Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Оценка 5

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Оценка 5
docx
10.01.2020
Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Трудно не согласиться с этими словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Однако в последние  статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Сегодня мы наблюдаем снижение  интереса      к чтению. Для решения этой глобальной проблемы в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа рассчитана  на период с  2007 по 2020 годы и  ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Эта же проблема отражена и в Федеральном  государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования.  В метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента включено «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».  Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов создать условия для того, чтобы  каждый ученик начальной школы овладел  прочным и полноценным смысловым навыком чтения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) под сущностью смыслового чтения понимает освоение техники чтения: зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения: пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий, подтекстов и т. п.), субъективно авторского значения слов и образов (второй и последующие годы обучения), что и является одним из ведущих метапредметных результатов ФГОС НОО: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной речи.

     На протяжении длительного времени   все внимание учителей начальной школы было сосредоточено только на технической стороне обучения чтению,  а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Однако, в современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее, чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно закладываться в начальной школе и совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. В настоящее время каждый учитель начальной школы должен изучить  технологии формирования  смыслового чтения как общего учебного действия в условиях реализации ФГОС, выявить   наиболее эффективные методы и приемы и выстроить систему работы по формированию данного  навыка.

 

Технология смыслового чтения

Смысловое чтение - вид чтения, который направлен на понимание читающим смыслового содержания текста.     Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:

1.     Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

2.     Пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

3.     Отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

4.     Определять эмоциональный характер текста;

5.     Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

6.     Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

7.     Определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

8.     Уметь прогнозировать содержание читаемого;

9.     Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

10. Формулировать тему небольшого текста;

11. Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

12. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

13. Определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

14. Находить главную мысль, сформулированную в тексте;

15. Определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение  и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя.

     Согласно требованиям ФГОС НОО для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.

2. Поисковое или просмотровое чтение ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в тексте или книге конкретная информация, конкретный факт.

3. Изучающее чтение направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:

-предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

-понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;

-анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения.

             Согласно требованиям ФГОС  формирование смыслового чтения как универсального учебного действия носит поэтапный характер.

1 класс

·        обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его

осознанного восприятия: сравнение текста и набора предложений, определение отличий;

·        выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;

·        усвоение структуры текста: начало текста, концовка, умение определять последовательность событий;

·        оглавление текста (подбор заголовков);

·        составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс

 обучение детей работать с текстом:

·самостоятельная постановка вопросов к тексту;

·деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения) в парно – групповой работе;

· выделение опорных слов (словосочетаний) для пересказа;

·характеристика героев и их поступков под руководством учителя;

·подбор антонимов и синонимов к словам;

·работа со словарём.

 

3 – 4 класс  предполагает обучение младших школьников находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

·самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

·нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

·выделение главной и второстепенной информации;

·выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

·прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

·самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

·сравнивание текстов разных стилей (художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Принципы работы с текстом на уроках литературного чтения в рамках смыслового чтения:

1. Активная работа со словом (незнакомые слова, ключевые слова, слова-образы);

2. Ведение диалога с текстом (поэтапный, построчный его анализ, четкая логика разбора);

3. Развитие читательского воображения (творческие задания).

 Технология продуктивного чтения основана на работе с текстом и состоит из трех этапов.

I этап. Работа с текстом до чтения. Деятельность педагога направлена на то, чтобы добиться предрасположения учеников к предстоящей работе с текстом. Для этого необходимо организовать работу по определению смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделить героев произведения, имя автора, проработать ключевые слова и предшествующую тексту иллюстрацию, опираясь на читательский опыт учащихся.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

А) Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение проводится на выбор учителя в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Работа на данном этапе направлена на выявление первичного восприятия с помощью беседы, фиксацию первичных впечатлений, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Б) Вторичное чтение текста. Медленное и вдумчивое повторное чтение, с применением следующих приемов: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Данный этап включает беседу по содержанию текста и выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. Данный этап предполагает смысловую беседу по тексту; коллективное обсуждение прочитанного; проведение дискуссии; соотнесение читательских оценок произведения с авторской позицией; выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Целесообразно организовать знакомство с писателем или беседу о личности писателя, а также работу с материалами учебника и дополнительными источниками.

Также можно вернуться к работе с заглавием и иллюстрациями, которая включает обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с читательским представлением. Неотъемлемой частью данного этапа будут творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.

Система специальных приемов, заданий и  упражнений, способствующих формированию смыслового чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1) Прием «Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

2) Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

3) «Рассечение вопроса»

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Прочитайте заглавие текста. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? 

4) Мозговой штурм.

Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.). На этапе работы с текстом идет подтверждение или опровержение информации, предложенной в ходе мозгового штурма.

5) «Тонкие» и «толстые» вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто …?

Почему…?

Что…?

В чем различие…?

Когда?

Что если…?

 

 

 

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1) «Чтение с остановками». 

Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.

2)  «Чтение с пометами».

 Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы

«+» – понял

«--» – не понял

«?»– требует обсуждения

 

 

 

 

Работа с текстом после чтения

1) Ромашка Блума

Одним из основных приёмов осмысления информации является  постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Картинки по запросу ромашка блума

2)  Цитаты.

Цель- привлечь внимание к языковым особенно­стям текста, характеризующим его персонажей.

Соедините имя героя и цитату из книги.

Кто это сказал?

Цитата

 

 

 

3) «Отношение между вопросом и ответом»

Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

4) Синквейн.

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову проработанного текста. Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна.

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).

Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД.

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.

 

 

 

 

Литература

 

1.     Асмолов А.Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.- М, Просвещение, 2010.

2.     Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Бондаренко Г. И. // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 1. – С. 91- 93.

3.  Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО [Электронный ресурс]: сборник тезисов международной научно-практической конференции. 7 апреля 2016 года / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2016. – 156 с.- URL:http://irost45.ru/materialy_konferencijj_i_pedagogichesk ikh_chtenijj/

4. Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе [Электронный ресурс] : методическое пособие / Н. Е. Скрипова, А. В. Бабухина. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019.

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020