Формирование профессиональной компетентности студентов СПО на занятиях по иностранному языку
Иноязычная подготовка студентов колледжа является одним из ведущих компонентов среднего профессионального образования, одним из основных механизмов реализации интеграционных процессов, мобильности студентов, будущих специалистов, их защищенности на рынке труда. Совершенно очевидно, что овладение студентом иностранным языком становится элементом его профессиональной компетентности.
Ученые указывают, что в узком смысле под профессиональной компетентностью понимаем комплексную характеристику человека, которая проявляется в конкретной профессиональной деятельности и включает знания, умения, навыки, способности, опыт, мотивацию и личностные свойства, а также способы их реализации в деятельности, общении и саморазвитии личности. В широком смысле профессиональная компетентность включает уровень успешности человека во взаимодействии с социальной средой. Ведь компетентность определяется как динамический процесс, когда лицо активно и адаптивно мобилизует и использует глубинные психологические ресурсы, чтобы действовать в новых обстоятельствах.
Современными учеными отмечается, что формирование профессиональной компетентности осуществляется параллельно с формированием других смежных умений и навыков будущего специалиста.
В структуре профессиональной компетентности важным компонентом является иноязычная профессиональная компетентность. Исследуя стандарты среднего профессионального образования, нельзя не отметить заметный рост уровня требований к овладению иностранным языком студентами. При этом овладение иностранным языком охватывает не только умение приобретать профессиональную подготовку. Все больше внимания уделяется аспектам изучения иностранного языка как языка профессионального взаимодействия. В условиях расширения сфер сотрудничества с зарубежными партнерами чрезвычайно актуальной становится способность общаться с иностранными коллегами. Соответственно, растет потребность в квалифицированных специалистах, обладающих профессиональной иноязычной компетентностью.
С другой стороны, профессиональная направленность является одним из путей повышения мотивирования студентов по изучению иностранного языка. Как свидетельствуют результаты опросов, значительное количество студентов осознают для себя потребность в реализации иноязычных знаний в практической профессиональной деятельности, основанной на создании многочисленных возможностей в современном обществе участвовать в совместных международных предприятиях, осуществлять сотрудничество с иностранными коллегами, обрабатывать и использовать информацию на иностранном языке и т.д.
Таким образом, под понятием "формирование" профессиональной компетентности понимаем процесс подготовки специалиста, способного к самостоятельному решению разнообразных коммуникативных задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности, а овладение иностранным языком – как определенный уровень сформированности навыков и умений использовать язык для устного и письменного общения, как механизм познания истории, культуры, особенностей политической, правовой сфер жизни других народов.
Профессиональная языковая компетентность формируется в процессе профессионально ориентированной речевой подготовки. Целью обучения иностранному языку как средству коммуникации в процессе будущей профессиональной деятельности является формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов, которая включает языковую, речевую, социокультурную и обучающую компетентности. В свою очередь языковая компетентность интегрирует фонетическую, лексическую, грамматическую компетентности и предполагает усвоение и осознание языковых норм и адекватное их применение: фонетическая компетентность – правильность произношения и владение интонационными средствами; лексическая компетентность – наличие определенного запаса лексических единиц, способность их правильно использовать; грамматическая компетентность – правильность употребления грамматических форм английского языка в соответствии с законами и нормами грамматики. Речевая компетентность интегрирует компетентности в аудировании и говорении, которые характеризуются умением уместно и адекватно пользоваться языком в конкретных ситуациях, а также в чтении и письме. Социокультурная компетентность делится на: страноведческую (знание истории, географии, экономики, государственного устройства, культуры страны) и лингвострановедческую (знание особенностей речевой и неречевого поведения носителей языка в определенных ситуациях общения).
Учебная компетентность предполагает сформированность учебных умений. Учебная компетентность развивается на каждом занятии через соответствующие формы работы, которые отражают коммуникативно-деятельностный подход к образовательному процессу:
· интерактивные методы, обеспечивающие активную деятельность студентов в процессе овладения учебным материалом и превращают каждого студента в настоящего
участника образовательного процесса, сотворца и конструктора новых знаний;
· кооперативное обучение, в котором формируются социальные умения, лидерские качества и сокращается расстояние между преподавателем и студентом;
· ролевые и деловые игры, которые переносят студентов в ситуацию реального общения, помогают увидеть мир и себя в нем, повышают самооценку и спрос на новое.
Решению вопроса формирования творческих компетентностей студентов способствует применение таких инновационных технологий обучения, как:
· методы «смешанного обучения», сочетающие в себе традиционное и дистанционное обучение и наиболее отвечают интересам и предпочтениям студентов, живущих в период стремительного информационно-технологического развития общества и владеющих
компьютерной грамотностью;
· выход за пределы аудитории на экскурсию или на полевое исследование, помогающее убедить студентов в понимании обучения, мотивирует и активизирует к познанию нового. Для того, чтобы такая форма работы дала максимальный эффект, важно, чтобы ее завершением стало осмысление увиденного и услышанного в виде студенческих презентаций, отзывов, рефлексивных заметок, заполнение писем наблюдения и т.п.;
· соответствующие формы оценивания, а именно: самооценка, формирующая способность к самоанализа, наблюдательность за собой, умение видеть и признавать перед собой собственные ошибки; взаимооценка, воспитывающая открытость к критике со стороны других, способность отстранять объект от субъекта оценивания, умение слушать, анализировать и сравнивать;
· проектные технологии, благодаря которым у студентов формируется проектное мышление, чувство ответственности и опыт целенаправленного сотрудничества, они учатся применять знания на практике, работать в команде над конкретной задачей, презентовать свои результаты.
Сочетание таких подходов и межпредметных связей способствуют достижению хороших результатов, выработке у будущего специалиста глубокого понимания профессиональной терминологии, учат его использовать язык в профессиональной деятельности.
Тенденции развития современного образования в России обусловили необходимость внедрения инновационных процессов в образовательной среде, замену шаблонных образовательных моделей новыми, нестандартными, творческими, прогрессивными, действенными и адаптированными к настоящее. Поэтому, говоря об инновационных технологиях обучения, способных эмоционально влиять на учебный процесс, формируя положительную мотивацию к изучению иностранного языка выделить тренинговую технологию. Использование тренингового обучения создает уникальные предпосылки для развития ключевых компетентностей и самостоятельности студентов в постижении нового, стимулируя их естественную любознательность и творческий потенциал.
Таким образом, тренинг в процессе обучения иностранному языку имеет определенные преимущества над иными видами деятельности. Слово «тренинг» происходит от английского «to train», что означает «учить, тренировать». Тренинг как форма организации занятия – это одновременно интересный процесс познания себя и других, мотивированное общение, эффективная форма овладения знаниями, инструмент для формирования умений и навыков и форма расширения опыта. Во время тренинга преподаватель создает неформальное, непринужденное общение, открывает перед группой участников множество вариантов развития и решения проблемы, ради которой они собрались. Как правило, участники в восторге от тренинговых методов, потому что они делают процесс обучения интересным, необременительным.
Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные отличия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ, и по своей сути является формой передачи информации и усвоения знаний. В то время как тренинг, прежде всего ориентирован на вопросы и поиск. Знания во время тренинга не подаются в готовом виде, а становятся продуктом самостоятельной, совместной деятельности его участников, их активного взаимодействия. В отличие от традиционных, тренинговые формы обучения полностью охватывают весь потенциал студента: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность к ызаимодействию.
Каждое тренинговое занятие преподаватель тщательно планирует, заранее приглашает участников готовит все необходимое. Как и любое обучающее занятие, тренинг имеет тему и определенную цель. Тема тренинга должна быть интересна для участников (например, «Steps to Success»), или актуальной (например, «Lev Tolstoу – known and unknown», посвященный годовщине со дня рождения великого писателя), информативной и развивающей (например, «Сhamomile as a national symbol of Russia»).
Цель тренинга может предусматривать: информирование и приобретение участниками тренинга новых навыков и умений, изменение взгляда на проблему, поиск эффективных путей решение поставленных проблем, уменьшение чего-либо нежелательного и т.п. Важное внимание преподаватель уделяет также внешней организации тренинга: подготовке помещения, оборудованию, размещению мебели. Преподаватель-тренер избегает аудиторного стиля. Стулья для участников располагает полукругом, что способствует созданию неформальной атмосферы, обеспечивающей возможность каждому видеть всех участников тренинга, подчеркивает равнозначность позиций всех участников. Все это создает атмосферу открытости, развития доверия, внимания и интереса участников друг к другу. В целях повышения эффективности занятий, преподаватель четко придерживается структуры тренинга, разнообразит формы работы, что способствует развитию интереса, формированию устойчивой мотивации, предотвращает рассеяние внимания его участников. Преподаватель широко использует «интерактивные техники», направленные на стимуляцию взаимодействия и собственную активность участников тренинга, обеспечивая соблюдение каждым участником правил благоприятной атмосферы обучения в группе. Основные из них: активность всех участников, равенство, вежливость, положительность, не перебиваем один одного, мнение каждого – важно, разговор от своего имени, конфиденциальность и т.д.
В тренинге нет победителей и проигравших. Результативность тренинга оценивается по двум критериям: психологическому – положительными эмоциями, ощущением удовольствия от общения, искренней доброжелательной атмосферой и практическому – приобретенными знаниями, опытом, практическими навыками. Тренинговые занятия очень полезны, поскольку способствуют развитию творческого мышления студентов, формированию практических умений и навыков; они стимулируют и повышают интерес к новым знаниям, активизируют восприятие материала; побуждают к самообразованию; открытию участниками в себе новых возможностей, ощущения того, что они знают и умеют больше, чем до этого думали о себе.
Опыт подтверждает, что в мире быстрых изменений использование инновационных технологий является идеальной возможностью для студентов, стремящихся к личностному росту и самосовершенствование. Это вид деятельности, в результате которого участники получают огромный положительный опыт и приобретают такие компетентности, которые понадобятся им не только для обучения в колледже, но и в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.