Формирование предметных компетенций в процессе исследовательской деятельности
Аннотация.
Данная статья посвящена проблемам формирования предметных компетенций на уроках географии. А именно, влияние экологической составляющей на формирование предметных компетенций обучающихся, в ходе исследовательской деятельности.
В современном мире экологические проблемы вышли на первое место. Угроза экологической катастрофы активизировала процесс всеобщей экологизации общества. В качестве стратегического решения глобальной экологической проблемы предложена концепция устойчивого развития
цивилизации, а важнейшим механизмом обеспечения устойчивого развития признано образование. Поэтому одной из стратегических задач образования становится задача формирования у обучающихся экологических знаний, умений, ценностей, мотиваций к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. Решение данной задачи может быть осуществлено в рамках реализации компетентностного подхода в образовании, который позволил выделить предметную компетенцию школьников в качестве системного интегративного качества индивидуальности, необходимого элемента в формировании экологической культуры личности. В настоящее время очень важно сформировать такого рода компетенции.
На основе этого были разработаны методические рекомендации к занятиям и внеурочной деятельности, которые позволяют максимально эффективно сформировать предметные компетенции по географии, используя экологический подход с рассмотрением следующих тем: «Экологический фактор размещения производства», «Экологические проблемы крупных районов мира», «Глобальные экологические проблемы», «Взаимодействие общества и природы», «Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное», «Экологическая проблема человечества и пути её решения», «Природные ресурсы и охрана окружающей среды».
В методических рекомендациях достаточно большое внимание уделяется исследовательским заданиям. Это, в первую очередь, связано с тем, что непосредственно исследовательская деятельность способствует формированию предметных компетенций, а также включению обучающихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы и анализирует свою деятельность.
В ходе нашей работы обучающимся был предложен тест для определения исходного уровня сформированности предметных компетенций и системы экологических знаний, включающий в себя ряд заданий и вопросов географической и экологической направленности.
Тестирование показало, что у большей части школьников слабо сформированы экологические знания и предметные географические компетенции. Более 60 % учеников, справляясь с теоретическими и обще географическими вопросами испытывали затруднение в проблемах взаимодействия природы и общества, в природных и социально - экономических аспектах экологических проблем. Это происходит из-за нехватки времени на уроках для рассмотрения экологических проблем, а также отсутствия отдельных уроков по экологии и не частого использования экологической составляющей учителями на уроках географии.
Затем после проведения ряда уроков и внеклассных мероприятий, включающих в себя проектную и исследовательскую деятельность, было проведено повторное тестирование обучающихся по разработанным раннее вопросам и тут была определена положительная динамика в ответах, характеризующих сформированность предметных компетенций, причем на первоначальном этапе обучающиеся дали большее количество правильных ответов в области общих географических знаний, а на данном этапе нашего исследования количество правильных ответов возросло в области вопросов, отражающих экологические знания, а также показали владение применять географические знания для объяснения и оценки глобальных явлений и процессов в географической оболочке, прямо или косвенно влияющих на экологическое состояние планеты и уровень безопасности окружающей среды.
Все это обусловлено, тем, что в совместной работе с обучающимися было достаточно много времени посвящено вопросам экологического характера, а также обучающимся были предложены исследовательские задания, что, в свою очередь, поспособствовало как формированию экологической культуры личности, так и формированию предметных компетенций у обучающихся на уроках географии.
В ходе исследования установлено, что проблема формирования предметных компетенций через систему экологических знаний является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в образовательном пространстве.
Использование исследовательской деятельности на уроках географии, способствует формированию предметных компетенций, позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений.
Методические приёмы, которые позволили выделить главные критерии, влияющие на формирование экологических знаний и умений у школьников. Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами в дальнейшем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.