Библиотечное пространство как средство повышения этики поведения учащихся
Оценка 4.9

Библиотечное пространство как средство повышения этики поведения учащихся

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
03.05.2023
Библиотечное пространство как средство повышения этики поведения учащихся
Библиотечное пространство как средство повышения этики поведения учащихся.docx

Библиотечное пространство как средство повышения этики поведения учащихся

 

Школьная библиотека – это информационно-досуговый центр, куда дети приходят не только за книгами, но и за положительными эмоциями и впечатлениями, просто поговорить, чем-то поделиться. Деятельность библиотеки является одним из главных инструментов в развитии ребёнка и становлении его как личности.

Духовно-нравственное, этическое воспитание – процесс комплексный и осуществляется особыми методами и средствами. Их существенная черта – одновременное вовлечение в воспитательный процесс всех способностей души (ума, воли, чувств). Духовно-нравственное воспитание должно быть не просто содействием усвоению некоторых сведений. Оно должно закладывать основу развития личности, создавать живое духовно-культурное пространство, в которое органично включается душа ребёнка. Характер духовно-нравственного воспитания должен быть таким, чтобы знания и навыки поведения, прививаемые детям, не внешне, не механически закреплялись в личности, а связывались с её внутренним содержанием, с её внутренней жизнью. Извне предложенное – должно через воспитание стать свободно принятым, и внутренне необходимым. Поэтому основным средством духовно-нравственного воспитания является создание особой среды, которая духовно обновляла бы и формировала личность.

Именно такую среду необходимо создавать в детской библиотеке. Среду, где ребенок не только имеет возможность получать необходимые знания, умения, навыки, но и постепенно может формировать свой личный нравственный опыт через познавательную деятельность. Школьная библиотека должна быть не только центром информации в школе, но и быть центром духовно-нравственного воспитания и общения.

Сегодня в Российской Федерации особое внимание уделяется сохранению духовности и воспитанию нравственности. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. К теме духовно-нравственного воспитания педагогический коллектив и библиотека часто обращаются сообща. В системе современного образовательного процесса школы проблема духовности стоит достаточно остро. Во все времена духовное здоровье человека было главным фактором здоровья народа, мерой его совершенства.

Дети — наше будущее, и от того, какими они вырастут, зависит то, какой станет наша страна. Каждая современная библиотека ведет целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи и, конечно, немалый вклад в общее дело вносит школьная библиотека, ведь, в первую очередь, книги оказывают влияние на духовный мир ребенка. В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагает только он — универсальные книжные фонды. Если взглянуть на них с позиции традиционных культурных ценностей, то актуальной окажется и народная педагогика, сосредоточенная в фольклоре: пословицах, поговорках, былинах, сказках; как никогда актуальной становится классическая литература, раскрывающая духовный мир человека и нравственные ценности народа. Словесное искусство духовно по своей природе. В нём можно найти драгоценные примеры, ярко рисующие все оттенки человеческой жизни, которая состоит из непримиримой борьбы добра со злом. Чтение не только художественной, но и духовно-просветительской литературы — непременное условие развития гармоничной личности.

Каждый библиотекарь знает, что детская аудитория — самая благодарная, поэтому для учащихся младших классов проводятся «громкие чтения». Дети с интересом слушают рассказы из хрестоматии для детей «Первое словечко», сборника «Вестник весны».

Для учащихся старшего возраста разрабатываются и совместно с педагогическим коллективом проводятся мероприятия, посвященные таким праздникам как Рождество, День Матери, День Победы. Еще Иоанн Златоуст говорил, что человек, который сам не учится, т.е. не воспитывает себя, когда учит другого, бывает, как слепец, который ведет слепого. В первую очередь, педагоги и библиотекари должны сами стремиться расширять свой кругозор и совершенствовать свой духовный уровень.

Одной из задач, стоящих перед библиотекой, является популяризация литературы, способствующей духовно-нравственному воспитанию. Что конкретно может предложить библиотека сегодня? В первую очередь, организацию и проведение книжных выставок для всех возрастных групп, включая педагогов.

Все проводимые мероприятия учат думать, сопереживать, откликаться сердцем, разумом на чужую боль или радость.

Книга является важнейшим фактором в формировании духовно-нравственного воспитания. Она служит не только для передачи исторической информации, но и дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит, зависит наше будущее[1].

Духовно-нравственное воспитание – процесс комплексный и осуществляется особыми методами и средствами. Духовно-нравственное или этическое воспитание в идеале должно быть усвоено учеником всецело, т.е. оно должно продолжить развивать личность ребенка, помогать ему развивать свою духовность.  Сам процесс необходимо построить таким образом, чтобы полученные ребенком знания и навыки поведения не просто механически закреплялись в личности, а связывались с её внутренним содержанием, с её внутренней жизнью[2].

 Та модель поведения, которая прививается ребенку должна быть им лично принята, а не навязана, иначе положительного результата не добиться. Исходя из положения выше, следует, что основным средством духовно-нравственного воспитания является создание особой среды, которая духовно обновляла бы и формировала личность. Поэтому современная библиотека тоже должна меняться и обновляться. Современная библиотека для детей – это особого рода среда, где каждый ребенок должен иметь не только возможность получать необходимые знания, умения, навыки, но и постепенно может формировать свой личный нравственный опыт через познавательную деятельность. Современный формат детских библиотек предполагает, что она становится не только центром информации, но и центром духовно-нравственного воспитания и общения.

Таким образом, на сегодняшний день, важнейшей задачей библиотеки становится сложная работа по формированию духовной личности школьника. В целом, самыми распространенными направлениями деятельности библиотек являются: основы нравственности; духовно-патриотическое воспитание[3].

 Духовно-нравственное воспитание трактуется в современной научной литературе по-разному. В целом авторы относят к духовно-нравственному и православное воспитание, и народные традиционное ценности. Русские классики, работы которых есть в каждой детской библиотеке, способны показать современным детям яркие примеры духовности.

Библиотека наряду с образовательной школой, также оказывают влияние на становление личности ребенка. При том, что исходя из индивидуальных особенностей школьника, учитывая его интересы, потребности, способности, склонности, библиотеки могут внести свой вклад в развитие и укрепление необходимых личностных качеств подрастающего человека. Так, проблемы, связанные с формированием воли, смелости, целеустремлённости, настойчивости и социальной ответственности подростков могут быть решены в рамках чтений о героях нашей страны. Художественные, музыкальные вечера, проводимые в библиотечных стенах, являясь творческим и просветительским центром, призваны решать вопросы духовного и интеллектуального развития подрастающего поколения путем приобщения к искусству.

С недавнего времени серьёзным фактором, влияющим на формирование личности подростка, является интернет и социальные сети. Более того «сегодня они выступают одним из важнейших агентов социализации, который уже начинает конкурировать с семьей и школой». Вопросами формирования этики общения подростков в интернете также занимается библиотека. Из обзора различных мероприятий, можно говорить о том, в настоящее время можно наблюдать множество примеров неформального общения, транслирующего употребление нецензурной лексики, проявление агрессии как в средствах массовой информации, так и в социальных сетях, и дети, а особенно подростки, их воспринимают как образцы поведения. Аффилиативная потребность принадлежности к группе сверстников, стремление определить свой социальный статус, противоречивая мотивация индивидуализации, и, одновременно, стремления «быть как все», потребность в эмансипации и присваивание внешних атрибутов взрослости, — все это толкает подростков к копированию образцов поведения, даже если они выходят за рамки этики. Поскольку в современных библиотеках есть компьютеры, то и библиотека должна показывать детям, что этика в сети интернет весьма важна.

Процесс духовно-нравственного воспитания в библиотеке предусматривает включение читателей в различные сферы библиотечной деятельности: просветительские и досуговые мероприятия, библиографическое обслуживание. В этой работе библиотеки используют разнообразные формы. Прежде всего – книжно-иллюстративные выставки, которые привлекают внимание читателей к классической литературе, к лучшим образцам народного творчества. Классическая литература, имеющаяся в каждой библиотеке – это кладезь духовности и нравственности. Сегодня она снова становится востребованной, так как существенно перекликается с острыми проблемами современного мира. Не случайно две крупнейшие библиотеки Российской Федерации – Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека – выполняя Правительственную программу, занимаются оцифровкой классики. Совместный проект двух ведущих российских библиотек по оцифровке классических литературных произведений позволит сделать их доступными любому пользователю сети Интернет.

Наиболее эффективными формами работы библиотекари считают обсуждение книг и фильмов, дискуссии, беседы на темы нравственности, праздники народной культуры, интеллектуальные игры.

Одно из направлений работы школьных библиотек – духовно-нравственное воспитание и через него воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции, духовности[4].

Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию библиотекари определяют как развитие бережного отношения к окружающим и любви к ближнему, доброты, терпимости, гуманности, культуры поведения, чувства долга, чести и достоинства, уважения к старшим, сострадания, милосердия. Жизнедеятельность школьной библиотеки – это не просто уроки и воспитательные часы, она имеет скорее духовное измерение. В библиотеке образование не может и не должно замыкаться в тесных пределах учебного предмета. Здесь оно сочетается с очень разными воспитательными возможностями. Только знания, возникающие из чувств и переживаний, по-настоящему развивают умение видеть и понимать. Сегодня библиотеки проводят разнообразные по форме мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, громкие чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины. Все они сопровождаются чтением книг. Чтение открывает стороны мира, закрытые для любого другого жизненного опыта. Читая вместе и обсуждая прочитанное, мы учимся сотрудничеству, общему делу.

В качестве примеров этического воспитания школьников можно привести следующие: викторина ко дню Победы, устного журнала «История празднования Дня народного единства». С удовольствием дети приняли участие в виртуальной экскурсии «900 дней Мужества и Славы».

Круглый стол «Культура общения», урок-рассуждение «Путешествие в мир доброты», онлайн-путешествие «Элегантность, красота, обаяние» были ориентированы на формирование представления школьников о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Принимая участие в «Часе полезных советов», в познавательной беседе «Скажи никотину нет! Наркотикам – никогда!», информационном обзоре литературы «Наш мир без вредных привычек», знакомясь с книгами с информационной полочки «100 советов о здоровье» дети получали представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека, первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, знания о возможном негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека.

Экологические викторины «Вода – источник жизни», «Мы в ответе за тех, кого приручили», викторина «По лесным тропинкам с Виталием Бианки», виртуальная презентация «Птицы нашего края» помогают воспитать чувство ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Час поэзии «Нежные слова о маме», участие в конкурсе «Она дарила радость детям» о творчестве А. Барто, выставка рисунков «Это – моя Мама!» помогали формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях, что влияет на первоначальные умения детей видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Роль библиотеки в духовно нравственном воспитании молодежи огромна. Ведь как важно достучаться до ребенка, подростка, найти ключ к его сердцу, поднять его до определенного нравственного уровня. Библиотекарь лечит душу своим словом, советом, поддержкой и лаской. И не случайно выдающийся английский ученый-этнограф Джон Леббок говорил: «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье»[5].

Хорошим примером этического воспитания в рамках школьной библиотеки может быть акция «Нам жизнь дана на добрые дела». В рамках этой акции сотрудники библиотеки читают с детьми книги Толстого, Маршака, Катаева, Драгунского, Осеевой, а затем проводят беседы, обсуждения, диспуты. В рамках акции проводятся уроки-путешествия в Страну Вежливости и Доброты. Во время часа общения и доброты «Передай добро по кругу» дети и библиотекари определяют понятия «добро» и «зло», оценивают свои поступки и поступки своих сверстников, закрепляют навыки доброжелательного отношения друг к другу.

Источниками знаний о духовной и нравственной жизни являются именно книги. Роль книги в образовании, воспитании, интеллектуальном развитии велика. Через обращение к книге, чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет свой кругозор. Чтение высокохудожественной литературы способствует формированию гармоничной личности – личности активной, творческой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.

Перед библиотекой, как перед общеобразовательным учреждением, стоит неотъемлемая задача – это формирование культурной, этической личности молодежи, на основе изучения учебных программ, на основе воспитания человека как гражданина, учения к трудолюбию, уважению к правам и свободам человека, умении любить свою отчизну, семью. Естественно, первоначальной задачей библиотеки является этическое воспитание школьников.

Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России. Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова, роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотекари ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна педагогическая задача - помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                 Библиотека нового поколения. Национальный проект «Культура»: сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://новаябиблиотека.рф/project (дата обращения: 13.04.2023).

2.                 Данилюк А.Я., Кондаков А.И. Воспитание и социализация школьников [Текст]/ А.Я. Данилюк; А.И. Кондаков // Педагогика, 2009 .№ 5.

3.                 Заславская Т. И., Ядов В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 8 — 22.

4.                 Муравьёва Е.И. Роль литературы в патриотическом воспитании молодежи, Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 189.

5.                 Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-13032021-n-608-r/strategiia-razvitiia-bibliotechnogo-dela-v (дата обращения: 15.04.2023).


 

6.                 Скачано с www.znanio.ru



[1] Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-13032021-n-608-r/strategiia-razvitiia-bibliotechnogo-dela-v (дата обращения: 15.04.2023).

 

[2] Муравьёва Е.И. Роль литературы в патриотическом воспитании молодежи, Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 189.

 

[3] Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-13032021-n-608-r/strategiia-razvitiia-bibliotechnogo-dela-v (дата обращения: 15.04.2023).

 

[4] Данилюк А.Я., Кондаков А.И. Воспитание и социализация школьников [Текст]/ А.Я. Данилюк; А.И. Кондаков // Педагогика, 2009. № 5.

 

[5] Данилюк А.Я., Кондаков А.И. Воспитание и социализация школьников [Текст]/ А.Я. Данилюк; А.И. Кондаков // Педагогика, 2009. № 5. С. 213-230.

 

Библиотечное пространство как средство повышения этики поведения учащихся

Библиотечное пространство как средство повышения этики поведения учащихся

К теме духовно-нравственного воспитания педагогический коллектив и библиотека часто обращаются сообща

К теме духовно-нравственного воспитания педагогический коллектив и библиотека часто обращаются сообща

Рождество, День Матери, День Победы

Рождество, День Матери, День Победы

Та модель поведения, которая прививается ребенку должна быть им лично принята, а не навязана, иначе положительного результата не добиться

Та модель поведения, которая прививается ребенку должна быть им лично принята, а не навязана, иначе положительного результата не добиться

Так, проблемы, связанные с формированием воли, смелости, целеустремлённости, настойчивости и социальной ответственности подростков могут быть решены в рамках чтений о героях нашей страны

Так, проблемы, связанные с формированием воли, смелости, целеустремлённости, настойчивости и социальной ответственности подростков могут быть решены в рамках чтений о героях нашей страны

Классическая литература, имеющаяся в каждой библиотеке – это кладезь духовности и нравственности

Классическая литература, имеющаяся в каждой библиотеке – это кладезь духовности и нравственности

Сегодня библиотеки проводят разнообразные по форме мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, громкие чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины

Сегодня библиотеки проводят разнообразные по форме мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, громкие чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины

Час поэзии «Нежные слова о маме», участие в конкурсе «Она дарила радость детям» о творчестве

Час поэзии «Нежные слова о маме», участие в конкурсе «Она дарила радость детям» о творчестве

Перед библиотекой, как перед общеобразовательным учреждением, стоит неотъемлемая задача – это формирование культурной, этической личности молодежи, на основе изучения учебных программ, на основе воспитания человека…

Перед библиотекой, как перед общеобразовательным учреждением, стоит неотъемлемая задача – это формирование культурной, этической личности молодежи, на основе изучения учебных программ, на основе воспитания человека…

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2023