Чтение 08.02
Тема. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
ХОД УРОКА
Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности.
- Как называют зайцев, родившихся осенью?
У
нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три
листопадничка лежат.
(Зайцев называют листопадничками.)
- Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)
- Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».
Целеполагание.
- Сегодня мы познакомимся с писателем певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением.
И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)
- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
- Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.
- От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.
- В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.
- С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.
- В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.
- Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.
Изучение нового материала
Словарная работа.
· долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
· обглоданные – объеденный;
· робеть -пугаться, стесняться, бояться;
· озяб – замёрз, продрог;
· ходко работают - работают быстро;
· настлано –настелено;
· плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
· запрудили – перегородили реку плотиной;
· хатка – название небольшого дома на Украине;
· кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
· штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;
· росома́ха — хищное млекопитающее семейства куньих;
· выдра — вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.
Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (стр.56-61, 2 часть)
Беседа по рассказу «Листопадничек»
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).
- Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)
- Какая эта сказка? (Литературная)
— Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)
1.Путешествие зайчонка.
2.Храбрый зайчик.
3.Дружба зверей.
– Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее подходящее, по вашему мнению, к прочитанной сказке. Объясните, почему именно этот заголовок соответствует его содержанию.
Домашнее задание.
Ответить на вопросы теста
1.В какое время года начинается сказка про зайчат?
а) летом;
б) весной;
в) зимой;
г) осенью
2. Кого охотники называют листопадничками?
а) листочки;
б) осенних зайчат;
в) линяющих зайчат;
г) снеговички
3. На что смотрели зайчата каждое утро?
а) как разгуливают журавли по зелёному болоту;
б) как ловят лягушек цапли;
в) как учатся летать долговязые журавлята;
г) как плавают по серой воде утки с утятами
4. Чему хотел научиться самый маленький зайчонок?
а) плавать, как утка;
б) ходить, как цапля;
в) летать, как журавль;
г) строить хатки, как бобры
5. Почему в лесу стало совсем скучно?
а) всё время шёл дождь;
б) облетела листва;
в) стало намного меньше животных;
г) замёрзло болото
6. Почему зайцы не замерзают зимой?
а) у них вырастает густая и тёплая шёрстка;
б) они строят себе тёплые жилица;
в) они прячутся в глубоких норах;
г) убегают в тёплые страны
7. Куда отправился один из зайцев с наступлением холодов?
а) в норку;
б) в гости к другим зайцам;
в) в тёплые страны;
г) изучать окрестности
8. Кого встретил по дороге заяц?
а) волков;
б) мышей;
в) медведей;
г) бобров
9. Что строили бобры?
а) плотину;
б) норку;
в) домики;
г) хатку
10. О чём зайчонок попросил бобров?
а) «перевезите меня через реку!»
б) «возьмите меня в вашу хатку!»
в) «дайте мне вашей еды!»
г) «научите меня плавать и нырять!»
11. Сколько этажей в жилище бобров?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4
12. Почему зайчонку пришлось остаться у бобров на всю зиму?
а) выход был только под водой;
б) бобры его не выпустили;
в) жилище бобров завалило снегом;
г) зайчонок боялся замёрзнуть на улице
13. Как зайчонок помогал бобрам?
а) сторожил хатку;
б) чистил хатку;
в) был нянькой у бобрят;
г) работал на реке
14. Чем питался Листопадничек у бобров?
а) овощами и травой;
б) ивой и осиновой корой;
в) корешками;
г) сладкой репкой
15. Кого встретил Листопадничек в кладовой у бобров?
а) выдру;
б) лисицу;
в) рысь;
г) большую рыбину
16. Какая беда случилась ранней весной?
а) медведь сел на хатку;
б) плывущая льдина разрушила хатку;
в) вода прорвала плотину;
г) росомаха сломала хатку
17. Как Бобр спас зайчонка?
а) спрятал его в кладовой;
б) вытащил его из воды;
в) протащил его под водой;
г) научил его плавать и нырять
18. Куда побежал после спасения Листопадничек?
а) в тёплые страны;
б) куда глаза глядят;
в) искать выдру;
г) на родное болото
19. Как приняла зайчонка зайчиха-мать?
а) прогнала;
б) уложила спать;
в) накормила досыта;
г) долго ругала
20. Как Листопадничек прослыл самым храбрым и отчаянным зайцем в лесу?
а) напугал волка;
б) рассказал о своих приключениях;
в) обманул лису;
г) много хвастался
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.