ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 слайд
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель моего выступления рассказать о том, как игровая деятельность старших дошкольников влияет на развитие их социальной активности.
2 слайд
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говориться об исключении из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. В новом документе, указывается на то, что обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
3 слайд
Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке отдельную личность, знать, какими навыками поведения обладает каждые ребенок его группы, в какие взаимоотношения вступает, какое место в группе играющих детей принадлежит каждому ребенку в самостоятельных играх.
Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в игры детей, ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т.д.
Мною было проведено исследование, связанное с изучением развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Цель: определить степень эффективности программы «Социальная активность» по развитию социальной активности дошкольников в игровой деятельности.
Задачи указаны на слайде.
4 слайд
В исследовании участвовали дошкольники старшей группы (26 человек).
Был использован комплекс методов исследования: анкетирование, беседы, наблюдение за детьми. Как показал анализ данных, представления старших дошкольников и их осведомленность о жизни, о профессиях, о жизни детского сада, в целом, ограничена сведениями о людях двух-трех профессий (повар, врач, няня). 18% старших дошкольников смогли назвать только одну профессию, в большинстве случаев – повар, 13% детей не смогли назвать ни одного сотрудника дошкольного учреждения. Малая осведомленность старших дошкольников о профессиях, о жизни детского сада проявилась в том, что до 90% детей старшего дошкольного возраста не знают, чем занимаются и как живут ребята в других возрастных группах. Отсутствие ясных представлений о функционировании людей разных профессий в дошкольном учреждении, о возрастных особенностях и событиях жизни детей других групп (малышей, детей раннего возраста и т.д.) не позволило почти 46% детей в предложенных экспериментальных ситуациях конкретизировать форму своей возможной помощи ни взрослым, ни малышам. Лишь небольшая часть старших дошкольников (до 20%) смогла предложить в экспериментальных ситуациях адекватную помощь и малышам и взрослым.
Для того, чтобы дать более точную характеристику социальной активности дошкольников, так же мною были использованы такие методы как: индивидуальная беседа с ребенком «Я в детском саду», «В какой я группе нахожусь», «Я старший дошкольник», методика Т.И.Бабаевой, методикаТ.А. Репинойи т.д.
Анализ показал значительный разрыв между наличием желания старших дошкольников участвовать в общественно значимой деятельности в детском саду и реальным проявлением их социальной активности. На практике в большинстве случаев (76%) у детей проявилось невнимательное и равнодушное отношение к проблемам общества, к предметному окружению, требующему наведения порядка, а также к помощи сотрудникам детского сада.
Итоговые данные по исследованию вы можете видеть на слайде.
5 слайд
Для достижения поставленной мною цели был проведен ряд образовательно-развивающих и практических мероприятий, включенный в программу «Социальная активность».
При организации и проведении игр соблюдались следующие требования:
1. Игры должны быть занимательными, необходимо избегать сухости, сохранять в игре то, что отличало бы ее от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко использовались такие игровые элементы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).
2. Создание условий для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны, должны быть все воспитанники: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т. д.
Таким образом, игры, предложенные детям должны решать образовательные задачи организованной образовательной деятельности, быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста, что способствует успешному развитию социальной активности воспитанников.
6 слайд
Большое значение в формировании социальной активности у дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Формирование социальной активности в сюжетно-ролевой игре реализуется при помощи задач, представленных на слайде.
Самой главной целью в реализации программы «Социальная активность» является: формирование у детей умения получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию; принимать самостоятельные решения; предвидеть последствия чужих ошибок, учиться на своих; брать на себя ответственность за совершаемые поступки; ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать.
7 слайд
В своей группе я организовала несколько различных центров активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
В игровую среду включаю игрушки, отражающие предпочтения, как мальчиков, так и девочек. Игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены как половой принадлежностью, так и современной социокультурной средой.
8 слайд
Свою работу по развитию социальной активности я организовываю по двум направлениям:
- провожу игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;
- побуждаю детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.
При помощи совместных игр, содержащих 2-3 роли, формирую у детей умение договариваться, распределять между собой материал, согласовывать действия. Также важно побуждать детей к планированию. То есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощаться в игре, учить их описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц (персонажей) в игре.
Для обозначения игровой ситуации помогаю воспитанникам обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры), а так же сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и др.)». Одновременное использование в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны – развитию символической функции сознания. В играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.
9 слайд
Чтобы обогатить сюжеты игр, расширить словарный запас воспитанников, обогатить представления об окружающем мире мною применялись информационно-коммуникационные технологии: в виде готовых презентаций о профессиях, дидактических и электронных (развивающих) игр, закрепляющих знания детей об окружающем мире, видеофильмов (мультфильмов) познавательного и развивающего характера, тестирования – для установления объема знаний детей. То, что раньше ребенок мог видеть только на иллюстрации, теперь возможно представить при помощи ИКТ, н-р звездное небо, полет космонавта, работу шахтера и т.д.
10 слайд
В результате реализации программы «Социальная активность» мною были получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике в развитии социальной активности детей.
Дети стали проявлять инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, интересоваться разными профессиями, совместно придумывать интересные игры, разрешать затруднительные ситуации. В игре мои воспитанники показывают умение считаться с мнением, желанием других, проявляют внимание и интерес к другому человеку.
Детская игривость – ценнейшее природное свойство. Это та благодатная основа, на которой взрослый может строить ценнейший детский мир.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.