Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях работы по ФГОС: проблемы и решения
ФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня мы слышим всё это. Идёт обсуждение этого вопроса в интернет- ресурсах, средствах массовой информации. Уже обозначен и новый стандарт для учителя: «Творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель корпоративных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях».
Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а дотягиваем ли мы до идеального образа. Учителю нужно стать современным и конкурентоспособным. Почему? Как? Насколько?
Эти главные вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем педсовете. Хотелось бы вспомнить небольшую притчу.
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 4 вещи, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом.
Первое: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.
Второе: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Третье: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.
Четвертое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом.
И теперь, ставя себя на место карандаша, хочется сказать : всегда помнить эти 4 правила и никогда не забывать их, и тогда можно стать лучшим человеком, которым только ты можешь быть.
Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире.
Приоритетной целью современного российского образования также становится развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать?
Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инновации педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это формирование творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям.
Понятие профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности.
В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения человеком психологической структуры профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться.
Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская и проектная деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6. Трансляция собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
· самоанализ и осознание необходимости;
· планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
· самопроявление, анализ, самокорректировка.
«Учитель живёт пока учится – так считал русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет
I Cамообразование учителя по различным направлениям педагогических компетенций;
II. Изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в направлении разрешения конфликтов, повышение уровня владения монологической и диалогической формами речи, которые свидетельствуют о сформированности коммуникативной компетентности.
III. Повышение навыков саморегуляции обучающихся
IV. Освоение обучающимися навыков работы с различными источниками информации.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем и т.п.
Работать по ФГОС сложно, но интересно. Мне пришлось переосмыслить свой большой педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы:
-КАК обучать, как сформировать у детей у детей умение и желание учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия.
В предшествующей работе, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроках всё объяснить. показать, рассказать.
Сейчас я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.
И здесь я не могла обойтись без технологии системно-деятельностного метода обучения. Сейчас главным на уроке является включение самого ученика, даже самого наислабейшего в учебную деятельность. Ученик теперь главный деятель на уроке. Детям сейчас интереснее на уроках, потому что знания дети не получают от меня, а открывают их сами в процессе исследовательской деятельности. Знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как учитель лишь направляю деятельность моих учеников. Только когда ребёнок включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.
Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией. Захотеть решить проблему, исследовать, найти решение. В первом классе я использую разные приёмы мотивации игры. Игровые ситуации. Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога. Дети включаются в активную работу. каждый хочет высказаться, не бывает равнодушных. А я выслушиваю все мнения с большим интересом. Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. Я только немного направляю их, подвожу к открытию нового знания. Сейчас учу работать в паре, в группах, учу выслушивать мнение других , высказывать своё, а также делать выводы.
Прежде чем ввести этот вид деятельности в1 классе я провела воспитательную работу на классных часах «Ты и твои товарищи на уроке», «Учимся работать дружно», где мы изучили основные правила работы в паре, группе. Дети первоклассники ещё не умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе на классных часах я использовала следующие упражнения «Зеркало». Один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями. «Попугай» Один говорит (например, времена года или дни недели) в случайном порядке, второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются местами.
«Разминка пальчиков». Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:
ЖЕЛАЮ(большой)
УСПЕХА(указательный)
БОЛЬШОГО(средний)
ВО ВСЁМ (безымянный)
И ВЕЗДЕ(мизинец)
ЗДРАВСТВУЙ (вся ладонь)
Самое главное при работе в группе – умение слушать партнера и слушать то, что он говорит Вот какое упражнение я использовала для этого: на первую парту каждого варианта выдаётся карточка со стихом, пословицей. правилом. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте и так далее. Ученик последней парты проговаривает фразу вслух. Стараюсь для более продуктивной работы не забывать, чтобы в группе были и сильные и слабые ученики. Слабым ученикам нечем обмениваться друг с другого. У меня в классе группы используют цветовые сигналы КРАСНЫЙ-просим помощи, ЗЕЛЁНЫЙ- работу выполнили. При проверке какого-то задания у доски я предлагаю детям в группах самим выбирать, кто будет записывать, кто подсказывать. Сейчас дети ещё не могут оценивать объективно: дружит с Ваней, нравится Ваня, значит его ответ лучший. Учу делать объективную оценку. При этом учу отмечать прежде всего положительное в ответе, а об отрицательном говорить тактично, в форме пожеланий. Перед началом работы в парах можно задать вопрос:
-Как поможет вам работа в паре? Какие трудности вы встретили? -Что дала вам работа в паре?
Стараюсь не жалеть слов для оценки работы детей. «Самый догадливый», «Самый активный», «Самый умный на этом уроке», «Лучший помощник учителя». Ребёнок от таких слов счастлив. Так складывается ситуация успеха. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности. Я стараюсь добиться того, чтобы каждый мой ученик не боялся, а наоборот стремился высказывать своё мнение и с уважением относился к мнениям своих товарищей.
Позитивные изменения произошли в деятельности учащихся. Самостоятельной работе отводится больше времени, причем характер её стал исследовательским, творческим. Ученик сам открывает путь к познанию.
Жизнь младших школьников напрямую связана с эмоциями. Для них значимо то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию. Те новые знания, которые они строят, открывают, вызывают удивление, даже восторг от самостоятельных побед. Китайская мудрость гласит «Я слышу -я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я усваиваю»
Начальная школа – это старт для всего обучения. От того, какие знания будут заложены в начале пути, будет зависеть и дальнейшее обучение. Сейчас предлагается много разных программ. Все они по-своему хороши. У всех есть свои плюсы и минусы.
В нашей школе мы реализуем учебно-методический комплекс "Школа 2100", который соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования. Предлагаемая программа является интегрированной и развивающе-обучающей.
Но при переходе к ФГОС нового поколения мы уже столкнулись с множеством проблем. Какие же это проблемы?
Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:
- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП (организация образовательного процесса)
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ОП:
- сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки, под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить алгебре и русскому языку…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как подготовка к ЕГЭ А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»; «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.
Пути решения проблем
Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС:
- организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;
- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные
умения учащихся;
- организовать работу по мониторингу формирования УУД;
- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;
- создать микрогруппы по проблемам:
* организация накопительной системы оценки,
* разработка заданий, направленных на формирование УУД,
* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;
- организовать психологическое сопровождение в школе:
* организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,
* вести индивидуальную работу по устранению психологических
проблем учащихся,
Что является самым важным для успешной работы учителя по новым стандартам? Важным является желание учителя меняться.
Чтобы формировать свою профессиональную компетентность мы должны учиться, чтобы научить чему – то других, мы должны быть способными к творчеству, научиться проводить нетрадиционные уроки. Ведь урок интересен тогда, когда он современен.
Мы любим традиционные уроки, но они скучны. Как же должен выглядеть современный урок?
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго
поколения? Как
проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать
домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку,
спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую
тему и задает домашнее задание.
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать
в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп
обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика
показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может
легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в
проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это
урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение
урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. 1.
Урок изучения нового. Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы! Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни! Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь. Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. |
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока |
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
|
Основные этапы урока |
Объяснение и закрепление уч. материала. Большое количество времени занимает речь учителя |
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке |
Успеть выполнить все, что запланировано |
Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельн. детей) |
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. |
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока |
Преимущественно фронтальная |
Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков |
– |
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся |
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс |
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда |
Создается учителем. Выставки работ обучающихся |
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения |
Предметные результаты |
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося |
Создание портфолио |
|
Основная оценка – оценка учителя |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
|
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. А процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
·победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;
·активное участие и призовые места обучающихся в ежегодной научно – практической конференции;
·публикации творческих работ, обучающихся на школьном и собственном сайте;
·высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
·высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым мною предметам.
Как мы должны повысить свою профессиональную компетентность? Мы должны использовать и применять различные педагогические технологий: современные инновационные технологии, использовать проблемное обучение, составлять технологическую карту урока, с проводить открытые уроки, принимать участие в профессиональных конкурсах , в научно-практических конференциях, публиковать свои работы.
Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Таким образом, разработать механизм реализации ФГОС, апробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного учителя. Это есть его педагогический опыт, то есть профессиональная компетентность.
Вывод: Сегодня педагог-профессионал-это педагог, который осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Чтобы формировать свою профессиональную компетентность, педагог должен продолжать учиться, чтобы научить других, должен быть способен к творчеству, проводить нетрадиционные уроки. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма.
О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
·победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до региональных уровней;
·активное участие и призовые места обучающихся в ежегодной научно – практической конференции;
·публикации творческих работ обучающихся на школьном и собственном сайте;
·высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
·высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым мною предметам
Как мы должны повысить свою профессиональную компетентность? Мы должны использовать и применять различные педагогические технологий: современные инновационные технологии, использовать проблемное обучение, составлять технологическую карту урока, проводить открытые уроки, принимать участие в профессиональных конкурсах , в научно-практических конференциях, публиковать свои работы.
Вспомните старую притчу: «Дайте человеку одну рыбу и он получит пропитание на один день, научите его ловит рыбу и он получит пропитание на всю жизнь».
Класс младших школьников не бывает однородным: кто-то пришел в школу бегло читающим, а кто-то не знает даже букв; у одного ученика богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может; один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе. Возможности у всех учащихся разные. Но каждый ребенок имеет право на самореализацию личности, на собственный путь развития, соответствующий его индивидуальным особенностям. Возникает необходимость в создании особых условий, особой образовательной среды для развития способностей каждого ребенка, даже малоспособного, чьи способности еще «спят», не востребованы, не раскрыты.
В начальной школе мы работаем по разным программам. Я работаю по программе «Школа России».
Учебники этой программы позволяют организовать на уроке системно - деятельностный подход практически на каждом уроке. В начале каждой темы формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрик: «Что узнали. Чему научились», «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты».
Уроки не разворачиваются как хорошо накатанная гладкая дорога, где каждый следующий отрезок плавно вытекает из предыдущего. Это – извивающаяся горная тропа, на которой за каждым поворотом встречается новое, неожиданное. Чем более разнообразна структура урока, тем неожиданней и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее.
Каждый учитель при построении урока пользуется своими секретами. Вот несколько приёмов, которые способствуют созданию развивающей образовательной среды:
-взаимоопрос (в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга) по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее;
- работа в парах (взаимопроверка тетрадей на уроках русского языка и математики, задание «обсуди с другом» на уроках литературного чтения.
- разноуровневые задания, из множества зданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен.
Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
- вопросы, требующие неоднозначного ответа: «Что вы можете рассказать о слове «пальто»», «Найди лишнее: тетрадь, пенал, карандаш, краски», или такой пример: на уроке русского языка надо было выполнить логически-поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: Москва, Украина, Армения, Узбекистан. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово Москва, так как это город, а остальные — государства. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и Узбекистан (это существительное 2-го склонения, а остальные — первого), и Москва, так как в этом слове два слога, а в остальных- четыре.
- Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему.
-Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Например, на уроке окружающего мира в 3 классе при изучении темы "Вода" учитель рассказывает историю:
-Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.
На уроках учащиеся обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Деятельностный подход направлен на владение примами поисковой и творческой деятельности, на решение поставленных проблем. Так, на уроке математики в 3 классе было предложено следующее задание: из квадратного листа бумаги вырезали наибольший круг, радиус которого 137 мм. Найти периметр данного квадрата. Возникает проблема: как найти периметр квадрата, зная радиус круга.
Или вот другой пример. В понедельник ученикам делается сообщение о том, что на уроках в пятницу будем говорить о воде и о том, что с ней связано. Дети в течение недели подбирают стихи, песни, загадки, другие сведения, связанные с водой. В четверг мы отбираем тот материал, который можно использовать на уроке русского языка, математики и окружающего мира. В пятницу почти каждый ученик на уроке активный. Дети ждут этих уроков с нетерпением: ведь какое-то задание придумано им самим. Это, конечно, для учащихся новая форма работы с материалом, в которой воплощается их активность, тяга к самостоятельности.
Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья. Ученик из пассивного, созерцающего становится самостоятельным, мыслящим.
Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Вывод: Сегодня педагог-профессионал-это педагог, который осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Чтобы формировать свою профессиональную компетентность, педагог должен продолжать учиться, чтобы научить других, должен быть способен к творчеству, проводить нетрадиционные уроки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.