Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полазненский детский сад №7»
«Формирование социально-нравственных ориентаций, способствующих позитивной социализации дошкольников»
(из опыта работы)
Рожкова Л. А.
воспитатель,
высшая кв. категория
В процессе социализации осуществляется воспитание у детей чувства справедливости, искренности, ответственности, доброжелательности, уважения к труду и эмоциональному состоянию взрослых и сверстников, формирование основ безопасного поведения дома и на улице.
Дети успешно адаптируются к новым условиям, легко ориентируются в окружающем мире, имеют широкий кругозор. Дошкольники знакомятся с историей своей страны, историей малой Родины, героическим прошлым своего народа.
Вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания. Существует необходимость повышения психолого-педагогической компетентности родителей, а так же совершенствование деятельности ДОУ по организации условий для успешной социализации детей.
В повседневной жизни мы видим, что дети не умеют общаться со сверстниками, часто жалуются на товарищей. В общении со взрослыми проявляют недоверие, замкнутость или агрессивность. Самосознание детей также низкое; много детей «закрытых», с низкой самооценкой, которые не верят в свои успехи. Другая часть – это дети, которые представляют себя главными среди людей и природы, несут разрушительный характер.
Мониторинг уровня социально-личностного воспитания детей и анализ содержания работы по программе «Детство» показал, что на качестве знаний детей и уровне их социально-личностного развития отрицательно сказывается отсутствие системы социально-личностного воспитания в совместной деятельности т.к. она играет важную роль не только в системе наблюдений, но и в практической и игровой деятельности детей, дает большие возможности для социально-личностного развития. В основе такой деятельности лежит принцип интеграции социально-личностного воспитания в разные виды совместной деятельности педагога с детьми.
Результаты проведенной диагностики и наблюдения за дошкольниками в повседневной жизни показали, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не умеют правильно оценивать свои поступки и поступки других, не могут находить общий язык со сверстниками и окружающими их взрослыми людьми.
Также по результатам анкетирования родителей дошкольников мы видим , что те в свою очередь недооценивают значение социального развития детей, это говорит об их низком уровне психолого-педагогической компетентности и социальной культуры, недооценка родителями самоценности дошкольного детства в социально-личностном развитии.
По мнению многих ученых (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Свою работу по теме «Ребенок в мире социальных отношений» я начала со второй младшей группы (3-4 года). Ещё Л.Н. Толстой говорил, что «воспитание ребенка происходит до пяти лет». Я понимаю и принимаю ту ответственность, которая лежит на воспитателях детей младшего дошкольного возраста. Нам необходимо создать фундамент, базу знаний, умений, навыков для совершенствования их в дальнейшем.
Знакомство детей с социальным миром включает в себя 8 разделов: предметный мир, транспорт, ОБЖ, человек в истории и культуре, правовое воспитание, я сам, я и другие, труд взрослых. Я для работы по этой теме выбрала последние 3 раздела:
· Я сам
· Я и другие
· Труд взрослых
На основе результатов мониторинга и анализа содержания программы по социально-личностному развитию детей мной была определена цель и поставлены задачи по решению данной проблемы.
Цель своей деятельности я определила так:
«Формирование социально-нравственных ориентаций, способствующих позитивной социализации дошкольников».
Затем, постаралась четко сформулировать задачи, которые мне предстояло решить.
Задачи:
— Способствовать созданию благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей.
— Добиваться создания единого воспитательно- образовательного пространства развития ребенка- дошкольника
— Способствовать повышению педагогической компетентности родителей дошкольников.
— Совершенствовать стиль общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения.
— Формировать у детей основы личности будущего гражданина.
На основе поставленных задач я составила план, состоящий из трех этапов: подготовительного, практического и обобщающего.
На первом этапе работы мной была изучена методическая литература по разделу «Социально-личностное воспитание дошкольников», которая имелась в методическом кабинете, а также я ознакомилась с периодическими изданиями: журналами: «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Обруч». На основе данной литературы мной были отобраны методы и приемы по социально-личностному воспитанию дошкольников. В основу планирования также были положены результаты диагностики уровня социально-личностного развития детей.
Для того, чтобы работа носила системный характер я разработала перспективные планы по социально-личностному развитию дошкольников для всех возрастных групп, которые включают в себя 3 раздела: ребенок и сверстники, ребенок и взрослые, отношение ребенка к самому себе (см. приложение)
При этом я руководствовалась принципами программы «Детство», в частности разделом «Ребенок входит в мир социальных отношений» (Т.И. Бабаева). Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать-Познавать-Творить». Программа ориентирует на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Также мной были разработаны диагностические карты и конспекты непосредственно-образовательной деятельности по данной теме для всех возрастных групп (см. приложение)
Формы работы с детьми и родителями самые разнообразные и реализуются в соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы через организацию самостоятельной, совместной со взрослыми непосредственно-образовательной деятельности и взаимодействие с семьёй.
Практика показала, что наиболее эффективны в работе с детьми оказались такие приемы как, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание проблемных ситуаций, экскурсии, встречи с интересными людьми, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, игры на развитие эмоциональной сферы, реализация совместных проектов. Все эти приемы я стараюсь использовать в своей работе, они ориентированы на организацию регулярной и разнообразной деятельности детей, общения, эмоционально-доброжелательного взаимодействия с окружающей действительностью.
Широко использую специально подобранную детскую художественно-познавательную литературу, т.к используя литературные приемы, писатели побуждают ребенка действовать вместе с персонажами, сравнивать свои поступки с их поступками, делать моральный выбор, формировать различные виды эмоций.
Дидактические игры – в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
Очень важно по ходу игры разговаривать с ребенком, задавать вопросы, создавая проблемную ситуацию, например, при строительстве из кубиков домиков, одной матрешке домика не хватило, как ты думаешь какое у нее настроение или как ты думаешь чем мы можем ей помочь и т.д. Также в своей работе я использую дидактические игры такие как «Живые картинки», «Мальчик или девочка», «Мой день», «Определи настроение» и др.(см перспективный план)
Сюжетно- ролевые игры – помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности – закрепленность взаимосвязных систем, целей за носителями определенных профессий. Как известно эти игры способствуют отражению разнообразных бытовых сюжетов, совместному участию в них мальчиков и девочек. Участие в играх помогает овладевать разными формами обращения к сверстникам, что повышает культуру общения, доброжелательного отношения, формируются навыки произвольного социального поведения.
В младшем возрасте дети в совместной игре с воспитателем принимают игровую роль, участвуют в несложном сюжете, например в таких играх как «Семья», «Кукла заболела», «В гостях», также я использую игры с элементами драматизации «Наша Маша маленька», «Мишка-отгадчик» , «Доброе слово лечит, а худое калечит» и др. ; обыгрывание какой-либо ситуации, отражающей характерные действия, например, предлагаю детям изобразить веселых и грустных животных, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером, стараюсь следить за тем, чтобы дети во время игры обращались друг к другу по имени, доброжелательно.
Путь развития игры: в младшем возрасте - это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству, воспитанию доброго отношения детей друг к другу. В старшем дошкольном возрасте дети способны самостоятельно распределять роли и вести игру соответствуя сюжету, также уже вполне возможно объединять 2-3 сюжетно-ролевых игры, например, «Семья», «Магазин», «Шоферы». Беседа – используется с разными дидактическими целями:
-для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией)
-для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей.
Я предлагаю темы бесед в зависимости от возраста детей (см перспективный план)
Проблемная ситуация – создается с целью формирования социально-приемлемых норм поведения и усвоения моральных форм общества. Детям предлагаются ситуации в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь, а также обсуждаются межличностные конфликты, возникающие на моральной почве.
Для этих целей в зависимости от возраста детей использую подвижные игры, этюды, (см.перспективный план), также предлагаю детям различные игровые и проблемные ситуации (см.картотека проблемных ситуаций) при решении которых дети начинают логически мыслить и находить правильный выход из той или иной ситуации, учатся договариваться друг с другом.
Предметно - развивающая среда в нашей группе также способствует социально-личностному развитию и регулярно пополняется в зависимости от интересов и возраста детей.
Имеется много игр социальной направленности, например, «Я расту», «Узнай настроение», «Путешествие в страну эмоций», «Шары настроений», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Для кого что», «Город мастеров», «Знаю все профессии» и др. Настольно-печатные игры развивают внимание, логическое мышление, самостоятельность и умение объединяться в игре со сверстниками.
Оформлен «Домик настроения», куда дети ежедневно, приходя в детский сад, помещают свои фото, соответственно их настроению; еще один домик настроений (настольный) , за каждой дверцой которого «живут» персонажи с выражением различных эмоций и их нужно соответственно расселить по своим «квартирам». «Светофор» - каждый цвет соответствует поступкам и имеет наглядные примеры: красный – что делать запрещено, желтый – допускается, зеленый – разрешено. Для того, чтобы дети легко запомнили свой домашний адрес я предложила родителям поучаствовать в создании макетов «Дом, в котором я живу». В итоге у нас получился макет нашего родного поселка, здесь же дети могут обыграть ту или иную ситуацию поведения на улице.
В группе мной были созданы картотеки: «игры и упражнения на формирование знаний об эмоциях, умение выражать эмоции», «Игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения», «Игры и упражнения на развитие навыков общения», картотека игр на формирование основ эмоционального интеллекта, правил поведения в детском саду и дома, картотека пальчиковых игр, мирилок, считалок, дразнилок, картотека подвижных игр, картотека стихов и пословиц о дружбе, труде, весь этот материал я стараюсь использовать в повседневной работе с детьми. Также у нас имеется фонотека, где собраны сборники разных сказок, есть сказки-капризанки, сказки о вежливости, дружбе.
В группе создан альбом с семейными фотографиями детей, я рекомендую создание такого альбома начать с младшей группы детского сада, т.к. считаю, что рассматривание фото близких людей помогает ребенку легче перенести период адаптации, а для детей старшего возраста фотографии удобно использовать в ходе бесед с детьми. Рассматривая фото, дети могут рассказать о домашних животных, о растениях. Очень полезно провести с детьми дидактическую игру на тему: «Угадай, где, чья семья» (по фотографиям). Такая игра развивает интерес детей к семьям своих сверстников, учит их анализировать. Семейные фото на лоне природы могут послужить предлогом для обсуждения вопросов гуманного (и антигуманного) отношения к природе, соответственно и поступков людей.
Для знакомства детей с профессиями сотрудников детского сада я предлагаю также оформить фотоальбом или использовать стенд с фотографиями, под которыми указаны их имена, фамилии, отчества и должности. Замечу, что такой стенд поможет и родителям воспитанников лучше познакомиться с коллективом сотрудников детского сада.
Я стараюсь привлекать родителей к активному участию в жизни группы, т.к. общепризнано – главным фактором благополучной социализации является СЕМЬЯ. С помощью родителей мной был оформлен альбом «Профессии», дети с огромным интересом рассматривают его, узнают профессии своих родителей, называют их, также родители подарили нам книгу «Профессии пап и мам», где множество стихов, посвященных различным профессиям. Прежде чем познакомить детей с какой либо профессией я обязательно провожу беседу по ознакомлению с данной профессией, заинтересовываю тем самым детей. По разделу «Труд взрослых» мной было запланировано знакомство со следующими профессиями: продавец, врач, медсестра, прачка, парикмахер; организовать экскурсии по ознакомлению с этими профессиями мне помогли родители, которые непосредственно работают по этим специальностям.
Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Наиболее эффективными приемами формы работы с родителями также считаю реализацию совместных педагогических проектов, т.к. только совместная деятельность родителей, воспитателей и детей дает большие возможности для социально-личностного развития ребенка. В рамках реализуемого проекта «Наша дружная семья», цель которого заключается в том, чтобы расширить социальный опыт детей, укрепить детско-родительские отношения и повысить педагогическую компетентность родителей в группе оформлялись различные фотовыставки, например, «Моя семья» и «Наши домашние любимцы», практически все родители приняли активное участие в работе. Также в группе с помощью родителей обогатилась предметно-развивающая среда (изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, оформление различных тематических альбомов, картотек).
Для активизации родителей и повышения их педагогической компетентности я использовала также следующие приемы: индивидуальные и групповые консультации, совместную подготовку праздников и развлечений. Для них я проводила консультации : «Основы воспитания» ( здесь для родителей было неожиданностью узнать много интересных фактов по теме «Вежливость и культура»), «Немного об эмоциях для взрослых»; оформила информационный стенд «Памятка родителям по трудовому воспитанию», «Родители – близкие друзья ребенка». На родительских собраниях рассказывала родителям о правилах поведения в группе, правилах детского общежития; знакомила с содержанием картотек, все это способствует повышению родительской компетентности, установлению более близких доверительных отношений между родителями и детьми.
В детском саду провела консультации для педагогов: «Рекомендации педагогам, направленные на формирование гуманных отношений между воспитателями и детьми», «Разговор, как психотерапевтическое средство» (по системе М. Монтессори) и др.
В результате систематической целенаправленной работы удалось добиться позитивных результатов: значительно обогатилась предметно-развивающая среда в группе, дети научились поддерживать и ценить дружеские отношения, понимать причину эмоционального состояния других людей; дети у которых наблюдалась заниженная самооценка стали более открытыми, требовательными к себе.
Результаты диагностики говорят о том, что уровень социально-личностного развития детей повысился. (см. диагностика детей)
В результате анкетирования родителей воспитанников было выявлено, что удалось повысить и уровень педагогической компетентности родителей.(см. анкетирование родителей)
В результате проделанной работы была выявлена специфика процесса социализации ребенка - дошкольника в аспекте взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Процесс социализации ребенка-дошкольника – тема достаточно многогранная и обширная и предполагает дальнейшее исследование.
Перспективный план работы
по социально – личностному развитию детей.
1 младшая группа.
месяц |
1. Ребёнок и взрослые |
2. Ребёнок и сверстники |
3. Отношение ребёнка к самому себе |
сентябрь |
Учить детей проявлять интерес к взрослым и их действиям. Различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям.
|
Учить различать, узнавать и называть детей на картинках.
|
Учить ребёнка знать своё имя.
|
октябрь |
Учить детей вместе с воспитателем рассматривать картинки и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смеётся, плачет), различать по выражению контрастные эмоциональные состояния.
|
Учить различать и называть части лица.
Развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного.
|
Учить детей узнавать дом, в котором они живут.
|
ноябрь |
Развитие потребности в общении со взрослыми, доброжелательности к ним, учить узнавать на картинках семью, называть членов семьи.
|
Воспитание положительных действий и поступков детей по отношению друг к другу.
|
Учить детей знать свои игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.
|
декабрь |
Учить детей показывать, называть основные части тела, лица человека, его действия.
|
Учить ребят показывать и называть детей и их действия.
|
Учить детей знать членов своей семьи.
|
январь |
Учить детей повторять за воспитателем слова, обозначающие соответствующее эмоциональное состояние (дядя смеётся, мама огорчена, кукла радуется)
|
Учить проявлять интерес к выражению лиц детей. Вместе с воспитателем рассматривать ярко выраженные эмоциональные состояния детей.
|
Узнавать себя в зеркале, на фото.
|
февраль |
Показывать и называть на картинках действия, в которых проявляется забота родителей о детях.
|
Учить детей обращать внимание на хорошие действия и поступки друзей в группе.
|
Учить отвечать на вопросы о членах семьи.
|
март |
Учить различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям (кормят, одевают, ласкают).
|
Учить детей узнавать своих сверстников и называть их по именам.
|
Учить проявлять настойчивость в освоении трудного действия.
|
апрель |
Учить различать эмоциональные состояния, которые воспитатель подчёркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса.
|
Развивать у детей умение откликаться на общее эмоциональное состояние: радоваться совместным танцам, музыке. Учить детей рассматривать картинки, называть ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника (смеётся, радуется, плачет).
|
Испытывать удовлетворение от одобрения взрослого и стремиться повторить самостоятельно положительное действие.
|
май |
Формировать потребность задавать вопросы о членах семьи, о своих действиях.
|
Учить ребят проявлять по примеру воспитателя доброе отношение к игрушкам, животным (не обижать кукол, не пугать животных).
|
Учить детей говорить о себе с положительным чувством: «Я – хороший», «Толя – хороший».
|
Перспективный план по социально-личностному развитию детей
(вторая младшая группа)
месяц |
1. Ребёнок и взрослые |
2. Ребёнок и сверстники |
3. Отношение ребёнка к самому себе |
сентябрь |
Учить детей узнавать и называть взрослых в жизни и на картинках. Воспитывать умение общаться со взрослыми.
|
Учить детей знать особенности внешнего вида (лицо, причёска, обувь). Формировать понятие о том, что все люди отличаются друг от друга.
|
Формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности своей внешности.
|
октябрь |
Учить детей рассматривать и различать картинки, изображающие эмоциональные состояния людей (радость, веселье, гнев).
|
Учить детей рассматривать картинки, изображающие яркие эмоциональные состояния детей; с помощью воспитателя делать вывод об испытываемом детьми состоянии (радуется, смеётся, испугался, плачет).
|
Учить детей узнавать свой дом, квартиру, в которой живёт, детский сад, группу, своих воспитателей и няню.
Воспитывать умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки.
|
ноябрь |
Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к родителям, бабушке и дедушке.
|
Учить детей обращаться друг к другу по имени. Учить мальчиков и девочек общению друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию.
|
Познакомить детей с основными правилами этикета, учить их культурно вести себя за столом.
|
декабрь |
Учить детей понимать различия взрослых по половому признаку (папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тётя).
|
Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям. Воспитывать у мальчиков мужество, смелость, активность.
|
Учить детей знать свои вещи, узнавать свои игрушки, книжки среди других вещей.
Учить детей быть внимательными.
|
январь |
Учить детей в игре реагировать на определённые слова взрослого мимикой и жестами.
|
Учить детей понимать связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей. Познакомить с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки.
|
Учить детей узнавать себя и членов семьи на фото. Развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.
|
февраль |
Учить детей понимать, что у других детей тоже есть своя семья, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге.
|
Учить детей понимать, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками.
|
Учить детей проявлять любознательность, задавать вопросы о себе, о своём организме. Помочь понять и оценить роль органов чувств.
|
март |
Воспитывать у детей чувство глубокой любви к маме, желание помогать ей, радовать её хорошими поступками.
|
Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор. Учить правильному поведению в конфликтных ситуациях.
|
Учить детей осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены детьми.
Формировать понятия о дружбе, учить оценивать чувства и поступки других.
|
апрель |
Учить детей понимать связи между соответствующими эмоциональными состояниями и действиями людей.
Познакомить детей с телефоном, с правилами общения по телефону.
|
Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках. Учить понимать, что если кто-то плачет, огорчён, то надо подойти и успокоить его.
|
Учить детей правильно высказывать и оценивать свои желания.
Учить детей игровым приёмам произвольного расслабления.
|
май |
Учить детей доброжелательному отношению к взрослым. Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей потребности в доброжелательном общении с окружающими.
|
Учить детей понимать отдельные действия, не одобряемые и запрещаемые взрослыми (нельзя обижать, причинять боль другим).
|
Учить детей словесно выражать отдельные свои состояния. Научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей.
|
Перспективный план по социально-личностному развитию детей
( средняя группа)
месяц |
1. Ребёнок и взрослые |
2. Ребёнок и сверстники |
3. Отношение ребёнка к самому себе |
сентябрь |
Углублять представления о людях: понимать различия взрослых по полу и возрасту; учить сравнивать разные ярко выраженные состояния людей, изображённых на картинках. Воспитывать умение общаться со взрослыми.
|
Дать представления о детях разного возраста; мальчиках и девочках. Учить детей различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния детей. Учить элементарным правилам культурного поведения в среде детей.
|
Учить детей знать своё имя, фамилию, возраст.
Познакомить с основными правилами этикета, учить культурно вести себя за столом.
|
октябрь |
Продолжать учить детей различать людей разного возраста и пола, учить выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий.
Формировать представления о правилах поведения в общественных местах.
|
Углублять представления о детях грудного, дошкольного и школьного возраста. Различать и сравнивать одежду совсем маленьких и старших детей.
|
Учить детей знать свою улицу, двор, дом, квартиру.
|
ноябрь |
Учить детей знать членов семьи и ближайших родственников, воспитывать в детях любовь, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Учить понимать, что к взрослым надо обращаться по имени и отчеству, на «Вы».
|
Формировать у детей представление о дружбе мальчиков и девочек. Воспитывать у мальчиков желание помогать девочкам; учить девочек благодарить мальчиков за их помощь.
|
Учить детей осознавать некоторые свои умения (умею рисовать), знания (знаю сказку) и то, чему научился (строить дом). Развивать способность оценивать свои желания.
|
декабрь |
Учить детей сравнивать людей разного возраста и пола, выделяя при этом некоторые их особенности. Воспитывать чувство семейной сплочённости.
|
Учить детей знать имена мальчиков и девочек, а также уменьшительно-ласкательные имена и формы обращения к маленьким детям.
Познакомить детей с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки.
|
Дать детям представления о некоторых особенностях своего организма, о назначении некоторых органов (уши – чтобы слышать, глаза – видеть, нос – дышать).
|
январь |
Учить детей узнавать взрослых людей в разных изображениях (на фото, картине, в скульптуре), учить рассматривать композиции, отражающие сюжеты общения, совместных дел, любви и нежности детей и взрослых.
|
Формировать у детей понятия о дружбе. Учить представлять, чем можно помочь, чем порадовать другого в случае огорчения. Формировать положительные чувства через улыбку.
|
Дать детям представления о своей внешности, возрасте, о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать собственные поступки и чувства.
|
февраль |
Учить детей видеть проявления эмоционального состояния в выражении лица, жестах, интонации голоса. Учить детей из набора фигурок, изображающих взрослых разного возраста и детей, составлять семью, отражая при этом разные сюжеты из жизни семьи.
|
Учить дружескому общению детей разного возраста, мальчиков и девочек. Учить детей быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; знать, что в детском саду все игрушки общие, у всех равные права на них. Учить беречь игрушки, тогда они дольше служат детям.
|
Учить детей осознавать некоторые свои состояния, желания (скучно, радостно). Учить детей передавать свои мысли и чувства в письменном виде, жестами.
|
март |
Учить детей узнавать и называть людей отдельных профессий. Учить отвечать на вопросы о своей семье, о братьях и сёстрах.
Воспитывать чувство любви к маме, желание помогать ей в её работе по дому.
|
Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг к другу (в жизни, на картинках, в литературе), выражать к ним своё положительное отношение. Выделять плохие поступки.
|
Развивать у детей зрительную и эмоциональную память.
Учить детей выразительным движениям и жестам.
|
апрель |
Учить детей объяснять факты заботливого отношения взрослых к детям, к животным. Учить детей проявлять интерес к действиям и словам воспитателя.
|
Учить детей видеть негативные действия детей, рассуждать о них вместе с воспитателем, высказывать своё отношение. Учить понимать, что детям бывает грустно, одиноко, если сверстники не приглашают их в игру.
|
Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир.
|
май |
Продолжать учить детей проявлять доброе, заботливое отношение к старшим.
|
Продолжать учить детей быть внимательными к своим товарищам по группе. Учить понимать, что если дети будут внимательны к своим товарищам, то и они станут внимательны к ним.
|
Учить детей с помощью взрослого устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, настроением, самочувствием.
|
Перспективный план по социально-личностному развитию детей
( старшая группа)
месяц |
1. Ребёнок и взрослые. |
2. Ребёнок и сверстники. |
3. Отношение ребёнка к самому себе. |
сентябрь |
Учить детей иметь представление о развитии человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Учить детей понимать, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния.
|
Закрепить представления детей о детях разного возраста и пола. Формировать понятие о том, что все дети отличаются друг от друга.
|
Учить детей знать своё имя, отчество, фамилию, пол, возраст, адрес, членов семьи, место работы родителей.
Познакомить с правилами телефонного разговора.
|
октябрь |
Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
|
Иметь представление о правилах культурного поведения в группе среди детей: быть доброжелательными, чуткими, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно. Уметь научить другого тому, что умеешь сам. Играть дружно, быть справедливым.
|
Учить детей заботиться о глазах и ушах. Дать сведения о их назначении и условиях их нормального функционирования.
|
ноябрь |
Учить детей выделять возрастные и половые особенности во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, обувь, причёска). Учить детей понимать, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал – предложить помощь, заботу). Воспитывать умение общаться со взрослыми.
|
Учить детей понимать, что самые младшие дети (братья и сёстры) нуждаются в заботе и внимании старших детей.
|
Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. Знать особенности своего организма и здоровья.
|
декабрь |
Учить детей проявлять заботу, любовь, уважение к членам семьи, дать представления о том, как проявляется забота взрослых к самим детям. Учить проявлять заботливое, вежливое отношение к старшим.
|
Учить детей культуре общения мальчиков и девочек. Учить понимать, почему нужно выполнять правила, объяснять детям их гуманистический смысл.
|
Развивать у детей знания о себе, умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.
|
январь |
Дать детям представление о профессиях взрослых. Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким.
|
Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек. Формировать представления о дружбе между мальчиками и девочками.
|
Формировать у детей представления о плохих привычках, воспитывать желание избавиться от них.
|
февраль |
Учить детей понимать, что заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим. Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими.
|
Учить детей знать конкретные способы и приёмы распределения ролей, игровых материалов. Учить понимать детей, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей.
|
Учить детей проявлять интерес к событиям своего детства, к своему будущему.
|
март |
Воспитывать любовь к маме, желание помогать ей, радоваться хорошим поступкам. Учить детей понимать связи между поведением детей и соответствующими чувствами взрослых.
|
Формировать у детей понятия «друг», «дружба»; учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.
|
Воспитывать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.
Воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.
|
апрель |
Учить детей интересоваться событиями детства и жизни своих родителей и близких.
Формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах.
|
Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов. Обучать правильному поведению в конфликтных ситуациях.
|
Дать детям представление об их собственных эмоциях. Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.
|
май |
Учить детей понимать, что все люди стремятся к миру, выступают против войны. Учить стихи, пословицы, поговорки, в которых отражены героические поступки старших.
|
Учить детей показывать хороший пример, заботиться о малышах, помогать взрослым. Учить понимать, что недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребёнку; быть несправедливым по отношению к слабому.
|
Учить детей выражать стремление к экспериментированию, познанию, творчеству.
Учить детей выразительным движениям и жестам.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.