УДК373.1
Кузенко Е.А.
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Чердынцева Е.В.
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
г. Омск, Россия
Формирование самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе
Аннотация. Статья посвящена исследованию формирования самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе. Рассмотрены особенности формирования самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе, эффективные педагогические условия формирования самосохранительного поведения младших школьников в образовательном процессе.
Ключевые слова: самосохранительное поведение, здоровьесберегающее поведение, физическое здоровье, психологическое здоровье, образовательный процесс, безопасность,
Обучение детей самосохранительному поведению является основной задачей современного государства и общества. Физически и психологически здоровый человек сможет в жизни достичь каких-либо высот и в полной мере реализоваться в обществе, учитывая свои индивидуальные потребности. Обучение подрастающего поколения основам самосохранительного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Формирование у младших школьников навыков самосохранительного поведения в начальной школе определяется в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В требованиях Стандарта особое внимание уделяется формирование у детей основ физического, психологического и нравственного здоровья [6]. В связи с указанным навыки самосохранительного поведения должен освоить каждый обучающихся в общеобразовательной организации.
Об актуальности формирования навыков самосохранительного поведения свидетельствуют исследования Л.П. Анастасовой, И.А. Баевой, О.С. Васильевой, М.Г. Ивановой, Г. А. Костецкой, М.Г. Магомедова, В.И. Мошкина, Т.А. Обуховой, Е.В. Овечкиной, С.Н. Пивненко и других. В своих работах авторы подчеркивают важность формирования культуры самосохранительного поведения школьников, основываясь на приоритетных задачах современной системы образования. Кроме того, ученые рассматривают безопасное поведение как составляющую повседневной жизни человека.
Исследования Л.П. Анастасовой, И.А. Баевой, О.С. Васильевой подтверждают тот факт, что особое внимание необходимо уделять формированию самосохранительного поведения младших школьников, так как в образовательные программы начальной школы не включена учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», изучение которой способствует формированию у детей компетенций в решении данной задачи.
Л.П. Анастасова выделяет основные функции системы социальной безопасности: экологическую, которая выступает гарантией сохранности и эффективности всех видов инвестиций в человеческий капитал, сохранения и развития общества; психологическую, которая состоит в профилактике тревожности, преодолению, которая заключается в сохранении многообразия возможностей и ценностей, обеспечивающих выживание социума. Автор отмечает, что самосохранительное поведение необходимо рассматривать как значимую часть практической жизнедеятельности, состояние общественной организации людей, обеспечивающее их безопасность [1]. Исследователь считает, что раскрытие сущности этого понятия возможно посредством рассмотрения характеристик и признаков опасных ситуаций и способов адекватного поведения обучающихся в данных обстоятельствах.
И.А. Баева рассматривает самосохранительное поведение как систему ценностей, знаний, способов деятельности, норм и правил безопасности, основная функция которых состоит в формировании и развитии готовности младших школьников к профилактике и минимизации опасных жизненных факторов. Под готовностью к самосохранительному поведению автор понимает состояние личности школьника, которое активизирует его поведение, дает возможность принимать самостоятельные решения и проявляется в способности к продуктивной реализации действий самосохранительного характера, опирающихся на имеющиеся знания, умения и опыт [2].
А.И. Антонов считает, что самосохранительное поведение является демографическим термином, означающим целесообразные действия человека, направленные на самосохранение в течение всей жизни в физическом, психологическом и социальном аспектах. Это система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла.
Т.Е. Бойченко выделяет в структуре безопасного образа жизни ряд компонентов, которые способствуют формированию навыков безопасного поведения детей младшего школьного возраста:
– когнитивный, основу которого составляют знания воспитанников о здоровом и безопасном образе жизни;
– ценностно-мотивационный, включающий понимание и ценностное отношение личности к собственной безопасности;
– деятельностный, содержащий способы правильного поведения младших школьников в опасных ситуациях;
– рефлексивный, включающий самоанализ реализации самосохранительного поведения в повседневной жизни;
– креативный, предполагающий творческое применение воспитанниками способов безопасного поведения на практике [3].
О.С. Васильева отмечает, что воспитание культуры личности включает практическую подготовку к жизни в определенном культурном пространстве. По мнению исследователя, формирование самосохранительного поведения у младших школьников будет способствовать развитию их ответственности, самостоятельности, готовности к адекватным действиям в непредсказуемых, опасных и экстремальных ситуациях, мотивации к самосовершенствованию и к самореализации. При этом основная педагога состоит в ознакомлении детей с нормами самосохранительного поведения процессе обучения и во внеурочной деятельности и формирование у них умений самостоятельного применения этих правил в повседневной жизни [4].
В исследовании Г.А. Костецкой установлено, что многие педагоги начального общего образования не владеют простейшими механизмами сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Они не понимают значимости интегрированных знаний, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью как определяющему компоненту полноценной жизни детей. Учителя не осознают взаимообусловленности собственного здоровья и здоровья учащихся. Как следствие, многие младшие школьники не способны к корректировке индивидуального здорового образа жизни, у них не сформированы мотивы к самопознанию как ведущему механизму управления своим здоровьем[6].
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить особенности формирования ценностного отношения к самосохранительному поведению младших школьников, среди которых:
– приоритетность формирования у обучающихся ценностных установок к ведению здорового и безопасного образа жизни;
– организация активной познавательной, проектной, игровой, исследовательской, творческой деятельности по присвоению воспитанниками ценностей самосохранительного поведения;
– демонстрация значимыми взрослыми детям социально-одобряемых образцов самосохранительного поведения.
Исходя из концепции деятельности А.Н. Леонтьева и классификации методов воспитания В.А. Сластенина, с целью воспитания у младших школьников личностных основ самосохранения здоровья, по нашему мнению, наиболее конструктивными являются методы формирования и развития основ самосохранения в сознании личности; методы организации и развития опыта самосохранительной деятельности; методы стимулирования мотивации, контроля, самоконтроля и самооценки самосохранительной деятельности. Первая группа основывается на принципе единства пониманию воспитанниками значимости самосохранительного поведения и деятельности по освоению соответствующих умений и опыта. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании качеств личности, способной к данному типу поведения, в деятельности. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент такой деятельности.
Таким образом, формирование самосохранительного поведения обучающихся в начальной школе должно включать овладение ими ценностями здоровьесебережения в различных видах учебной и внеурочной деятельности, демонстрацию значимыми взрослыми достойных образцов, использование педагогами комплекса методов воспитания, способствующих овладению детьми всеми компонентами данного типа поведения.
Список использованных источников и литературы
Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности 1 - 2 класс / Л.П. Анастасова. – М.: Просвещение, 2019. – 204 с.
1. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И. А. Баева. - Санкт-Петербург: Союз, 2017. –301 с.
2. Бойченко, Т.Е. Основы здоровья: учебник для 3 класса / Т. Е. Бойченко – М.: Просвещение, 2019. – 159 с. 10.
3. Васильева, О. С. Исследование представлений о безопасном образе жизни / О. С. Васильева, Е. В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. – 2012. – С. 420–429.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. / Л. С. Выготский. – М.: Юрайт, 2020. -160 с.
5. Костецкая, Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы / Г. А. Костецкая. – М.: Новые технологии, 2016. –145 с.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 06.03.2023).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.