Конспект урока русского языка
Учитель: Святченко Светлана Валентиновна
Класс: 3-Б
Дата: 06.02.2023
Тема. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Цель: Познакомить с понятием однородные члены предложения; наблюдать за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов; познакомить с правилом постановки запятой перед союзами а, но (да).
Задачи:
Обучающие: продолжить работу с главными, второстепенными членами предложения; учить приемам анализа и синтеза;
Развивающие: развивать мышление, орфографическую зоркость, умение выделять главное, наблюдать, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать связную речь.
Воспитательные: формировать интерес к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.
Метапредметные :
· Регулятивные УУД:
формировать умение работать по заданному алгоритму выполнения конкретного задания; выполнять работу в соответствии с заданным планом; классифицировать информацию.
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
- совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату;
- учить адекватно оценивать своего одноклассника и себя
- формировать умения прогнозировать.
· Познавательные
-формировать умения объяснять орфограмму
-аргументировать свои ответы, опираясь на правила
· Коммуникативные
- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
-формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков сотрудничества
Предметные:
- развивать умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами;
- отрабатывать навыки разбора предложений по членам предложения;
- углублять знания учащихся о связи между однородными членами предложения.
1. Мотивационно - организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Актуализация знаний.
Девиз урока «Знаешь – руку подними и говори, не знаешь - постарайся узнать»
На прошлых уроках мы с вами работали над какой темой?
Что мы знаем о главных и второстепенных членах предложения?
Какие предложения называют распространенными?
Какие предложения называют простыми?
3. Определение темы урока
-Что продолжим изучать на уроке? Что нового можем узнать?
-Какие цели поставим к этому уроку?
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке будем повторять и узнавать что-то новое. Будем говорить не только о главных и второстепенных членах предложения, но и будем наблюдать за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
4. Минутка чистописания
5. Словарная работа
заря
Запишите строчку словарного слова и запомните его правописание.
Составьте с ним словосочетание. Запишите.
Составьте распространенное предложение со словом заря. Запишите его
6.Открытие новых знаний
Ребята, сегодня мы будем наблюдать за однородными членами предложения, а вы не задумывались над значением слова «ОДНОРОДНЫЕ»
Выдвижение гипотезы (Может быть они одного рода?)
А откуда мы можем об этом узнать?
-из словаря
-из интернета
- спросить у кого-то
Итак: однородный «-относящийся к тому же виду, то есть одинаковый, проявляющий определенные сходства»
А что же тогда означают однородные члены предложения?
Однородные члены предложения — это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Проще говоря, все они отвечают на один вопрос, связаны с одним и тем же словом в предложении и, чаще всего, выражены одной частью речи.
7. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
8. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
Найдите однородные члены предложения и подчеркните их как члены предложения.
Высокие сосны и ели шумели над нашими головами.
Мы бегали, метали мячи, прыгали, а ещё играли в футбол.
Всё вокруг гремело и сверкало, но вскоре смолкло.
В воздухе пахло и цветами, и медом, и земляникой.
Меньше говори, да больше думай.
Какой вывод можем сделать?
Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову и отвечают на одинаковые вопросы.
Ещё один факт!
Однородными могут быть любые члены предложения.
Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения? (запятые)
А чем еще, кроме запятых, связаны между собой однородные члены предложения? (интонацией)
Сделаем вывод и запомним правило!
Упражнение 2
Вставьте пропущенные запятые.
1. Солнце светит но не греет.
2. В гостях хорошо а дома лучше.
3. В саду растут вишни яблони и груши.
4. В саду растут и вишни и яблони и груши.
5. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.
Упражнение 3
Вставьте в предложения нужный союз, поставьте необходимые знаки препинания. Соедините предложение и схему.
1.Любит кошка рыбку…в воду лезть не хочет. |
а) О, но О |
2.Надо, умываться по утрам…вечерам. |
б) О, а О |
3.Держи голову в холоде…ноги в тепле. |
в) О и О |
4.Ребята слышали стук …дверь открыть побоялись |
г) и О, и О |
5. Доброе дело питает … разум … тело. |
д) О, а О |
Упражнение 4
Вставьте пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы И, А, НО, расставьте, где нужно, запятые.
В ч…тверг мы диктант п…сали … сл…варные слова повторяли. В пятницу мы р…совали … не з…кончили р…боту. С пон…дельника до пятницы мы учимся … в су…оту и в…скресенье …тдыхаем.
9. Домашнее задание.
Упражнение
Спишите. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Подчеркните однородные члены предложения.
На ёлке были з.л.тые звёзды фонарики, ябл.чки, ш.ры.
Бе.шумно л.тают и з.глядывают в л.цо л.тучие мыши.
10. Итог урока.
Над какой темой работали? Всё ли мы выполнили?
Продолжим высказывания все вместе:
- Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос называются – однородными.
- Между однородными членами предложения, не соединённых союзами запятая – ставится.
- Запятая ставится между однородными членами предложения соединённых союзами – а, но.
- В предложении с однородными членами предложения соединённых повторяющимися союзами и перед вторым и последующими союзами запятая – ставится.
- Между однородными членами предложения соединённых одиночными союзами и запятая – не ставится.
11.. Рефлексия.
Оцени себя.
«!» - молодец, всё понял
«+» - находил ошибки, сам их исправлял
«-« - было трудно, нужна помощь
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.