Формирование системы классного самоуправления, как основные составляющие успешной социализации обучающихся
Оценка 4.7

Формирование системы классного самоуправления, как основные составляющие успешной социализации обучающихся

Оценка 4.7
doc
08.12.2023
Формирование системы классного самоуправления, как основные составляющие успешной социализации обучающихся
Выступление Богачевой Е.В..doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

Формирование системы классного самоуправления, как основные составляющие успешной социализации обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА

Богачева Екатерина Владимировна

Классный руководитель 10 класса

 МБОУ «Кожинская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московская область

Рузский го

Д. Старониколаево

 

Система школьного самоуправления

 

                                     Здравствуйте, уважаемые коллеги!

         Темой своего выступления сегодня я выбрала вопрос о школьном самоуправлении, так как считаю, что этот вопрос является очень актуальным на современном этапе в связи с тем, что именно самоуправление является одной из главных составляющих личностно- ориентированного воспитания, которое многие сейчас называют и определяют как приоритетное.

                                                   БЫТЬ ЛИ САМОУПРАВЛЕНИЮ В ШКОЛЕ?

Каждый педагогический коллектив теперь может по-своему решить этот вопрос, поскольку исчезли обязательные массовые детские общественные организации. Надо ли подключать к организации жизнедеятельности школы учителей, родителей, детей? Думается, что сейчас ответ на этот вопрос очевиден. Самоуправление школьников следует рассматривать как необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту школьников.

 

Самоуправление - специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

 

Самоуправление нельзя «дать», нельзя «взять», нельзя «ввести».

Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать.

 

Рассуждения об абсолютном равенстве детей и взрослых в школьном коллективе безосновательны. Дни самоуправления, или Дни дублера - яркая иллюстрация того, как взрослые дали поиграть детям в себя. Однако они еще не свидетельствуют о том, что в школе действует самоуправление. О.А. Казанский писал: «Сотрудничество - это взаимодействие двух миров: мира учителя и мира ученика. Не сумма миров, а разность в своем единстве - они не могут совпадать, они заведомо «рассогласованы». Известно, что мир ученика - это мир социальной ситуации - семья, улица и т.д. Мир педагога -это мир культуры... И если я педагог, я не учу, а помогаю учиться»1. Сотрудничество оказывается той благоприятной средой, в которой способно вырасти самоуправление как движение к собственному развитию и ребенка, и взрослого. Каждого в своей роли. Самоуправление неминуемо возникнет в воспитательной системе, если обеспечивается единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов, находящихся во взаимосвязи, взаимодействии и развитии.

Цели самоуправленческой деятельности:

·        Содействие развитию ребёнка;

·        Организация эффективного функционирования учебной группы;

·        Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

Самоуправлению присущи определенные функции:

·        адаптационная (обеспечение личности некоторой гармонией взаимоотношений в коллективе);

·        интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей, родителей, сферное объединение культурных норм, различных наук);

·        рефлексия и прогнозирование (определение перспектив на основе диагностики);

·        ввод в управленческую культуру (учить жить в будущем!).

Самоуправление складывается в соответствии с такими принципами, как:

·        самоопределения (определение личностных целей в конкретных проблемах);

·        защищенности и ответственности;

·        нравственных и культурных норм («вместо труда-работы должен быть труд-забота»);

·        сотрудничества и открытого педагогического воздействия.

Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

Самостоятельной организации деятельности необходимо учить.

Методика И.П.Иванова окажет в этом хорошую помощь.

·        Подготовка дел при помощи специально для этого созданных советов.

·        Работа инициативных групп (когда организацией дела занимаются те, по чьей инициативе оно возникло).

·        Следование цепочке: коллективное целеполагание - коллективное планирование - коллективная подготовка - коллективное проведение — коллективный анализ и оценка.

·        Сменность лидеров (дежурные командиры, организующие деятельность в течение короткого срока, те, кто возглавляет совет дела).

·        Сменность традиционных поручений между микроколлективами (между звеньями или бригадами в классе).

Через самоуправление решаются задачи:

·        Развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

·        Жизненное самоуправление;

·        Формирование культуры деловых отношений, навыков ведения документации;

·        Умение решать проблемы;

·        Самораскрытие и самореализация личности;

·        Принцип равноправия в совместной деятельности;

·        Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учёт результатов труда;

·        Повышение требовательности к себе и товарищам;

·        Воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;

·        Адаптация выпускников к непрерывно меняющимся жизненным условиям;

·        Разноуровневый подход в организации самоуправления с учётом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию;

·        Раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;

·        Формирование готовности участвовать в различных проектах.

 

           Как показывает практика работы, система ученического самоуправления находиться в прямой зависимости от этапов развития коллектива.

 Этих этапов три:

Для первого этапа (начальная школа) характерно проведение педагогическим коллективом работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, уважительного отношения к членам коллектива, желания и потребности помочь учителю, стремления к активной социальной деятельности. На этом этапе динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от педагога. Поэтому здесь целесообразно разработать и реализовать организационно - деятельностный проект по изучению уровня социальной активности учащихся и возможностей педагогов в ее развитии. Главная позиция воспитанников в жизнедеятельности первичных и общешкольных коллективов - исполнительская. Позиция педагога - позиция учителя, т. е. он личным примером, дидактическими приемами формирует у учащихся знания, умения, навыки самоуправленческой деятельности. Одновременно в процессе общеколлективных дел идет подготовка воспитанников к самоконтролю и самоанализу. Это в дальнейшем открывает возможность передачи функций управления отдельными делами от педагогов школы учащимся. Именно через коллективные формы идет активная подготовка учащихся к полной самоуправленческой деятельности.

 

Второй этап (основная школа) развития коллектива характеризуется стабильностью деятельности постоянно увеличивающегося ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей.  На этом этапе мне хочется остановиться подробнее, так как мой седьмой класс, у которого я являюсь классным руководителем, находится как раз на этом этапе. Инициатива в самоуправленческой деятельности на этом этапе исходит не только от педагогов, но и от значительной части детского коллектива. Дети самостоятельно, с консультациями педагога и при его поддержке,  решают следующие вопросы:

·        Выбор актива класса, распределение обязанностей и поручений, планирование работы.

·        организация трудовых дел (дежурство по классу, субботник, утепление класса);

·        организацию досуга (вечера отдыха с родителями, «Огоньки», чаепития, концерты и т.д.);

·        подготовка тематических классных часов;

·        Организация рейдов по проверке выполнения домашнего задания, ведения дневников, состояния учебников;

·        организацию и проведение подвижных перемен для учащихся 1-4-х классов;

·        организация спортивных товарищеских встреч;

·        еженедельный выпуск газет «Школьный вестник», ведение летописи класса;

·        подведение итогов работы за месяц, четверть год.

Рассказываю о каждом направлении работы, подробнее останавливаюсь на планировании, проведении тематических (личностно-ориентированных классных часов, подведении итогов). На слайдах фото, иллюстрирующие рассказ, итоги диагностики в виде графиков, диаграмм, таблиц:

комфортность пребывания в школе;

уровень тревожности;

эффективность воспитательной работы;

самооценка активности (экран «моё участие в жизни класса», экран «мои достижения в 1 четверти»)

анкета «Что порадовало? Что огорчило?»

Некоторые виды деятельности коллектива полностью возглавляются учащимися. Формируются постоянно действующие органы самоуправления. Члены этих органов становятся организаторами работы с учащимися по интересам, проведения дежурств. Все большее значение в жизнедеятельности учащихся приобретает собрание. Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Педагогический коллектив, опираясь на высшие органы самоуправления - собрание (конференцию) и исполнительные (комитеты, советы, парламенты), старается развить у учащихся потребности в самоанализе, самооценке и самоорганизации.

(Самооценка активности за месяц, четверть. Экран «мои достижения в 1 четверти.)

Расширяется содержание деятельности учащихся и, соответственно, разнообразными становятся связи как в школе, так и за ее пределами.

(Участие учащихся в школьных и внешкольных кружках)

На этом этапе развития самоуправления его члены начинают заниматься законодательной деятельностью. Имеется в виду создание законов, правил жизнедеятельности, деклараций сотрудничества, кодекса чести, символов коллектива.

( на слайде показываю законы 7 класса)

         Они, с одной стороны, организуют взаимоотношения учащихся, а с другой - активизируют усвоение требований и соответствующих им способов поведения в коллективе.

С 9 класса у учащихся повышается статус актива в жизни образовательного учреждения. Приказом директора школы лидеры (уполномоченные) выборных органов школьного самоуправления включаются в состав управляющего совета школы, что подчеркивает социальную значимость актива в решении проблем школьной жизнедеятельности.

Третий этап. (средняя школа) Основой ученического самоуправления являются общественное мнение и твердо установившиеся традиции. Самоуправление здесь выступает не столько средством и формой сплочения коллектива, сколько принципом. Принцип самоуправления является обязательным элементом содержания, организации и управления воспитательным процессом в школе. Значение общественного мнения заключается в том, что сами учащиеся, независимо от статуса в коллективе, поддерживают социально значимые начинания и в зависимости от участия в них оценивают позицию своих сверстников. В свою очередь, общественное мнение вдохновляет детей на сознательное служение интересам коллектива, способствует реализации личных и общественных интересов, оптимальному сочетанию личного и общественного, общественного и личного. Складывается демократическое самоуправление, что меняет позицию педагога и воспитанника в коллективе.

На третьем этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. Это завершающий этап в формировании системы ученического самоуправления. Для него характерны расширение прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправления; передача отдельных воспитательных функций педагогов ученическим коллективам; постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих участие в организации жизни коллектива; повышение роли общественных детских и молодежных организаций в жизни коллектива; выполнение управленческих функций в порядке очередности.

 

На всех этапах развития система ученического самоуправления формируется под руководством членов педагогического коллектива на основании следующих принципов:

·        Каждому коллективу учащихся – свой орган самоуправления;

·        Самоуправлению школы – систему исполнительных органов;

·        Каждому направлению работы – орган самоуправления;

·        Каждому делу – свой организатор;

·        Каждому учащемуся – конкретное поручение;

·        Всем членам исполнительных органов – действенные права и обязанности;

·        Всем активистам – школу организаторов;

·        Всем органам самоуправления – единство действий и взаимодействие.

 

Методы развития ученического самоуправления:

·        метод авансированного доверия;

·        метод ответственного поручительства;

·        метод личного примера;

·        метод убеждения;

·        метод общественного мнения;

·        метод поощрения;

·        игры;

·        соревнования;

·        ритуалы;

·        традиции;

·        метод «педагогической инструментовки конкретного дела» - вооружение ученического актива технологией подготовки и проведения конкретного дела.

 

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста. Кроме того, степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных достижений школьников, которые обусловлены разным уровнем их доминирующих потребностей.

Школьники разных уровней личностных достижений включаются в  самоуправление разных уровней.

 

Выводы:

·        Самоуправление в школе - необходимый компонент современного

       воспитания. Его цель в современных условиях - адаптация выпускников к  непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

·        Самоуправление  способствует личностному  росту  школьников,

       развитию их ответственности и самостоятельности.

·        Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации

     самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников,  

     определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

·        Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.

·        Самоуправление формирует готовность участвовать в различных
проектах.

                 В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Действующее в школе самоуправление говорит о сложившемся  коллективе. Нет коллектива - нет самоуправления. А значит, самоуправление - это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Система школьного самоуправления

Система школьного самоуправления

Самоуправление складывается в соответствии с такими принципами, как: · самоопределения (определение личностных целей в конкретных проблемах); · защищенности и ответственности; · нравственных и культурных норм…

Самоуправление складывается в соответствии с такими принципами, как: · самоопределения (определение личностных целей в конкретных проблемах); · защищенности и ответственности; · нравственных и культурных норм…

Адаптация выпускников к непрерывно меняющимся жизненным условиям; ·

Адаптация выпускников к непрерывно меняющимся жизненным условиям; ·

Огоньки», чаепития, концерты и т

Огоньки», чаепития, концерты и т

Приказом директора школы лидеры (уполномоченные) выборных органов школьного самоуправления включаются в состав управляющего совета школы, что подчеркивает социальную значимость актива в решении проблем школьной жизнедеятельности

Приказом директора школы лидеры (уполномоченные) выборных органов школьного самоуправления включаются в состав управляющего совета школы, что подчеркивает социальную значимость актива в решении проблем школьной жизнедеятельности

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших…

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2023