Формирование смылового чтения у младших школьников

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 14.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Иконка файла материала PRO чтение.ppt

«PRO - чтение»
(формирование навыков смыслового чтения
через организацию работы с текстом)

Учитель начальных классов
Борисенко Елена Анатольевна

Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое.
(точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

«PRO - чтение»

Смысловое чтение

Виды смыслового чтения:
просмотровое;
ознакомительное;
изучающее;
рефлексивное.

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Приёмы по формированию смыслового чтения:

«Задай вопрос»
«Читаем и спрашиваем» (1 класс)
«Дневник двойных записей»
«Чтение с пометками»
«Ассоциативный куст» ( 2 класс)
«Ромашка Блума» ( 2 класс)
«Приём тонких и толстых вопросов»
«Чтение с остановками»





«PRO - чтение»

Ассоциативный куст

растения

высокие

хвойные

лиственные

декоративные

редкие

ядовитые

полезные

маленькие

большие

«PRO - чтение»

Ромашка Блума

«PRO - чтение»

Оценочные вопросы

Уточняющие вопросы

Простые вопросы

Практические вопросы

Объясняющие вопросы

Творческие вопросы

Смысловое чтение

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

«PRO - чтение»

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Смысловое чтение

«PRO - чтение»

Смысловое чтение

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

«PRO - чтение»

Смысловое чтение

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

«PRO - чтение»

Смысловое чтение

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
Развитие умения анализировать задание.
Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
Определение последовательности событий в тексте.
Формулирование простых выводов после прочтения.
Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

«PRO - чтение»

Смысловое чтение

Развитие умения анализировать задание.

«PRO - чтение»

Смысловое чтение

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

«PRO - чтение»

Смысловое чтение

Ответы на поставленные вопросы (устно и письменно).

«PRO - чтение»

Смысловое чтение

Определение последовательности событий в тексте.

«PRO - чтение»

Смысловое чтение

Формулирование простых выводов после прочтения текста.

«PRO - чтение»

Смысловое чтение

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

«PRO - чтение»

Смысловое чтение

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?

Работа с незнакомыми словами

Работа с ключевыми словами

Работа со словами-образами

Работа с многозначными словами

Работа с фразеологизмами

Рассказ по предложению

Диалог с автором текста

Развитие читательского воображения

Техника чтения

«PRO - чтение»

«PRO - чтение»

А что есть чтение –
как не разглядывание,
извлечение тайного,
оставшегося за строками,
за пределами слов.
М. Цветаева

Посмотрите также