Развитие самоконтроля у обучающихся начальных классов.
Автор: Капелюшная И.В.
Хочу поделиться своим опытом использования приемов развития у учащихся потребности в самоконтроле
Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей можно считать развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий.
Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать.
Можно выделить следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого педагог должен показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;
На этом этапе я использую работу в парах. Вместе с детьми мы обговариваем критерии к тому или иному заданию. На уроках литературы при проверке чтения стихотворения наизусть, дети анализируют ответ одноклассника по ранее обговоренным критериям:
1. Знание слов.
2. Выразительное чтение (соблюдение пауз, логических ударений)
3. Выбор темпа и тембра чтения.
4. Артистизм.
2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность На уроках русского языка, пройдя определенную тему я предлагаю детям самостоятельную работу на карточках «Исправь ошибки» Дети должны найти в тексте допущенные ошибки, как правило на изученную тему, исправить их и в конце выполнить работу над найденными ошибками.
3-й этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
В конце каждого урока мною проводится этап рефлексии:
- Прием «Диаграмма» На доске расположена заготовка в виде осей. Внизу расположены подписи: Все легко Есть вопросы, Трудно. Дети размещают магниты над словами, которыми они оценили свою работу.
Прием «Яблоки» В коробке расположены яблоки двух цветов: красные и зеленые
Зеленый цвет – работа на уроке была легкой и понятной
Красный цвет – возникли трудности или что-то не понял
С 3 класса я детям предлагаю на разных этапах листы самооценивания, один из таких вы видите ниже на рисунке
С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.