формирование практических компетенций на уроках географии

  • docx
  • 04.07.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование практических компетенций.docx

Формирование практических компетенций в курсе школьной географии.

 

Учитель географии МАОУ «Лицей №29» Кульшина Т.В.

             .

         География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Этот предмет обладает огромным воспитательным и развивающим потенциалом развития личности, формирования географического мышления, реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека, формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением. В условиях модернизации школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Можно сказать, что акцент в определении целей, содержания его результатов смещается к практической составляющей обучения, т.е. к процессу приобретения школьниками опыта в решении практико-ориентированных задач. В связи с этим практическая деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса. Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников.

 

Цель – создание методических разработок в системе практических работ и практико-ориентированных заданий в курсе географии, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся и развитие познавательной активности.

 

Задачи

1.     Продолжать организацию деятельности учащихся по формированию географических умений по анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, статистических материалов, геоинформационных ресурсов).

 

2.     Использовать различные приемы технологии развития критического мышления для разработки практических работ, а также данные приемы для проведения учебных занятий в компетентностной форме.

 

 

3.     Выяснить возможность применения системы практических работ и практико-ориентированных заданий для проведения мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся на уроках географии.

 

4.     Обобщать полученный опыт применения системы практических работ и практико-ориентированных заданий, провести анализ достигнутых результатов.

 

Пути решения.

 

При работе я  постоянно сталкиваюсь с такими проблемами, что большинство учащихся практически не умеют выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; испытывают затруднения при работе с текстом. Не справляются с такими заданиями, как перевод одной информации в другую, например картографическую и графическую в текстовую. Обучение станет более эффективным, индивидуализированным, функциональным, если на уроках и во внеклассной работе будут созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейшей социальной адаптации и мобильности. Один из вариантов решения – усиление внимания с моей стороны к организации деятельности учащихся по формированию географических умений. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения.

 Именно поэтому в учебном процессе постоянно применяю способы практического обучения учащихся по анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, статистических материалов, геоинформационных ресурсов), что и составляет специфику методической системы учителя географии.  Именно поэтому практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством географического познания и определенным этапом формирования географического мышления учащихся

         Практические работы на уроках выполняются на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. По уровню усвоения учащимися умений, применяются обучающие работы, тренировочные, итоговые и творческие. При подготовке к урокам я определяю, какие ключевые компетенции можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе можно предложить задание, направленное на формирование той или иной компетенции, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание.

 При разработке практико-ориентированного задания учитываю, что оно должно содержать: стимул, который погружает ученика в контекст задания и мотивирует его на выполнение.

          Когда проводится практическая работа на этапе изучения нового материала, учитываю то, что познание нового протекает не одинаково у учеников различных когнитивных стилей. Работа проводится на основе инструктивной карты, включающей инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть содержит пять заданий, состав и последовательность соответствует типовому плану. Их выполнение позволяет каждому ученику достичь требований минимального уровня подготовки.

         Вариативная часть ориентирована на когнитивно-стилевые особенности учащихся. Проведение практической работы меняет и стиль руководства учителя. Выводы тщательно обсуждаются и записываются. В обучении увеличивается доля самостоятельной работы, в том числе проблемно-поискового, исследовательского характера.

Результат:

Применение практико-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить несколько задач:

o   Выявить уровень развития предметных знаний и умений учащихся;

o   Оценить способность самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;

o   Формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

Практические задания стимулируют самообразование и саморазвитие учащихся.


Посмотрите также