Тема: «Русская тряпичная кукла»
Самым любимым занятием девочек во все времена была игра в куклы. На Руси кукол мастерили своими руками. Девочек обучали этому рукоделию с раннего детства. Вместе с мамами и бабушками они мастерили кукол и бережно ухаживали за ними. Вот и я решила познакомить вас с этим чудом – традиционной тряпичной куклой.
Актуальность: Сейчас в магазинах огромное количество всевозможных игр и игрушек. Вот только проблема - низкое качество и высокая цена. Куклы быстро ломаются, игрушки рассыпаются, а затем безжалостно выбрасываются. Взрослые , в силу своей занятости, перестали задумываться о воспитательной функции игрушки. А дети, в свою очередь, перегружены информацией из телевизора и интернета. Отдают предпочтение игрушкам – героям различных зарубежных мультфильмов, компьютерным играм. Современная игрушка становится бесполезным, а иногда даже вредным, атрибутом детских игр. Она не учит, не развивает и не воспитывает душу ребенка.
Что же делать? Можно сделать игрушку своими руками.
А на помощь здесь придет народная игрушка – тряпичная кукла, которая сейчас незаслуженно забыта. А ведь она рассказывает о культуре и быте нашего народа. Воспитывает в человеке доброту, любовь и уважение к традициям.
Объект исследования: Традиционная русская тряпичная кукла.
Предмет исследования: История русской тряпичной куклы, виды тряпичных кукол, технология и способы изготовления.
Цель: Изучить тряпичную куклу, как важную составляющую часть культуры русского народа.
1.
Задачи:
1. Собрать информацию об истории тряпичной куклы, её роли и месте в жизни народа.
2. Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол.
3. Самостоятельно изготовить несколько тряпичных кукол.
Методы работы: исследовательский, практический.
План работы:
1. Изучить историю возникновения русской народной тряпичной куклы.
2. Изучить технологию изготовления разных видов тряпичной куклы.
3. Творческая мастерская по изготовлению тряпичных кукол.
2.
«Кукла – просто загляденье,
Взрослым всем на удивленье.
Для забавы малышам
Посмотри, как хороша!»
Я, как и любая девочка, люблю играть в куклы. В 1 классе я представляла свою небольшую коллекцию фарфоровых кукол в проекте «Наши любимые игрушки».
Именно тогда я заинтересовалась историей появления куклы, узнала, насколько богат и разнообразен мир кукол. Мне очень захотелось смастерить куклу своими руками. И я остановила свой выбор на тряпичной кукле.
Прежде, чем приступить к изготовлению куклы я вместе с мамой провела исследование и узнала, что кукла, сделанная из тряпок, была издавна любимой игрушкой в русской деревне. В одной семье таких кукол могло быть до ста. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. А с пяти лет любая девочка могла мастерить куклу самостоятельно. Делали куклу с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
По своему назначению куклы делятся на 3 группы: обереговые, обрядовые и игровые.
Обереговые куклы
Оберег – предмет, оберегающий, охраняющий от чего – либо (от порчи, от сглаза).
В далекие времена придумали наши предки куклу – оберег. Люди всегда верили в духов, обожествляя живую и неживую природу. Они и сегодня напоминают нам о своем существовании, живя в старинных легендах и сказках.
У кукол - оберегов никогда не изображалось лицо. Считалось, что такая «безликая кукла» была недоступна для вселения в неё злых сил, и поэтому служила своеобразным амулетом, талисманом, спасающим человека от различных опасностей и болезней. Изготавливались такие куклы по строгим
правилам: без использования иголки и ножниц. Кукла должна была быть «не колота, ни резана». Ткани брались не новые, в основном ношенные рубахи.
3.
Куклы – берегини передавались по наследству от матери к дочери; они наделялись магической силой, помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали от нечистой силы.
Кукол наряжали в платья, которые шили не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, радости и здоровья. Считали, что он оберегает от сглаза и бед.
4.
Куколка «Крупеничка» («Зернушка») – оберег на сытость, достаток в доме и семье, на хозяйственность.
Традиционно куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это была главная кукла в доме. Первые горсти при посеве зерна брали из этой куклы. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового
урожая. Её наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда год будет сытым и будет достаток в семье.
Кукла «День – ночь» - две совершенно одинаковые куклы, но одна из белой ткани (день), другая – из темной (ночь). Днем выставляли вперед светлую, ночью – темную.
5.
Обрядовые куклы
Богата земля русская разными обрядами и праздниками, участниками которых были куклы. К обрядовым куклам относились такие куклы как, «Коляда», «Мокредина», «Масленица». Кукол почитали, ставили в избе в красный угол (самое главное место в доме).
Считалось, например, что кукла «Плодородие», помогала иметь достаток и хороший урожай. Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу. Это говорит о том, что мать любит и заботится о своих детях, сколько бы их не было.
Кукла «Плодородие»
Один из самых интересных народных обрядов – свадьба. К этому обряду готовилась традиционная свадебная кукла «Неразлучники».
6.
Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы, детям. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Игровые куклы делились на сшивные и свернутые. Считается, что наиболее ранняя среди игровых кукол России была кукла – полено. Свернутые куклы также делались без иголки и ножниц.
Кукла «Барыня» - считается самой простой свернутой куклой. Особенность куклы – плетеные руки. Такой куклой играли более старшие дети.
Самой распространенной игровой куклой являлась «Стригушка». Делали её из стриженной травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка, и чтобы он мог играть с чем- то, делала ему куклу из травы.
Часто её использовали в лечебных целях, когда ребенок болел, то в куклу вплетали лечебные травы. И когда ребенок играл такой куклой, запах травы оказывал лечебное действие на него.
7.
Кукла «Мотанка»
В Тульской губернии в конце XIX века делали тряпичные куклы для самых маленьких. Назывались они Куватки. В переводе со старославянского «куватка» - «дитя до пяти лет». Их развешивали над детской колыбелью. Были они небольшого размера и разных цветов, что способствовало развитию зрительной памяти ребенка. В 5 лет ребенок сам мастерил свою первую куклу методом скручивания ткани.
8.
Кукла «Желанница» - исполняла все желания своей хозяйки и должна была быть у каждой девушки. Нужно было загадать желание, а куколке в подарок пришить на платьице бусинку. Затем куколку спрятать, а то, о чем загадала никому не рассказывать. Считалось, что тогда желание обязательно исполнится.
9.
Вывод: Народные тряпичные куклы – это часть нашего прошлого, традиций русского народа.
Теперь я могу с уверенностью сказать, что кукла не рождается сама по себе, её создает человек, вкладывая в неё свою душу и частичку своего сердца.
Кукла является культурным наследием всего человечества, отражающая в себе историю и самобытность создающего её народа.
Кукла – это наша с вами история!
А свою историю нужно знать!
В заключении я бы хотела представить свои первые работы по созданию тряпичных кукол. Это только первые шаги моего творчества и в дальнейшем я буду совершенствовать и оттачивать свое мастерство. Главное у меня есть желание и интерес, а мастерство придет со временем. А еще у меня есть огромное желание поделиться знаниями о тряпичных куклах со своими одноклассниками и научить их мастерить кукол своими руками.
Кукла «Мотанка» в процессе работы
10.
Мои куколки
Вот так рождается кукла «Крупеничка»
11.
Хороша «Крупеничка»
12.
Литература.
1. Головачева Р.М. «Обрядовые куклы»
2. «Все обо всем» , том 17
3. Шептуля А. «Обереги своими руками»
4. Пантелеева Л.В. «Детское рукоделие»
5. Интернет – ресурсы: www. rukukla.ru
13.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.