Формирование речевого дыхания у дошкольников
с нарушением речи
Хатнюкова (Шишкова) Т. Г.,
кандидат педагогических наук, доцент
Функциональная дыхательная система имеет не только жизнеобеспечивающее значение для организма, но и играет важную роль в образовании голоса и устной речи в целом. Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи (Э. А. Арутюнян; Л. И. Белякова; Е. А. Дьякова; Н. И. Жинкин и др.).
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается одновременно с развитием речевой функции. Его становление в норме завершается к 10 годам (Л. И. Белякова; Н. И. Красногорский).
Большое число исследователей (Л. И. Белякова; И. И. Ермакова; М. В. Ипполитова; Е. В. Лаврова; А. И. Максакова; Е. И. Мастюкова; Л. П. Успенская; В. И. Филимонова; Г.В. Чиркина и др.) указывают на несформированность и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией. Фактически все комплексные системы коррекционной работы при заикании, тахилалии, дизартрии, алалии, ринолалии включают в себя работу по развитию речевого дыхания. До настоящего времени, однако, не было объективной оценки эффективности методических приемов, используемых для развития речевого дыхания и, в связи с этим, достоверных экспериментальных данных о влиянии специальных дыхательных упражнений.
В результате длительной научно-практической работы была создана принципиально новая, научно обоснованная методика по развитию речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями. Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием, тахилалией усваивать правила плавного речевого высказывания, детям с дизартрией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.
В методике по развитию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями представлена определенная строгая последовательность методических этапов развития физиологической функции дыхания (как психофизиологической базы формирования нормального голосоведения и речевого дыхания), фонационного дыхания и речевого дыхания.
Экспериментальные исследования показали, что основное время коррекционно-развивающей программы по формированию речевого дыхания должно быть посвящено развитию базовых характеристик дыхательной функции, а именно – нормализации объема легких (объем вдыхаемого воздуха у детей с речевыми нарушениями, как правило, снижен, иногда даже в два раза по сравнению с нормой), формированию грудо-брюшного типа дыхания, как наиболее физиологического и, кроме того, являющегося основой полноценного звучания голоса.
Опытным путем нами было выявлено, что быстрые вдохи через нос осуществляются благодаря быстрому сокращению диафрагмальной мышцы, эти дыхательные движения развивают ее подвижность (лабильность), то есть мышца получает способность быстро переходить из одного состояния в другое (сокращение – расслабление).
Нами опытным путем установлено также, что у детей один быстрый вдох через нос дает недостаточный объем вдыхаемого воздуха. Достаточный объем воздуха в легких создается, по нашей методике, благодаря осуществлению двух быстрых вдохов следующих один за другим без перерыва на выдох.
Как показали дальнейшие экспериментальные исследования, таким путем у детей постепенно развивается объем легких, близкий к норме. Если углубленный ротовой вдох, как правило, вызывает у детей гипервентиляцию, то разработанный нами вид вдоха позволяет избежать этого явления.
Таким образом, был разработан методический прием, который состоит из двух быстрых вдохов, осуществляемых по инструкции через нос и следующих один за другим без паузы, вслед за чем идет спонтанный выдох. Данный методический прием способствует, во-первых, увеличению объема легких, что обеспечивает достаточный по длительности для произнесения синтагмы речевой выдох, во-вторых, развитию подвижности (лабильности) диафрагмальной мышцы, что является непременным условием нормального речевого дыхания, в-третьих, успешной автоматизации грудо-брюшного типа дыхания.
Тоническая активность в межреберных и косых мышцах живота изменяется не только при дыхании, но и при изменении положения головы. Это значит, что дыхательные мышцы, особенно межреберные и мышцы живота, помимо дыхательной функции обладают еще и функцией позы. Тонические шейно-лабиринтные рефлексы, в свою очередь, могут уменьшать или повышать дыхательную активность межреберных мышц (В. Д. Глебовский; Е. Л. Голубева; Massion J., Meulders M., Colle J.) Поэтому все дыхательные движения в нашей методике реализуются одновременно с выполнением двигательных упражнений (движений головой), рекомендованных методикой парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Также из парадоксальной дыхательной гимнастики используются движения рук с обхватом грудной клетки и наклоны туловища, которые направлены на сжимание грудной клетки, с целью преодоления сопротивления сжатой руками грудной клетки в момент вдохов, что способствует тренировке дыхательной мускулатуры.
Исследованиями Р. Л. Шейкина (1966), Э. А. Арутюняна (1967), Л. А. Чистович и В. А. Кожевникова (1965), Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой (1998) и др. была выявлена зависимость организации речевого дыхания от содержания высказывания и интонационного характера речи. Словесная и слоговая структура речи отражается в динамике работы выдыхательных мышц живота и межреберных мышц (R. H. Stetson, 1930, 1951) и даже гладких мышц бронхов (Н. И. Жинкин, 1958). По данным Р. Л. Шейкина (1966) вдохи во время речи производятся или после окончания фразы, или между смысловыми группами слов. Характер речевого дыхания меняется в зависимости от громкости, интонационной и ритмической структуры речи (Э. А. Арутюнян, 1967). В целом по образному выражению Kaplan (1960), «во время речи ритм дыхания следует ритму мышления». Таким образом, речевое дыхание является физиологической основой реализации плавной устной речи, а, следовательно, внешним проявлением внутреннеречевого планирования.
Понятно, что для развития речевого дыхания требуется сложнейший процесс временной увязки психической функции (внутреннеречевого планирования), дыхания, голосообразования, артикулирования речевых звуков, поэтому развитие речевого дыхания четко соотносится с работой по формированию речевого программирования.
Вся работа по развитию речевого дыхания включает в себя пять этапов.
На первом этапе осуществляется подготовка к развитию грудо-брюшного типа дыхания по традиционной методике. Данный этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудо-брюшного типа дыхания.
Упражнение 1.
Ребенок находится в положении лежа. На область диафрагмы ребенку кладут легкую игрушку. Работа диафрагмы зрительно воспринимается ребенком по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе.
Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он правильно дышит животом.
Инструкция: «Запомни, как твой живот дышит и качает игрушку».
Эта инструкция направлена на активизацию произвольного внимания ребенка к проприоцептивным ощущениям, возникающим при грудо-брюшном типе дыхания.
Упражнение длится не более 3-х минут.
Упражнение 2.
После первого упражнения игрушка, лежащая на животе, заменяется ладонью ребенка.
Инструкция: «Положи руку на живот и почувствуй, как он поднимается».
С помощью этого упражнения ребенок тактильно воспринимает участие диафрагмы в дыхании.
Упражнение длится 2-3 минуты.
Упражнение 3.
Упражнение проводится в положениях сидя и стоя, при этом ребенок продолжает контролировать работу диафрагмы ладонью.
Инструкция: «Посмотри и почувствуй, как надувается твой живот, словно шарик».
Это упражнение можно проводить также и с обнаженным торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает, не только тактильно, но и визуально контролировать правильное выполнение упражнений в положении стоя.
Дыхательные движения осуществляются непроизвольно, их частота, ритм и глубина не регулируются логопедом. Все внимание ребенка сосредоточено не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы. Упражнение длится не более 3-4 минут. Сформированность грудо-брюшного типа дыхания определяется визуально и с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка.
Второй этап методики посвящен обучению приемам дыхательной гимнастики с использованием элементов парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. На данном этапе осуществляется дальнейшее развитие грудо-брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличение объема вдыхаемого воздуха.
Особое внимание обращается на следующие условия:
– активное внимание ребенка привлекатся к фазе вдоха;
– вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
– все упражнения проводятся в удобном, естественном для детей темпе и ритме.
Продолжительность этапа примерно – 12 – 14 недель.
Дыхательная гимнастика проводится в определенном темпо-ритме, удобном и привычном для детей, который определяется по количеству движений рук и ног в секунду в процессе свободной ходьбы и хлопков в ладони.
Количество повторов каждого упражнения постепенно увеличивается от 3–4 на первых занятиях до 10–12 на последующих.
В первый комплекс упражнений входит обучение специальному виду вдоха с одновременным выполнением движений (повороты головы, поднятие руки).
По мере усвоения каждого упражнения, к нему присоединяется последующее, таким образом, каждый раз упражнения выполняются комплексно, начиная с первого и заканчивая тем, которому они обучаются в данный момент. В конце выполняются все пять упражнений.
Чтобы детям было легче понять, как правильно выполнять дыхательные упражнения, им можно предложить «понюхать» воздух, как это делают животные (например, собаки), «шумно», коротко, как хлопок в ладони.
В тех случаях, когда дети не могут быстро выполнить «пару» вдохов, вдохи осуществляются по инструкции логопеда в момент его хлопков в ладони.
На первых занятиях дыхательные упражнения целесообразно делать перед зеркалом, чтобы ребенок мог визуально контролировать правильность их выполнения.
Все упражнения проводятся в игровой форме.
Упражнение 1.
Упражнение состоит в последовательной имитации движений, которые делает носом собака, если она к чему-то принюхивается. Выполняется одна «пара» шумных коротких вдохов носом. Далее следует непроизвольный выдох.
Исходное положение: дети стоят лицом к зеркалу, расправив плечи, слегка приподняв подбородок, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция: «Мы будем собачками, которые охотятся в лесу, ищут зайца. Нюхаем воздух шумно, коротко, как собачки. Нюхаем по 2 раза: нюх-нюх и отдыхаем. Посмотрите, как я буду нюхать воздух».
После показа логопедом упражнения, оно выполняется вместе с детьми. Обращается внимание на то, чтобы вдохи не сопровождались движениями плеч.
Это упражнение является базовым для усвоения последующих.
Логопеду необходимо следить за тем, чтобы у детей не наблюдалось признаков гипервентиляции. Это происходит, если дети неправильно выполняют короткие двойные вдохи через носовую полость. Каждое из двух дыхательных движений они делают, как отдельный вдох и глубже, чем надо. В таких случаях логопеду необходимо проводить дополнительную работу с такими детьми.
Упражнение 2.
Выполняется два коротких шумных вдоха с одновременным поворотом головы в правую сторону. Далее следует выдох с одновременным возвращением головы в исходное положение. Затем выполняется два коротких шумных вдоха с одновременным поворотом головы в левую сторону. После этого идет выдох с возвращением головы в исходное положение.
Исходное положение: дети стоят, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо.
Инструкция: «Будем нюхать воздух шумно, как мы уже научились. Сначала нюхаем воздух справа (логопед поворачивает голову направо), потом отдыхаем (возврат головы в исходное положение), затем нюхаем воздух слева (логопед поворачивает голову налево) и отдыхаем (возврат головы в исходное положение). А теперь будем нюхать вместе. Приготовились. Начали!».
Упражнение 3.
Выполняется два коротких шумных вдоха, одновременно с которыми ладонь ведущей руки поднимается к уху («прислушиваемся»), голова слегка поворачивалась в противоположную сторону. Далее следует выдох с одновременным возвращением в исходное положение.
Исходное положение: дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.
Инструкция: «Сейчас будем нюхать воздух и прислушиваться».
Логопед показывает выполнение упражнения.
Упражнение 4.
Выполняется два коротких, шумных вдоха с одновременным поднятием головы вверх. Одновременно с выдохом голова возвращается в исходное положение.
Исходное положение: дети стоят, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо.
Инструкция: «Нюхаем воздух, поднимая голову вверх».
Логопед показывает выполнение упражнения.
Упражнение 5.
Выполняется два коротких шумных вдоха с одновременным наклоном головы к правому плечу. В процессе выдоха голова возвращается в исходное положение. Затем следует «пара» вдохов с одновременным наклоном головы к левому плечу. Одновременно с выдохом голова возвращается в исходное положение.
Исходное положение: дети стоят, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо.
Инструкция: «Слушаем «лесные» звуки то слева, то справа и хорошо нюхаем воздух. Посмотрите, как это делаю я. А теперь – вместе!».
Во втором комплексе упражнений обучение приемам дыхательной гимнастики осуществляется в процессе ходьбы.
Все усвоенные в первом комплексе упражнения повторяются в процессе ходьбы, что существенно усложняет двигательную задачу.
Вначале упражнения выполняются в несколько замедленном темпе для того, чтобы дети более точно поняли характер двигательной задачи. После достаточно хорошего усвоения выполнения упражнений в процессе ходьбы, темп движений несколько ускоряется, становится естественным для детей.
Ритм и темп движений регулируется логопедом хлопками в ладони.
Упражнение 1.
В процессе осуществления первого шага выполняется «пара» вдохов («нюх-нюх»). Далее следуют 3 шага, в процессе которых дети спонтанно выдыхают воздух без какой-либо инструкции и т. д. Таким образом, все упражнение осуществляется на протяжении 4 шагов.
Исходное положение: дети стоят по одному друг за другом.
Инструкция: «На первый шаг нюхаем воздух: «нюх-нюх» – раз (логопед хлопает в ладони). Затем делаем 3 шага без «нюхов», отдыхаем – два, три, четыре (логопед отхлопывает в ладони). Посмотрите, как я буду шагать, нюхать воздух и хлопать в ладоши. Вам хлопать в ладоши не надо».
Логопед показывал упражнение.
На первых занятиях инструкции в отношении движений рук давать не надо, чтобы усложнение двигательной задачи не мешало и не отвлекало от правильного выполнения вдохов. Руками дети двигают свободно.
Упражнение 2.
Выполнение второго упражнения заключается в одновременном с первым шагом повороте головы направо и выполнении «пары» вдохов. Затем голова возвращается в исходное положение и делается 3 шага и в течении которых происходит непроизвольный выдох. После этого опять делается шаг и одновременно голова поворачивается налево и выполняется два быстрых вдоха. Потом голова возвращается в исходное положение и делается 3 шага с одновременным выдохом.
Исходное положение: то же, что и в первом упражнении, то есть дети стоят друг за другом, глядя прямо пред собой.
Инструкция с демонстрацией упражнения:
– «На первый шаг поворачиваем голову направо (логопед делает шаг и поворачивает голову) и нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Затем опять смотрим прямо и делаем 3 шага, отдыхаем (логопед делает 3 шага и смотрит прямо).
А теперь делаем снова шаг и поворачиваем голову налево (логопед делает шаг и поворачивает голову) и нюхаем воздух: нюх-нюх.
После этого опять смотрим прямо и делаем 3 шага, отдыхаем (логопед делает 3 шага). А теперь посмотрите, как я буду шагать, нюхать воздух, поворачивая голову».
Логопед демонстрирует упражнение.
– «А теперь вместе. Все движения делаем под мои хлопки в ладони».
Упражнение 3.
Упражнение заключается в одновременном выполнении вместе с первым шагом поднятия ладони ведущей руки к уху («прислушиваемся») и осуществлении «пары вдохов». Затем рука опускается и выполняется 3 шага, в процессе которых происходит выдох.
Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении.
Инструкция с демонстрацией упражнения:
– «На первый шаг прислушиваемся, как собачка (логопед делает шаг и поднимает руку к уху) и нюхаем воздух: «нюх-нюх».
– Затем опускаем руку – «ушко» и делаем 3 шага без «нюхов» (логопед опускает руку и делает 3 шага).
– А теперь посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».
Логопед показывает упражнение.
– А теперь нюхаем и шагаем вместе под мои хлопки в ладони.
Упражнение 4.
Упражнение заключается в одновременном выполнении с первым шагом небольшого подъема головы кверху и «пары» вдохов. Затем голова возвращалась в исходное положение, и делалось 3 шага, в процессе которых происходит непроизвольный выдох.
Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении.
Инструкция с демонстрацией упражнения:
– «На первый шаг поднимаем голову вверх (логопед делает шаг и поднимает голову кверху) и нюхаем воздух: нюх-нюх.
– Затем смотрим прямо и делаем 3 шага. Все движения делаем под мои хлопки в ладони. Смотрите, как это буду делать я».
Логопед показывает упражнение.
Упражнение 5.
Упражнение состоит из наклона головы к правому плечу, «пары» вдохов и первого шага. После этого голова возвращается в исходное положение, делается 3 шага, в процессе которых происходит выдох. Затем голова наклоняется к левому плечу и одновременно выполняется шаг и два быстрых вдоха. Потом голова возвращается в исходное положение и одновременно с выполнением трех шагов осуществляется выдох.
Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении.
Инструкция с демонстрацией упражнения:
– «На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: нюх-нюх (логопед делает шаг и наклоняет голову к правому плечу).
– Затем смотрим прямо и делаем 3 шага (логопед поворачивает голову прямо и выполняет 3 шага).
– А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу (логопед делает шаг и наклоняет голову) и нюхаем воздух: нюх-нюх.
– Затем опять смотрим прямо и делаем три шага (логопед выполняет три шага).
– Все движения будем делать под мои хлопки.
– А сейчас посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух».
Когда дети хорошо освоят упражнения второго комплекса им можно предложить хлопать в ладони вместе с логопедом на каждый шаг, но при этом не забывая поворачивать голову и «нюхать воздух».
Третий комплекс упражнений включает в себя выполнение дыхательной гимнастики в процессе реализации более сложных двигательных упражнений (движение рук с обхватом грудной клетки, наклоны туловища).
Новые, более сложные двигательные упражнения вводятся с целью дальнейшего развития грудо-брюшного типа дыхания и увеличения объема легких.
Дети выполняют движения, направленные на сжимание грудной клетки и одномоментно совершают быстрые двойные вдохи носом, преодолевая сопротивление сжатой руками грудной клетки.
Сначала сложные двигательные упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы дети могли визуально контролировать правильное положение рук и туловища.
Упражнения 1.
Упражнение заключается в выполнении встречных движений рук, в момент максимального сведения которых, ребенок как бы обнимает себя за плечи. Затем руки возвращаются в исходное положение и, не задерживаясь, снова совершают встречное движение до полного обхвата плеч. То есть упражнение с обхватом себя за плечи выполняется 2 раза без паузы. Затем руки возвращались в исходное положение.
Амплитуда движений рук не должна быть слишком большой и размашистой, то есть руки не должны расходиться в стороны шире, чем при исходном положении. Руки, согнутые в локтях, в момент сведения не должны опускаться с уровня плеч до уровня груди, кисти рук не должны быть напряжены.
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты на уровень плеч и согнуты в локтях, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу.
Движения совершаются в определенном темпо-ритме, как и все предыдущие упражнения.
Инструкция с демонстрацией упражнения: «В лесу стало совсем холодно и надо согреться, подвигаться. Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях (логопед поднимает руки и сгибает их в локтях). Чтобы согреться, обнимите себя за плечи (логопед обхватывает плечи руками). Согрелись? Верните руки с исходное положение и, не останавливаясь, опять обнимите себя за плечи (логопед снова обхватывал себя за плечи). Вернули руки в исходное положение. Помните, что та рука, которая у вас сейчас сверху, должна быть всегда сверху, не меняйте руки. Кисти рук должны быть «мягкие», ненапряженные. Локти не опускайте. Руки шире, чем я показываю (логопед держит руки в исходном положении), не разводите».
Упражнение 2.
Упражнение выполняется путем присоединения к движениям рук, направленным на сжатие грудной клетки, двух быстрых вдохов. После выполнения двух вдохов руки возвращаются в исходное положение, осуществляется выдох.
Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении.
Инструкция с демонстрацией упражнения: «Сейчас будем греться, обнимать себя за плечи и нюхать воздух. Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях (логопед поднимает руки и сгибает их в локтях). «Нюх» – обняли себя, руки в исходное положение, не останавливаясь, опять «нюх» – обняли (логопед выполняет вдохи в моменты максимального сведения рук). Руки в исходное положение».
Упражнение 3.
Данное упражнение заключается в выполнении ритмичных неглубоких наклонов туловища вперед с опущенными вниз руками и соединенными кистями («насос»).
Во время выполнения этого упражнения детьми, необходимо следить за тем, чтобы не делались слишком глубокие наклоны вперед, так как это увеличивает нагрузку на мышцы спины и может привести к быстрому утомлению.
Также обращается внимание на то, чтобы в момент наклонов туловища вперед дети не сгибали ноги в коленях. Это также может способствовать более быстрому утомлению.
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз и соединены. В ладонях сжимают палочку длиной 12–14 см. (палочка изображала рукоятку насоса).
Инструкция с демонстрацией упражнения: «Будем накачивать шину, взяли насос в руки, (логопед встает в исходное положение). Делаем небольшой наклон туловища вперед – «раз», чуть-чуть приподнялись, но не выпрямляемся и делаем еще один наклон – «два» (выполняются два «пружинящих» наклона туловища вперед). Выпрямились – «три» (логопед возвращается в исходное положение). Ноги не должны сгибаться в коленях, они прямые. Слишком низко наклоняться не надо».
Упражнение 4.
Упражнение состоит из присоединения к наклонам туловища вперед двух быстрых вдохов. Причем каждый вдох из «пары» делается в максимальной точке наклона туловища вперед. В процессе возвращения туловища в исходное положение осуществляется выдох.
Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении.
Инструкция с демонстрацией упражнения: «Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, (логопед занимает исходное положение). Делаем небольшой наклон вперед – «нюх», чуть выпрямились, еще раз наклон – «нюх» (логопед выполняет наклоны одновременно с «парой» вдохов). Выпрямились (логопед возвращается в исходное положение)».
По окончанию выполнения всех трех комплексов дыхательных упражнений у детей вырабатывается навык быстро и в достаточном объеме заполнять легкие воздухом, автоматизируется грудо-брюшной тип дыхания, диафрагмальная мышца становится более подвижной (лабильной).
На третьем этапе обучения осуществляется развитие фонационного (озвученного) выдоха. Примерная продолжительность этапа – 7-8 недель. На данном этапе впервые внимание детей направляется не на быстрый двойной вдох, а на длительное звучание голоса в процессе выдоха. На протяжении первой недели процесс вдоха продолжает состоять из двух быстрых, коротких вдохов через нос, а на выдохе пропеваются гласные звуки на мягкой атаке (по образцу логопеда).
Упражнение 1.
Упражнение состоит из выполнения пары коротких шумных вдохов и пропевании на выдохе гласного звука (на мягкой атаке, по образцу логопеда).
Исходное положение: стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки на поясе, подбородок слегка приподнят.
Инструкция: «Сейчас будем петь звук А (О, У, И, Э). Петь нужно красиво, долго, не кричать. Делаем два «нюха»: нюх-нюх и поем: а-а-а… (логопед делает «пару вдохов» и на мягкой атаке поет звук А). Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красиво и дольше всех».
Далее два быстрых вдохов через нос заменяются одним быстрым вдохом, осуществляемым через рот. Для того, чтобы детям было легче перейти от дозированных носовых вдохов к одному ротовому вдоху вводится игровая ситуация, например, детям предлагается представить какое-нибудь радостное событие: «К нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Как бы мы обрадовались и удивились? Давайте вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы его не испугать». Логопед изображает радостное выражение на лице, приподнимает руки, приоткрывает рот и быстро вдыхает воздух. Дети следуют его примеру. Если у детей получается озвученный выдох, что недопустимо, логопед напоминает, что удивиться надо очень тихо.
После того как был осуществлен переход к одному ротовому вдоху, на выдохе пропеваются гласные звуки с изменением высоты, силы голоса, а также с разной интонацией (вопроса, удивления, радости и т.д.) Каждый раз логопед быстрым движением руки вверх подает детям сигнал для выполнения «удивления» - вдоха. При этом он слегка приоткрывает свой рот. В процессе пения детей логопед медленно опускает руку вниз. Постепенно у детей образуется условно-рефлекторная связь между началом и быстротой вдоха и движением вверх руки логопеда. Быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх воспринимается детьми, как невербальная инструкция к выполнению вдоха перед озвученным выдохом, либо перед речью.
Упражнение 2.
Упражнение состоит из быстрого выполнения вдоха через рот с одновременным быстрым поднятием рук вверх и выдоха, в процессе которого поется звук А, и руки медленно опускаются вниз.
Исходное положение: стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки опущены, подбородок слегка приподнят.
Инструкция: «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и быстро поднимем руки вверх, а затем будем медленно опускать руки и петь звук А. Посмотрите и послушайте, как я пою (логопед выполняет упражнение). А теперь давайте вместе споем».
Упражнение 3.
Упражнение состоит из выполнения быстрого вдоха через рот и выдоха, в процессе которого осуществляется пение гласных звуков с изменением высоты и силы голоса.
Исходное положение: стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки опущены, подбородок слегка приподнят.
Инструкция:
– «Сейчас мы будем гудеть, как большой паровоз, громко. Послушайте, как это у меня получится (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поет звук У). А теперь вместе погудим, как большой паровоз».
– «А теперь погудим, как маленький паровоз, тихо-тихо. Послушайте, как я это сделаю (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом одновременно с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, тихо поет звук У). А теперь вместе погудим, как маленький паровоз».
– «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушайте, как у меня это получится (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку низким голосом поет звук И). А теперь вместе порычим, как большой медведь».
– «А теперь порычим, как маленький медвежонок высоким голоском. Послушайте, как я это сделаю (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе высоким голосом поет звук И). А теперь вместе порычим, как маленький медвежонок».
Пропевание других гласных звуков проходит аналогичным способом.
Упражнение 4.
Упражнение состоит из выполнения быстрого вдоха через рот и выдоха, в процессе которого пропевается завершенный ряд гласных с разной интонацией (вопроса, удивления, радости и т. д.)
Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении.
Инструкция:
– «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: АОУ и медленно опускает руку). А теперь вместе».
– «А теперь давайте спросим, волшебное слово «Как дела?» (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: АОУ? с вопросительной интонацией).
Ряд гласных аналогично пропевается и с другими интонациями.
Упражнение 5.
Детям предлагается игровая ситуация: «Кто дольше будет тянуть голосянку».
На основе сказки, предложенной логопедом, дети в игровой форме узнают, что им нужно делать, чтобы их голос звучал как можно дольше, то есть тренируется длительность фонационного выдоха.
Упражнение состоит из выполнения быстрого вдоха через рот и выдоха в процессе которого поется гласный звук.
Исходное положение: произвольное.
Инструкция: «Я расскажу вам сказку, а вы внимательно ее слушайте. Как-то раз царь зверей – Лев собрал всех жителей леса на большой поляне и решил устроить соревнование: кто самый сильный. Кто дольше всех сможет тянуть голосянку, тот и выйдет победителем. Первый решил испробовать свои силы медведь. Он вдохнул много-много воздуха, и со всей силы как крикнет: «А!». Голосянка у него получилась хоть и громкая, но совсем короткая. Вторым решил участвовать в соревнованиях волк. Он совсем забыл вдохнуть воздух и только было, завыл свою голосянку: «У-у», она у него тут же и кончилась. Нужно было снова вдохнуть, а этого делать было нельзя, и Лев выгнал его.
Третьей была Лиса. Вы знаете, что она хитрая и умная. Лисичка вдохнула воздуха: не слишком много и не слишком мало и красивым голоском стала тянуть голосянку. Она не кричала, как медведь. И ее голосянка получилась самой длинной. Лев и все звери признали лисичку победительницей и самой сильной.
«Ребята, как вы думаете, почему медведь, такой сильный, и не смог долго голосянку? Потому, что медведь сильно кричал, хотя и вдохнул много воздуха. Волк забыл вдохнуть воздуха перед голосянкой. А вот лисичка вдохнула воздуха не много и не мало. Она не кричала, а красивым голоском пела. А теперь мы с вами устроим соревнование: и тоже будем тянуть голосянку. Послушайте, как я тяну голосянку».
Логопед быстро вдыхает полуоткрытым ртом и одновременно быстро поднимает руку ладонью вверх, затем на мягкой атаке долго поет звук А, медленно опуская руку ладонью вниз.
«А теперь вы будете тянуть голосянку, все вместе. Соревнование должно быть честным. У кого голосянка закончится, больше не начинайте ее. Кто сегодня не победит, тот потренируется еще. Приготовились. Начали».
Логопед быстрым движением руки вверх подает детям сигнал для выполнения вдоха. При этом логопед слегка приоткрывает свой рот. В процессе пения детей логопед медленно опускает руку вниз.
На четвертом этапе методики осуществляется развитее речевого дыхания.
Дети обучаются в процессе выдоха произносить последовательно сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из 2, а далее из 3–4 слов, а также рифмованные строки, т. е. по мере усвоения упражнений речевые задачи усложняются.
Упражнение 1.
Выполняется вдох и на выдохе произносится нараспев, “тянется” слог: МА (МИ, МЫ, ЗА, ЗИ, ЗЕ, ЖА, ЖУ и т.д.). Используются те слоги, на основе которых затем образованы слова.
Инструкция: «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Сначала волшебный слог буду произносить я, а затем все вместе (логопед делает вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем нараспев произносит слог и рука медленно опускается). А теперь произносим вместе».
Упражнение 2.
Выполнялся вдох и на выдохе произносятся нараспев, «тянутся»” слоги: МА (МИ, МЫ, ЗА, ЗИ, ЗЕ, ЗО, ЖА, ЖУ и т. д.). Затем выполняется еще один вдох и на выдохе произносится образованное на основе слога слово: МА-МА (МИ-ЛА, МЫ-ЛО, ЗИ-НА, ЗО-Я, ЖА-ЛО, ЖА-БА и т.д.).
Инструкция: “Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Сначала мы будем произносить волшебные слоги, а т.к. слоги волшебные, то из них у нас будут вырастать слова, которые мы также будем произносить. Послушайте, как у меня это получится”. Логопед выполнетл вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и на выдохе нараспев произносит слог: МА-А-А вместе с движением руки вниз. Затем опять делает вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе произносит нараспев слово: МА-А-МА-А и опускает руку вниз: «А теперь вместе».
Каждые последующие слог и слово логопед сначала произносил сам, а затем вместе с детьми.
Упражнение 3.
Выполняется вдох и на выдохе произносится фраза, состоящая из 2 слов: из только что произнесенного слова и нового: МАМА МЫЛА (МИЛА ШИЛА, МАША ЕЛА, ПОЛЯ ПИЛА и т.д.).
Инструкция: «Сначала мы будем произносить одно слово, а затем, присоединив к нему “паровозиком” второе слово, получим предложение, которое тоже произнесем сразу вместе с первыми, как паровозик с вагончиком, которые едут вместе. Посмотрите и послушайте, как у меня это получится».
Логопед выполняет вдох вместе с движением руки вверх, на выдохе произносит нараспев слово: МА-А-МА-А с движением руки вниз. Затем делает вдох с движением руки вверх и на выдохе также нараспев произносит с одновременным движением руки вниз: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А. А теперь - вместе».
Каждое последующее слово и двухсловную фразу логопед сначала произносит сам, а затем вместе с детьми.
Упражнение 4.
Речевая задача усложняется и становится сначала трех-, затем четырехсловной.
Перед инструкцией повторяются предыдущие второе и третье упражнения. К повторенным двухсловным фразам прибавляется третье слово.
Инструкция: «А теперь мы будем с вами присоединять к паровозу новые вагончики».
Логопед рисует схему, называя каждое слово- «вагончик».
«А теперь вместе произнесем».
Аналогично составляются и произносятся четырехсловные фразы:
МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ
МИЛА ШИЛА ПЛАТЬЕ КУКЛЕ
У ЗОИ БОЛЯТ ЗУБЫ и т.д.
Упражнение 5.
Речевая задача усложняется тем, что дети последнее слово во фразе называют сами, в соответствии с предъявленной предметной картинкой. На схеме к последнему слову-”вагончику” присоединяется картинка.
Например, в упражнении четвертом дети проговаривают по схеме: МАША ЕЛА КАШУ. В конце схемы на доске вместо последнего «вагончика» (кашу) прикрепляется картинка «банан».
Инструкция: «Посмотрите, что нарисовано на картинке? Банан. А теперь послушайте, как я скажу». Логопед быстро поднимает руку и, медленно ее опуская, произносит: «Маша ела ...». Логопед указывает на картинку и дети заканчивают фразу: «банан». «А теперь повторим все вместе».
Упражнение 6.
В данном упражнении речевая задача усложняется тем, что проговариваются две строки из стихотворения А. Барто:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
На доске рисуется схема этих строк друг под другом:
Инструкция: «А теперь у нас два паровозика и они едут друг за другом. А говорить мы будем стихи».
Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит две строки, делая между ними быстрый подъем руки и вдох.
«Теперь вместе произнесем».
Упражнение 7.
В этом упражнении речевая задача еще больше усложняется. К двум строкам стихотворения (см. Упражнение 6) присоединяется третья строка (а затем и четвертая):
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
На доске рисуется схема этих строк:
«Уронила» «В» «Речку» «Мячик»
«Тише» «Танечка» «Не» «Плач»
«Не» «Утонет» «В» «Речке» «Мяч»
Инструкция: «А теперь у нас будет три (четыре) паровозика и они едут друг за другом. А мы будем говорить стихотворение дальше».
Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит три (затем четыре) строки, делая между ними быстрый подъем руки и вдох.
«А теперь вместе произнесем».
На пятом этапе обучения развитие речевого дыхания осуществляется при реализации усложненных речевых задач. Дети обучаются произнесению прозаических текстов, состоящих из 3–4 коротких фраз, правильно используя речевое дыхание.
Упражнение 1.
В данном упражнении речевая задача состоит в проговаривании двух фраз прозаического текста, не объединенных ритмом и рифмой:
ЭТО ЯБЛОКО. ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.
На доске рисуется схема этих двух фраз:
Инструкция: «Посмотрите, что у меня в руке» (у логопеда в руке яблоко).
Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит две фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох.
«Теперь вместе произнесем».
Затем дети произносят самостоятельно две фразы, а логопед следит за правильностью и своевременностью выполнения речевого вдоха.
Упражнение 2.
В этом упражнении речевая задача усложняется. К двум фразам предыдущего упражнения присоединяется третья фраза:
ЭТО ЯБЛОКО. ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ. ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ.
«Это» «Яблоко»
«Яблоко» «Большое» «И» «Красное»
«Оно» «Сочное» «И» «Сладкое»
Инструкция: «А теперь мы дальше расскажем о яблоке».
Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит три фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох.
«Теперь произнесем вместе».
После этого дети произносят самостоятельно три фразы, а логопед следит за правильностью и своевременностью выполнения речевого вдоха.
Последний этап длится столько времени, сколько необходимо для полного усвоения детьми речевого дыхания. Работу по развитию речевого дыхания можно считать выполненной, если дети каждый раз перед произнесением синтагмы (интонационно и логически завершенного отрезка высказывания) выполняют вдох, а выдох длится столько, сколько необходимо для произнесения синтагмы.
Таким образом, в работе по развитию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями должна соблюдаться определенная строгая последовательность методических этапов развития физиологической функции дыхания (как психофизиологической базы формирования нормального голосоведения и речевого дыхания), фонационного дыхания и речевого дыхания. Развитие речевого дыхания должно четко соотноситься с работой по развитию речевого программирования.
Литература
Арутюнян, Э. А. Особенности дыхания при речи: дис. … канд. биол. наук / Э. А. Арутюнян. – Л.-Ереван, 1976. – 227 с.
Белякова, Л. И. Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания: дис. … док. мед. наук / Л. И. Белякова. – Л., 1981. – 240 с.
Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов для специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
Глебовский, В. Д. О рефлексах межреберных мышц при адекватных раздражениях рецепторов легких и грудной клетки / В. Д. Глебовский // Физиологический журнал СССР. – 1963. – № 8. – С. 965-975.
Голубева, Е. Л. Формирование функциональной системы дыхания в пре- и постнатальный онтогенез: дис. … док. мед. наук / Е. Л. Голубева. – М., 1967. – 487 с.
Ермакова, И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков / И. И. Ермакова / под ред. С. А. Таптаповой. – М.: Просвещение, 1984.
Жинкин, Н. И. Парадокс речевого дыхания / Н. И. Жинкин // Физиологический журнал СССР им. Сеченова. – 1957.– Т. XLIII. – № 2.
Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – М.: изд-во АПН РСФСР, 1958.
Ипполитова, А. Г. Открытая ринолалия / А. Г. Ипполитова. – М.: Просвещение, 1983. – 117 с.
Красногорский, Н. И. К физиологии становления детской речи / Н. И. Красногорский // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 1952. – Вып. 4. – С. 474–480.
Лаврова, Е. В. Значение фонопедии в реабилитации больных с функциональными нарушения голоса / Е. В. Лаврова, С. Л. Таптапов, И. И. Ермакова // Вестник оториноларингологии. – 1984. – № 3. – С. 35–59.
Максакова, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И. Максакова. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
Максакова, А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А. И. Максакова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 1. – С. 31–38.
Филимонова, В. Т. Состояния голоса дошкольников с речевой патологией: дис. … канд. пед. наук / В. Т. Филимонова. – М., 1990. – 159с.
Чистович, Л. А. Речь, артикуляция, восприятие / Л. А. Чистович, В. А. Кожевников. – М.-Л.: Наука, 1965. – 479 с.
Чиркина, Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: автореф. дис. … докт. пед. наук / Г. В. Чиркина. – М., 1987. – 34 с.
Шейкин, Р. П. К анализу механизмов возникновения пауз в речи / Р. П. Шейкин // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. – М.-Л., 1966.
Massion, J., Meulders, M., Colle, J. Fonction posturale des muscles respiratoires. Arch. Int. Physil., Biochem, 1960, 68, 2, 314–326.
Stetson R. H. Motor phonetics. Amsterdam, North Holland Publ., 1951.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.