Формирование словесной речи в процессе активизации познавательной деятельности у обучающихся с нарушением слуха.
Дети по своей природе - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Для развития ребёнка с нарушением слуха решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Чтобы у обучающихся формировались какие-либо познавательные действия нужно, во-первых, эти действия ими совершались, а, во-вторых, обучающиеся анализировали способы их выполнения.
Очень важно создавать условия в которых дети манипулируя с предметами наглядно видят результат, могут его потрогать, поиграть, почувствовать. Умения детей сопоставлять, делать выводы, требует не только понимания причинно-следственных связей, но и умению их выразить с помощью речевых средств.
Именно целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие познавательных интересов слабослышащих детей. Моя задача: проводить повседневную работу, обеспечивающую создание условий для развития познавательных интересов:
- соблюдение режима дня, предусматривающего разумное чередование различных видов деятельности и способствующего формированию навыков культурного поведения;
- осуществление индивидуального подхода к учащимся на основе их психолого-педагогического изучения;
- систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию;
- обеспечение участия воспитанников в различных видах деятельности;
- осуществление тщательного и систематического контроля.
Все перечисленные условия реализуются в детском коллективе, организованном на основе принципов самоуправления и самообслуживания в условиях круглогодичного проживания и обучения в интернате.
Развитие познавательных интересов осуществляется при подготовке домашних заданий, в процессе внеклассного чтения, во время бесед, игр, на занятиях бытовым и общественно-полезным трудом, при выполнении режима дня школы. Знания, полученные в процессе наблюдения за окружающей жизнью, а также обсуждение увиденного и прочитанного формируют познавательные интересы учащихся.
В течение учебного года обучающиеся работали над проектом «Моя малая Родина». Проектная деятельность носила индивидуальный и групповой характер. Формы проведения проекта: внеклассные занятия, работа по сбору информации, экскурсии, творческие работы, фотоработы. Тематика минипроектов: «Мой дом. Моя семья», «Мой дом. Моя улица», «Моя малая Родина» и другие. Включение обучающихся в проектную работу способствовало формированию словесной речи в процессе активизации познавательной деятельности.
Примеры диалога:
- Где ты живёшь? Назови.
- Я живу в …
- Что ты знаешь о своём городе (о своей деревне)?
- Мой город называется … Он находится …
- Ты живёшь в большом городе?
- Да (нет) я живу в (не) большом городе.
- Спроси у …, что он (а) знает о городе (деревне)?
- Я мало (много) знаю о городе …
- Ты знаешь, где можно узнать (прочитать) о городе?
- Да, о городе можно узнать из книг, из интернета.
Поскольку я работаю с детьми, имеющими нарушения слуха, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью.
Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом необходимо опираться на природную любознательность ребят. Считаю своей задачей всегда, в любом материале и в самой организации воспитательского процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для занятий. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом занятии, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.