Формирование системы самооценки в начальной школе
в рамках ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:
- фиксировать цели оценочной деятельности;
- фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;
- фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). Необходимо представить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода»: решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Все средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.
Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Главной проблемой стало научить самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя.
На первом этапе (первый класс, первые две недели) я ввела простую систему оценивания:
- желтый цвет (цветной веер)– Урок прошел удачно; я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
-– зеленый цвет - Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
- красный цвет - Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
Это оценивание позволило выделить группы детей, которые на первом этапе успешно справляются с предложенными заданиями и тех, кому нужна помощь и послужило началом формирования доверия между учителем и учениками.
Следующий этап – введение шкалы оценивания от 0 до 10 в виде вертикальной линии или спидометра. Это проходило параллельно с формирование алгоритма самооценки:
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Сразу были оговорены критерии:
«10» - все сделано правильно, самостоятельно;
«9» - все сделано правильно, но допустил исправления или потребовалась помощь учителя или товарища;
«8» - допустил одну ошибку, исправил сам или с чьей-то помощью;
«7» - допустил 2 ошибки, исправил сам или с чьей-то помощью;
«6» - допустил 3 ошибки, исправил сам или с чьей-то помощью;
«5» - допустил 4 ошибки, исправил сам или с чьей-то помощью;
«4» - не понял и не сделал половину материала, нужна помощь;
«3» - не понял и не сделал большую часть материала, нужна помощь.
В первом классе вместо балльных отметок использовались только положительные и не различаемые по уровням фиксации:
- учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
- ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.
Во втором классе при появлении балльных отметок было оговорено, что отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?».
С первого класса были введены цветовые обозначения умений (таблички вывешивались на доску или выводились на слайд) и при анализе и самооценке задавались вопросы: «Какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания?» или «Чему учились при выполнении данного задания?». И вместе со шкалой на полях в тетради рисуются цветовые обозначения умений, что помогает более осмысленно осуществлять оценивание и формирование универсальных учебных действий.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов.– М.: Просвещение, 2016. –152 с.
2. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В Образовательные технологии [Текст]: пособие для учителя.– М.: Балласс, 2014. – 160с.
3. Данилов, Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: технология оценивания образовательных достижений / Д.Д. Данилов. – М.: Балласс, 2010. –215 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.