ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭСТЕТИКИ, ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАДЕТОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭСТЕТИКИ, ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАДЕТОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Оценка 5
Документация
docx
экология
11 кл +1
27.11.2020
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭСТЕТИКИ,  ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА  КАДЕТОВ   НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Одним из главных путей решения экологических проблем является формирование природоохранной эстетики у учащихся кадетской школы – интернат. Базисом формирования экологической культуры личности являются знания. Кадеты получают их в процессе обучения, узнают из средств массовой информации, добывают из книг и используют знания своего народа.
статья, Рощупкина В.И..docx

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭСТЕТИКИ,  ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА  КАДЕТОВ   НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Рощупкина В.И., учитель химии и биологии

ГБОУ «Бугульминская кадетская школа-интернат имени

Героя Советского Союза Газинура  Гафиатуллина»

                                                 [email protected]

 

Аннотация

Одним из главных путей решения экологических проблем является формирование природоохранной эстетики у учащихся кадетской школы – интернат. Базисом формирования экологической культуры личности являются знания. Кадеты  получают их в процессе обучения, узнают из средств массовой информации, добывают из книг и используют знания своего народа.

Annotation

One of the main ways to solve environmental problems is the formation of environmental aesthetics in students of cadet boarding school. The basis of formation of ecological culture of the person is knowledge. Cadets receive them in the process of training, learn from the media, extract from books and use the knowledge of their people.

Ключевые слова

Экологическая культура, толерантность, патриотизм, природоохранная эстетика, загрязнение, воспитание, нравственность.

Keyword

Environmental culture, tolerance, patriotism, environmental aesthetics, pollution, education, morality.

 

Экологическая проблема – одна из современных глобальных проблем, от которой во многом зависит будущее человечества. Данная проблема является основой международного документа «Хартия Земли», принятого Всемирной Комиссией по окружающей среде и развития ООН и Республикой Татарстан.  [8, 154]. Одним из главных путей решения экологических проблем является воспитание экологической культуры и природоохранной эстетики у учащихся кадетской школы – интернат. Базисом формирования экологической культуры личности являются знания. Кадеты  получают их в процессе обучения, узнают из средств массовой информации, добывают из книг и используют знания своего народа. Природа имеет огромную воспитательную силу. В единстве с нравственным чувством существуют и эстетические чувства. [1, 124]. В подростках необходимо развивать чувства прекрасного, природной красоты, гармонии, переживания, восторженного отношения к ней. В связи с этим, при организации экологической работы с кадетами необходимо использовать не только данные по экологии города, влиянию добычи нефти на экологию, а также материалы устного народного творчества: песни, пословицы, поговорки, загадки, сказки, легенды, произведения искусства, исторические материалы, отражающие природу родного края, взаимоотношения человека и природы, традиции, обычаи и обряды татарского народа, связанные с облагораживанием природы. [3, 136].

Психологическая направленность внеклассных мероприятий по  экологии, видение взаимосвязи человека с природой позволяют кадетам осознавать себя частью природы и понимать значение важности формирования знаний о природе и собственных возможностей в облагораживании природы, а это уже шаг к экологической эстетике, к формированию любви к окружающей нас природе. Воспитанию духовности, в первую очередь, способствует красота как проявление мировой гармонии. Красоту человек учится понимать при помощи музыки, литературы, живописи, поэзии. Человек, постигнувший прекрасное, не может быть бездуховным потому, что он познал суть добра, его животворного начала, а мир держится на всеохватывающем добре, овеянном любовью. Красота связана не только с духовностью, но и нравственностью. У некоторых людей духовность проявляется как врожденное свойство, однако для большинства людей духовность воспитывается. И тут не обойтись без понимания и наслаждения природной красотой. [4, 144].

Своеобразие природы формирует национальный характер. Татарский народ черпает свои силы из земли. Он, обобщая свои наблюдения за природными явлениями, накопил природоохранные навыки и применял их в практической деятельности. Все это нашло отражение в опыте, традициях и обрядах народа и в устном народном творчестве, ставших сокровищами экологических знаний, навыков и передающихся из поколения в поколение посредством механизма преемственности традиций, обрядов, праздников. С древности татарский народ бережно и уважительно относился к воде и через свои знания, основываясь на этих знаниях, воспитывал у детей экологическую культуру. С языческих времен наш народ обожествлял воду, а исламская религия укрепила его в этом. «Вода – дар Аллаха и должна находиться в свободном использовании всех людей», - говорят старейшины народа. Некоторые водные источники, в связи с этим, в Татарстане считаются святыми. Есть люди, которые их специально очищают, держат в чистоте. Многие татарские народные изречения носят специфически региональный характер: «Воздух Белой – для тела здоровье, для души благодать», «Вода Белой – чистое серебро». Следовательно, раньше вода Белой была идеально чистой, не загрязненной нефтью и другими продуктами. Знания народа о воде являются одним из аспектов воспитания экологически культурной личности. Большое внимание при изучении экологии следует уделять изучению экологических проблем города и путей их решения. [7, 99]. Уникальные данные татарского фольклора раскрывают органическую связь человека и природы. Красота природы вызывает у человека комплекс позитивных чувств: безопасность, расслабленность, спокойствие, тепло, свободу, доброжелательность, счастье. Предания прошлого служат благородным целям нашей эпохи – более глубокому пониманию природы, воспитанию природоохранной эстетики новых поколений. Красота дикой природы – это своеобразный символ, западающий в жизнь как одного человека, так и целой нации. Пример тому - использование природных символов в гербе республики Татарстан. [1, 124].

Формирование природоохранной эстетики кадетов направлено на то, чтобы обучающиеся знакомились с красотами и редкостями родной природы, активно участвовали в экологических мероприятиях города, чтобы в них росло стремление к охране и возрождению окружающей природы. В Бугульминской кадетской школе - интернат ведется работа по приобщению обучающихся к научно-исследовательской работе по экологии, в ходе которой обучающиеся выполняют творческие проекты, работают с различными источниками информации, проводят их анализ, сопоставляют, обобщают полученный материал.

Педагогический коллектив школы – интерната понимает, что если в процессе обучения создать условия для глубокого освоения экологическими знаниями, то, как правило, подростки всегда будут активно участвовать в экологических мероприятиях, охранять природу. Подростки должны осознать, что наслаждение, получаемое от созерцания красоты природы, активно способствует духовной, мыслительной и другой деятельности, что красота возвышает человека. Наши кадеты тесно общаются с ветераном Великой отечественной войны Гумеровым Магарифом Гумеровичем. Они ему оказывают посильную помощь, он является гостем всех школьных  мероприятий, вместе участвуют в экологических акциях. Недавно  приняли участие в акции «Аллея Победы». Такая совместная работа способствует формированию толерантности, патриотизма, укреплению связей со взрослым поколением, повышению интереса к изучению истории культурного наследия татарского народа,  стремлению к улучшению окружающей среды, снижению преступности в среде молодежи, а также уменьшению количества подростков, относящихся к группе риска.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: политиздат, 1985. - 381с.

2.       Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. Ряд. школа, 1982. - 288с.

3.       Популярная экология. Казань, «Экоцентр», 1997. – 236с.

4.       Грехова Л.И. «В союзе с природой» М.: «Сервисшкола», 2002. – 285с.

5.       Борейко В.Г. Введение в природоохранную эстетику. Киев «Эколого-культурный центр», 1999. – 189с.

6.       Горелов А.А. Экология. М.: Центр,  2000. – 400с.

7.       Суханов М.В. Обычая, традиции и преемственность поколений. М.: Политииздат, 1967. -216с.

8.       Учебное пособие «Хартия Земли» - Казань,2007. – 323с.

9.       Методические рекомендации для учителей естественно-научных дисциплин общеобразовательных школ Республики Татарстан «Хартия Земли» - Казань, 2007. – 269с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭСТЕТИКИ,

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭСТЕТИКИ,

Комиссией по окружающей среде и развития

Комиссией по окружающей среде и развития

И тут не обойтись без понимания и наслаждения природной красотой

И тут не обойтись без понимания и наслаждения природной красотой

Пример тому - использование природных символов в гербе республики

Пример тому - использование природных символов в гербе республики

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020