Формирование системы самооценки в начальной школе в рамках ФГОС НОО
Оценка 5

Формирование системы самооценки в начальной школе в рамках ФГОС НОО

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
преподавание
1 кл—4 кл
16.01.2021
Формирование системы самооценки в начальной школе  в рамках  ФГОС НОО
Формирование системы самооценки в начальной школе
система оценивания Заикина Оксана Николаевна МБОУ СОШ №34 статья.docx

Формирование системы самооценки в начальной школе

 в рамках  ФГОС НОО

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

-   фиксировать цели оценочной деятельности;

- фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;

- фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). Необходимо представить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода»: решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Все средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.

Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

 Главной проблемой стало научить самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя.

         На первом этапе (первый класс, первые две недели) я ввела простую систему оценивания:

- желтый цвет (цветной веер)– Урок прошел удачно; я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

-– зеленый цвет -  Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

- красный цвет -  Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Это оценивание позволило выделить группы детей, которые на первом этапе успешно справляются с предложенными заданиями и тех, кому нужна помощь и послужило началом формирования доверия между учителем и учениками.

Следующий этап – введение шкалы оценивания от 0 до 10 в виде  вертикальной линии или спидометра. Это проходило параллельно с формирование алгоритма самооценки:

 

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Сразу были оговорены критерии:

«10» - все сделано правильно, самостоятельно;

«9» - все сделано правильно, но допустил исправления или потребовалась помощь учителя или товарища;

«8» - допустил одну ошибку, исправил сам или с чьей-то помощью;

«7» - допустил  2 ошибки, исправил сам или с чьей-то помощью;

«6» - допустил  3 ошибки, исправил сам или с чьей-то помощью;

«5» - допустил  4 ошибки, исправил сам или с чьей-то помощью;

«4» - не понял и не сделал  половину материала, нужна помощь;

«3» - не понял и не сделал  большую часть материала, нужна помощь.

В первом классе вместо балльных отметок использовались только положительные и не различаемые по уровням фиксации:

- учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

- ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.

Во  втором классе при появлении балльных отметок  было оговорено, что отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?».

С первого класса были введены цветовые обозначения умений (таблички вывешивались на доску или выводились на слайд) и при анализе и самооценке задавались вопросы: «Какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания?» или «Чему учились при выполнении данного задания?». И вместе со шкалой на полях в тетради рисуются цветовые обозначения умений, что помогает более осмысленно осуществлять оценивание и формирование универсальных учебных действий.

 

 

 

 

Литература

1.                 Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов.– М.: Просвещение, 2016. –152 с.

2.                 Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В Образовательные технологии [Текст]: пособие для учителя.– М.: Балласс, 2014. – 160с.

3.                 Данилов, Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: технология оценивания образовательных достижений /  Д.Д. Данилов. – М.: Балласс, 2010. –215 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование системы самооценки в начальной школе в рамках

Формирование системы самооценки в начальной школе в рамках

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания): 1

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания): 1

Литература 1.

Литература 1.
Скачать файл