Формирование психосоциальной компитентности обучающихся, в рамках курса профориентационной направленности
Оценка 4.6

Формирование психосоциальной компитентности обучающихся, в рамках курса профориентационной направленности

Оценка 4.6
doc
26.12.2022
Формирование психосоциальной компитентности обучающихся, в рамках курса профориентационной направленности
Профорентационная направленность.doc

Gerb_New

Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский»

(СОШ № 1 г. Белоярский)

 

Борзенко Наталья Владимировна

педагог-психолог СОШ № 1 г. Белоярский

высшей квалификационной категории,

 член ТПМПК Белоярского района

 

 «Формирование психосоциальной компетентности обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ в рамках курса профориентационной направленности»

 

Ежегодно в образовательном учреждении СОШ № 1 г. Белоярский реализуется курс для учащихся 8-х классов «Твоя профессиональная карьера». Программа реализуется в течение всего учебного года, рассчитана на 35 часов, 1 часу в неделю. Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, стабильно высоким остается количество учащихся с ОВЗ, которым необходима помощь в успешной социализации. Большинство выпускников с ОВЗ недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.

Цель данного курса: формирование и развитие  психологической готовности к осознанному и профессиональному самоопределению в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: ( с данной информации вы можете ознакомится на слайде)

§  Развивать самосознание личности учащихся.

§  Развивать  информационную компетентность.

§  Формировать навыки позитивного и конструктивного взаимодействия с окружающими.

§  Формировать функциональную, социальную грамотность и мобильность учащихся.

В ходе работы с учащимися используется комплекс психологических методик. Автоматизированный программный продукт  ИМАТОН методика «Ориентир» и комплекс «Профориентатор». Система «Профориентатор» позволяет проводить комплексное профориентационное тестирование учащихся, показывая его интересы, способности и склонности. Структура теста представлена в виде блоков:

Первый блок – отражает познавательную направленность и развитость обучающихся.

•Второй блок – определяет структуру интеллекта, тип интеллекта (гуманитарный, технический, математический).

• Третий блок – определяет склонности учащихся.

• Четвертый блок – оценивает уровень выраженности ролей (генератор идей, аналитик, душа компании, мотиватор, реализатор).

 В процессе преподавания курса  используются разнообразные формы организации занятий. Наиболее эффективный метод работы с учащимися с ОВЗ - «занятия с элементами тренинга», где каждый учащийся отрабатывает навык процесса самопознания с помощью деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, метода изотерапии и рефлексии. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы созданием мини-проекта «Мой город».

Для оценки уровня сформированности психосоциальной компетентности были разработаны критерии: ( с данной информации вы можете ознакомится на слайде)

§  высокая познавательная активность, (успешность в учебной деятельности интерес к миру);

§  сформированное самосознание, наличие осознанной системы жизненных ценностей;

§  межличностная коммуникация (способность к сотрудничеству, взаимопониманию);

§  функциональная и социальная грамотность (т.е. умение организовывать процесс достижения поставленных целей, готовность к продуманному профессиональному выбору);

Из основных показателей уровня развития личностного критерия выде­лены: самооценка, ответственность, волевой самоконтроль, мобильность.

классов. Таблица 1

Личностные критерии

Жизненно важные навыки

2019-2020 уч.год

2020-2021 уч.год

2021-2022 уч.год

Самооценка

86%

88%

92%

Ответственность

81%

84%

89%

Волевой самоконтроль

93%

87%

96%

Мобильность

72%

76%

81%

 Анализ  результатов показывает, что стабильно высоким остается в течение трех лет показатели уровня развития личностных психосоциальных компетентностей. Данная категория учащихся демонстрирует  стремление к значимости, осознанной ис­следовательской позиции, потребность в достижениях.

Рисунок 1. Сравнение ведущих личностных компетентностей.

 Результаты психологического мониторинга сформированности  коммуникативных и мотивационных компетентностей  учащихся 9-х классов (вы можете ознакомится на слайде).

Таблица 2

Межличностная коммуникация

Жизненно важные навыки

2019-2020 уч.год

2020-2021 уч.год

2021-2022 уч.год

Учебная мотивация

78%

84%

88%

Коммуникативные навыки

76%

82%

89%

 Анализ полученных данных позволил сделать вывод о высоком уровне  учебной  мотивации  учащихся 9-х классов. Стабильно высоким остается в течение трех лет показатели уровня развитии коммуникативных навыков. Данные показатели свидетельствуют о продуктивному взаимодействию учащихся со сверстниками и взрослыми которые стремятся к сотрудничеству.

Рисунок 2. Сравнение ведущих межличностных компетентностей.

Следующий критерий психосоциальной компетентности это ценностные ориентации. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону  личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир.

Таблица 3

Ценностные ориентации

Критерии/место

2019-2020 уч.год

2020-2021 уч.год

2021-2022 уч.год

Активная деятельная жизнь

88%

92%

96%

 Наличие хороших и верных друзей

86%

89%

94%

Свобода

76%

84%

89%

Познание

72%

74%

75%

Здоровье

68%

71%

74%

Учащиеся 9 класса ставят в приоритет в равной степени здоровье, активную деятельную жизнь, наличие хороших и верных друзей, познание и свободу – последний критерий рассматривается как самостоятельность, независимость в суждениях и поступках.

Рисунок 3. Сравнение ведущих ценностных ориентаций.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что  у учащихся 9-х классов в том числе  и обучающихся с ОВЗ сформирована  психологическая готовность к осознанному и  профессиональному самоопределению в соответствии со способностями, склонностями и личностными особенностями.

Таким образом, в СОШ №1 г.Белоярский в 2022-2023 учебном году на базе прошлых девятых классов был открыт универсальный 10-й класс (27уч., что составляет 58% уч. из 9-х кл.), где каждый ученик обучается по индивидуальному маршруту, который отражает его способности и склонности в той или иной сфере деятельности.

 


Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ –

Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ –

Из основных показателей уровня развития личностного критерия выде­лены: самооценка, ответственность, волевой самоконтроль, мобильность

Из основных показателей уровня развития личностного критерия выде­лены: самооценка, ответственность, волевой самоконтроль, мобильность

Рисунок 2. Сравнение ведущих межличностных компетентностей

Рисунок 2. Сравнение ведущих межличностных компетентностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.