МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
Формирование предметных результатов
по математике и русскому языку в 3 классе
(из опыта работы).
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты»
Долганова Ю. А.
март, 2022 год
Формирование предметных результатов
по математике и русскому языку в 3 классе (из опыта работы).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В основе формирования предметных результатов лежит ключевая компетенция - «умение учиться», которое - предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).
К предметным результатам по русскому языку относятся:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
К предметным результатам по математике относятся:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.
Сталкиваюсь с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.
1. Это интегрированное занятие.
2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.
3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Оценка предметных
результатов проводится в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.
Методы оценочной деятельности: наблюдение, тестирование, практические работы, рисунки.
Формы оценки: - индивидуальные, групповые, фронтальные; - устный и письменный опрос.
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.
Структура изложения содержания учебного материала в учебниках (парная и коллективная деятельность, «интеллектуальный марафон», «дифференцированные задания», «творческие задания», «информационный поиск», тренинговые и проверочные задания) позволяет строить урок с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка и организовывать учебную деятельность так, что дети получают возможность учиться:
— принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с ней;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— различать способ и результат действия;
— оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.
Формированию регулятивных универсальных учебных действий служит и система заданий:
ü поиск информации в предложенных источниках;
ü задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами вычислений;
ü контрольный опрос на определенную проблему;
ü Проектная деятельность.
Задания по математике направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий, а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений.
Задания по математике и русскому языку способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации.
Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание:
ü сравни;
ü «найди отличия»;
ü «на что похоже?»;
ü поиск лишнего;
ü «лабиринты»;
ü упорядочивание;
ü «цепочки»;
ü составление схем-опор;
ü работа с разного вида таблицами;
ü составление и распознавание диаграмм;
ü работа со словарями.
Мониторинг сформированности предметных результатов позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку
добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью
является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным
программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования
универсальных учебных действий», т. е. оценка способностей выпускников
начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде
литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и
др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных
предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на
межпредметной основе.
Цель предлагаемой контрольной работы – оценка уровня подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Особое внимание уделяется экспертизе умения обучающихся работать с незнакомым текстом.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Смысловые акценты УУД |
Русский язык |
Математика |
Личностные |
Жизненное самоопределение |
Смыслообразование |
Регулятивные |
Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык и др.) |
|
Познавательные общеучебные |
Моделирование (перевод устной речи в письменную) |
Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
Коммуникативные |
Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. |
Контроль за уровнем учебных достижений учащихся по русскому языку провожу в форме различных письменных работ: диктантов, контрольных списываний, словарных диктантов, грамматических заданий, изложений, сочинений, тестовых заданий. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика учитываются: полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, речевое оформление ответа. Ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения и правила.
В основу оценивания устного ответа обучающихся по математике положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что оценка предметных результатов младших школьников считается весьма значимой составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической работы учителя. Данный компонент наравне с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен отвечать современным условиям общества, педагогической и методической наукам, главным ценностям и целям образования в первом звене школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.