Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский» (СОШ № 1 г. Белоярский) |
Борзенко Наталья Владимировна
педагог-психолог СОШ № 1 г. Белоярский
высшей квалификационной категории,
член ТПМПК Белоярского района
«Формирование психосоциальной компетентности обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ в рамках курса профориентационной направленности»
Ежегодно в образовательном учреждении СОШ № 1 г. Белоярский реализуется курс для учащихся 8-х классов «Твоя профессиональная карьера». Программа реализуется в течение всего учебного года, рассчитана на 35 часов, 1 часу в неделю. Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, стабильно высоким остается количество учащихся с ОВЗ, которым необходима помощь в успешной социализации. Большинство выпускников с ОВЗ недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.
Цель данного курса: формирование и развитие психологической готовности к осознанному и профессиональному самоопределению в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: ( с данной информации вы можете ознакомится на слайде)
§ Развивать самосознание личности учащихся.
§ Развивать информационную компетентность.
§ Формировать навыки позитивного и конструктивного взаимодействия с окружающими.
§ Формировать функциональную, социальную грамотность и мобильность учащихся.
В ходе работы с учащимися используется комплекс психологических методик. Автоматизированный программный продукт ИМАТОН методика «Ориентир» и комплекс «Профориентатор». Система «Профориентатор» позволяет проводить комплексное профориентационное тестирование учащихся, показывая его интересы, способности и склонности. Структура теста представлена в виде блоков:
• Первый блок – отражает познавательную направленность и развитость обучающихся.
•Второй блок – определяет структуру интеллекта, тип интеллекта (гуманитарный, технический, математический).
• Третий блок – определяет склонности учащихся.
• Четвертый блок – оценивает уровень выраженности ролей (генератор идей, аналитик, душа компании, мотиватор, реализатор).
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий. Наиболее эффективный метод работы с учащимися с ОВЗ - «занятия с элементами тренинга», где каждый учащийся отрабатывает навык процесса самопознания с помощью деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, метода изотерапии и рефлексии. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы созданием мини-проекта «Мой город».
Для оценки уровня сформированности психосоциальной компетентности были разработаны критерии: ( с данной информации вы можете ознакомится на слайде)
§ высокая познавательная активность, (успешность в учебной деятельности интерес к миру);
§ сформированное самосознание, наличие осознанной системы жизненных ценностей;
§ межличностная коммуникация (способность к сотрудничеству, взаимопониманию);
§ функциональная и социальная грамотность (т.е. умение организовывать процесс достижения поставленных целей, готовность к продуманному профессиональному выбору);
Из основных показателей уровня развития личностного критерия выделены: самооценка, ответственность, волевой самоконтроль, мобильность.
классов. Таблица 1
Личностные критерии |
|||
Жизненно важные навыки |
2019-2020 уч.год |
2020-2021 уч.год |
2021-2022 уч.год |
Самооценка |
86% |
88% |
92% |
Ответственность |
81% |
84% |
89% |
Волевой самоконтроль |
93% |
87% |
96% |
Мобильность |
72% |
76% |
81% |
Анализ результатов показывает, что стабильно высоким остается в течение трех лет показатели уровня развития личностных психосоциальных компетентностей. Данная категория учащихся демонстрирует стремление к значимости, осознанной исследовательской позиции, потребность в достижениях.
Рисунок 1. Сравнение ведущих личностных компетентностей.
Результаты психологического мониторинга сформированности коммуникативных и мотивационных компетентностей учащихся 9-х классов (вы можете ознакомится на слайде).
Таблица 2
Межличностная коммуникация |
|||
Жизненно важные навыки |
2019-2020 уч.год |
2020-2021 уч.год |
2021-2022 уч.год |
Учебная мотивация |
78% |
84% |
88% |
Коммуникативные навыки |
76% |
82% |
89% |
Анализ полученных данных позволил сделать вывод о высоком уровне учебной мотивации учащихся 9-х классов. Стабильно высоким остается в течение трех лет показатели уровня развитии коммуникативных навыков. Данные показатели свидетельствуют о продуктивному взаимодействию учащихся со сверстниками и взрослыми которые стремятся к сотрудничеству.
Рисунок 2. Сравнение ведущих межличностных компетентностей.
Следующий критерий психосоциальной компетентности это ценностные ориентации. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир.
Таблица 3
Ценностные ориентации |
|||
Критерии/место |
2019-2020 уч.год |
2020-2021 уч.год |
2021-2022 уч.год |
Активная деятельная жизнь |
88% |
92% |
96% |
Наличие хороших и верных друзей |
86% |
89% |
94% |
Свобода |
76% |
84% |
89% |
Познание |
72% |
74% |
75% |
Здоровье |
68% |
71% |
74% |
Учащиеся 9 класса ставят в приоритет в равной степени здоровье, активную деятельную жизнь, наличие хороших и верных друзей, познание и свободу – последний критерий рассматривается как самостоятельность, независимость в суждениях и поступках.
Рисунок 3. Сравнение ведущих ценностных ориентаций.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что у учащихся 9-х классов в том числе и обучающихся с ОВЗ сформирована психологическая готовность к осознанному и профессиональному самоопределению в соответствии со способностями, склонностями и личностными особенностями.
Таким образом, в СОШ №1 г.Белоярский в 2022-2023 учебном году на базе прошлых девятых классов был открыт универсальный 10-й класс (27уч., что составляет 58% уч. из 9-х кл.), где каждый ученик обучается по индивидуальному маршруту, который отражает его способности и склонности в той или иной сфере деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.