Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» Октябрьского района
Формирование социальных навыков у детей с РАС и ЗПР
Тьютор: Сёмина Е. В.
Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с РАС и ЗПР стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Для таких детей свойственно социально-неприемлемое поведение, проявляющиеся в громком голосе и крике, раздевании в публичных местах, питанием из чужой тарелки и мусорного ведра.
Как должна проходить работа с таким ребенком?
1. Занятие должно иметь четкую структуру, которая всегда будет соблюдаться. Это своего рода «традиция», т.е. имеется в виду четкая последовательность.
2. Как на самих занятиях, так и на протяжении всего дня у ребенка на столе должны присутствовать карточки (PECS). (Данные карточки являются одними из эффективных для развития речи и альтернативной системы коммуникации детей).
3. На протяжении занятия должны использоваться изображения и жесты, чтобы перенаправить поведение. Нужно протянуть визуальную поддержку, чтобы он понял, что от него хотят. Можно сказать словами, что надо сейчас делать, но не реагировать на само поведение.
Жест-подсказка «Тише». Картинка «Сядь ровно». Картинка «Слушай внимательно».
4. В группе на доске всегда должна висеть фотография рабочего стола каждого ребенка. Это нужно для того, чтобы он мог посмотреть на картинку и соотнести с предметом в действительности.
5. Также на доске могут висеть фотографии каждого работника в детском саду. Таким образом, ребенок будет запоминать человека, что более комфортно скажется на его поведении и общении. Например, можно сказать: «Вася, сейчас ты пойдешь на занятие к учителю музыки-Юлии Петровне. Посмотри и вспомни как она выглядит».
6. На протяжении занятия держите себя в руках. Старайтесь сохранять нейтральное выражение лица, не вскрикивать или реагировать мимикой на нежелательное поведение, иначе оно будет усиливаться. Даже если вас укусили, старайтесь не показывать вида.
7. В завершении занятия имеет место быть приятное эмоциональное поощрение. Составьте список любимых лакомств ребенка, которые он будет получать за адекватное поведение. Здесь используется карточка «сначала-потом».
Для формирования социальных навыков у детей с РАС и ЗПР можно играть в следующие игры с мячом:
· простая игра «Пузырь» на сближение детей. Взрослый говорит: «раздувайся пузырь», и дети в этот момент, держась за руки, расширяют свой круг. При команде «пузырь лопается», дети разбегаются в стороны;
· игра «Мое имя». Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч называет свое имя;
· игра «Запомни имя». Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч называет свое имя и имя предыдущего человека;
ü Также, если у кого-то из детей день рождения, можно всем ребятам поздравить его, встав в круг споя песню «Каравай»;
ü Инсценирование простых сказок также будет формировать и закреплять социально-коммуникативные навыки и умения детей (например, сказка «Колобок»);
ü «Сказка по кругу». Можно попробовать совместное придумывание сказки. Взрослый начинает рассказывать историю: «Жил-был на деревне мужик Емеля. Однажды пошел Емеля в лес и повстречал там оленя Золотые рога. И что было дальше?», дети по очереди продолжают повествование, придумывая содержание сказки;
ü Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями можно использовать «Дерево эмоций». В зависимости от своего настроения ребёнок выбирает себе подходящую картинку с эмоцией и прикрепляет к ней свою фотографию. Это делается для того, чтобы дети учились правильно говорить о своих эмоциях вместо криков, кусаний и драк.
Чего делать не следует?
· Не кричите и не поддерживайте контакт глазами.
· Не прикасайтесь к ребенку, если в этом нет необходимости.
· Не обсуждайте поведение в его присутствии.
· Необходимо постоянно поощрять желательное поведение. Если ребенку легче получить внимание с помощью негативного поведения, то оно будет очень долго сохраняться. Берегите нервную систему и знайте, что коррекция поведения — это длительный процесс. Даже если произошла коррекция, то поведение иногда может внезапно возвратиться.
· Для профилактики проблемного поведения предлагается уменьшить просмотр телепередач и побольше гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры.
Особо необходимо выделить работу тьютора с родителями ребенка. Здесь важно учесть тот факт, что без активного включения родителей в процесс обучения и интеграции ребенка в образовательное и социальное пространство, этот путь продвижения ребенка может быть замедлен или вовсе сведен на нет. Таким образом, от связки – «тьютор – родитель», активности родителей и понимание ими сути и цели занятий зависит результат эффективности образовательного процесса и процесса социализации ребенка.
Основными направлениями работы с родителями могут стать:
· установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
· оказание родителям эмоциональной поддержки;
· содействие в получении разносторонней информативной поддержки в части определения круга возможностей открытого образовательного пространства;
· содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;
· формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
· проведение совместного анализа промежуточных результатов, планирование дальнейших этапов работы;
· формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи.
Иначе говоря, с одной стороны, для тьютора важным будет обучить ребенка приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые находятся в натуральной среде, а с другой стороны, научить окружающих (как взрослых людей, так и сверстников), с пониманием отнестись к особенностям ребенка, и воспринимать его как неотъемлемую часть.
Можно сказать, что повседневная практика специалиста происходит на двух уровнях: на уровне тьютора и на уровне супервизора. На первом уровне тьютора, специалист работает непосредственно с ребенком и применяет особые методы и приемы в процессе интенсивных занятий с ребенком, записывает данные о прогрессе ребенка. На втором уровне как супервизор, специалист оценивает первоначальные навыки ребенка, анализирует комплексное поведение ребенка, выделяет цели и приоритеты для дальнейшей работы, проводит консультации с персоналом и родителями.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.