Формирование представлений о профессиях различных сфер с использованием «кластера» как приема технологии развития критического мышления

  • ppt
  • 06.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация.ppt

«Формирование представлений о профессиях различных сфер с использованием «кластера» как приема технологии развития критического мышления»

Подготовили воспитатели
МДОАУ 17 Леонтьева Т.В.
Руденко М.Н.
Трофимова Л.В.

Кластер

Метод развития критического мышления и речи дошкольников.
В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «концентрация», «собираться группами», «расти пучками».
Кластер – графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в идее схем с пояснением всех связей между ними.
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала, служит наглядной схемой.

Достоинства и результаты применения метода кластер

У детей формируется:
1. Умение формулировать вопросы.
2. Находить главное в большом объеме учебного материала.
3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
4. Строить умозаключения.
5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
6. Проводить аналогии.
7. Сравнивать, анализировать и классифицировать.

Виды кластеров  

Кластер – схема «Гроздь»

Рекомендации по работе с «гроздьями»:
1. Оцените материал, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы?
2. Помогите детям вы­делить эти смысловые единицы, сначала более крупные, затем мелкие.
3. Озвучьте свои «грозди».
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.

Кластер «Животные»  


Кластеры при формировании фонематических представлений

Кластеры при формировании фонематических представлений

Кластеры при формировании фонематических представлений

Кластер - схема «Логическая цепь»

Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»

  Кластер-таблица

Сравнительная характеристика тигра и льва





Сравнительная характеристика озера и реки
 

Тигр

Полосы

Нет гривы

Живет в тайге

Масса больше

Когти больше

Лев

Одноцветный

Грива

Живет в Африке

Масса меньше

Когти меньше

Озеро

Нет течения

Соленая
Пресная

Река

Течение

Пресная вода

Русло

Кластер – схема «Планета и спутники»

УЧИТЕЛЬ

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МУЗЫКА

ХИМИЯ

ЛИТЕРАТУРА

Профессии

Кластер «Профессии»

Профессии

Вывод

Таким образом, метод кластера как средство формирования целостной картины окружающей действительности, обобщения и систематизации знаний универсален. Он помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Спасибо за внимание!