божевич Л.И., О нравственном развитии и воспитании детей; вопросы психологии. – М.: Просвещение, 2015 – 456 с.
2. Горьков Е.Н., Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: метод рекомендации. – М.: Дрофа ,2015 – 365 с.
3. Марьенко И.С., Нравственные становления личности школьника. –М.: Просвещение,2015–279 с.
Дополнительные источники:
4. Архангельский Н.В., Нравственное воспитание. – М.: Просвещение , 2012 –217 с.
5. Аплетаев М.Н., Система воспитания личности в процессе обучения. –Омск: Монография,2013– 239 с.
6. Бабанский Ю.К., Педагогика: курс лекций. – М.: Просвещение, 2014 –382 с.
7. Болдырев Н.И., Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2009 – 243 с.
8. Болотина Л.Р., Педагогика: учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение,2013 – 211 с.
9. Васильева З.Н., Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение,2014– 174 с.
10. Дереклеева Н.С., Справочник классного руководителя. – М.: Просвещение,2003–237 с.
11. Дробницкий О.Г., Проблемы нравственности. – М.: Слово ,2007–173 с.
12. Контарбаев И.А., Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение ,2006–231 с.
13. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А., Введение в педагогику. –М.: Просвещение,2007 – 386 с.
14. Крупская Н.К., Задачи школы 1 ступени. – М.: Просвещение,2011–231 с.
15. Макаренко А.С., Проблемы школьного советского воспитания. –М.: Просвещение,2009–239 с.
16. Матвеева Л.И., Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. – М.: Феникс,2013–390 с.
17. Морозова Т.В., Обзоры по информационному обеспечению. –М.: Просвещение,2008–137 с.
18. Мухина В.С., Шестилетний ребенок в школе. –М.: Просвещение ,2006–124 с.
19. Сухомлинский В.А., Избранные педагогические сочинения. –М.: Просвещение,2009– 232 с.
20. Ушинский К.Д., Собрание сочинений. – М.: Просвещение,2019–364 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.