Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» Октябрьского района
Стендовая консультация на тему:
«Почему моему ребенку рекомендован тьютор?»
Разработали:
Тьютор: Сёмина Е. В.
Тьютор: Мусаева Х. Ф.
«Тьютор: почему моему ребенку рекомендован тьютор?»
Тьютор – это специалист, имеющий высшее педагогическое образование, изучающий интересы ребёнка и создающий среду для его развития.
Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. В МБОУ СОШ «Перспектива» обучаются дети со схожими проблемами здоровья. Сопровождение осуществляется по двум моделям, а именно в регулярном и ресурсном классах. В регулярном классе тьютор осуществляет сопровождение тех детей, у которых он прописан в заключении ПМПК, либо решением школьного психолого-педагогического консилиума (ППК). В ресурсном же классе тьютор закрепляется за одним определенным ребенком. В соответствии с моделями сопровождения определяются и профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке.
Деятельность тьютора регулярного класса
Систематическое сопровождение ученика тьютором на уроке предполагается в тех случаях, когда он значительно отличается по степени готовности к освоению общих программных требований по предметам, т.е. в тьюторском сопровождении могут нуждаться дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие диагноз РАС и ЗПР. Этим детям нужна помощь не только относительно освоения академического компонента образования и компонента жизненной компетенции, но и физического передвижения, организации рабочего места, оперирования учебными принадлежностями, самообслуживания, озвучивания ответов и др.
Сопровождение ученика на уроке предполагает:
1) буквальное присутствие тьютора на тех уроках, посещение которых будет предусмотрено для ученика в его индивидуальной образовательной программе;
2) оказание необходимой поддержки и помощи ученику в процессе выполнения запланированных учебных заданий. За выполнением данных пунктов, таким образом, стоят конкретные действия тьютора, составляющие его деятельность на уроке в целом.
Деятельность тьютора по сопровождению обучающегося на уроке условно можно разделить:
1) на действия, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»;
2) действия, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть различные ограничения.
Некоторые действия тьютора, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»:
– даёт ученику дополнительную инструкцию для выполнения учебного задания;
– перефразирует инструкцию учителя, делая её доступной для понимания учеником;
– дает индивидуальные задания;
– контролирует выполнение учебного задания;
– помогает ученику разными способами выполнять задания учителя класса (включая предоставление образца выполнения, совместное выполнение и др.);
– вырабатывает навык самостоятельного письма (и другие навыки), пользуясь разными приемами (например «рука в руке»);
– исполняет роль «напарника» в учебных диалогах с учеником (в том числе в невербальных диалогах);
– побуждает находить пути переноса имеющихся умений и навыков в новую ситуацию или делает это вместе с ним;
– дробит инструкцию или вопрос учителя класса на несколько простых односложных.
Например, всем обучающимся учитель дает инструкцию: «Возьмите каждый свои ножницы и разрежьте пять полосок бумаги пополам». В это время тьютор, видя, что ученик не приступает к выполнению или, заранее зная, что он не может на данное время воспринимать такие инструкции, дробит её на несколько более простых следующим образом: «Возьми свои ножницы (Инстр. 1). Отсчитай пять полосок бумаги (Инстр. 2). Возьми одну полоску бумаги (Инстр. 3). Разрежь её пополам (Инстр. 4). Возьми еще одну полоску» (Инстр. 5) и т.д.
Некоторые действия тьютора, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть различные ограничения:
– помогает оценочно отнестись к выполненному учеником заданию, практическому изделию, дать своей работе оценку;
– помогает пользоваться учебным оборудованием, техническими средствами обучения;
– предусматривает и помогает во время урока занимать ученику удобную для выполнения разных видов работ позу, возвращает его в «исходное» положение ученика и т.д.
– обеспечивает (по необходимости) активность ученика. Например, если ученик быстро утомляется на уроке и для снятия усталости ему нужно пройтись, тьютор помогает ему в этом, сопровождая во время таких «прогулок» из класса в класс. В это же время он ведет беседу с учеником о том, что «нужно пройтись и вернуться в класс, нужно пробовать слушать дольше» и т.д.
Кроме того, действия тьютора по сопровождению особого ребенка на уроке касаются и реализации исходно диагностического блока рабочей программы по предмету, например:
– осуществляет индивидуальное наблюдение за ходом выполнения заданий учеником, заносит выводы в предусмотренные заранее для этого протоколы, листы наблюдений и т.д.
– замеряет и фиксирует разнообразные параметры результативности, необходимые для получения «общей картины» исходно диагностического блока. Например: засекает и записывает время концентрации внимания ученика на рассматриваемом предмете, объекте наблюдения или исследования. Полученные результаты помогут тьютору в планировании по времени собственных действий на следующих уроках с учетом времени возможной образовательной активности обучающегося.
Деятельность тьютора ресурсного класса
Ресурсный класс — это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.
Как устроены ресурсные классы
Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой».
В этом помещении (ресурсном классе/комнате), как правило, выделяют ряд зон:
1. рабочее место учителя/специалиста;
2. столы для индивидуальных занятий;
4. место для групповой работы;
5. зона/комната сенсорной разгрузки для снятия напряжения после занятий.
В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным.
Ключевая роль тьютора
Тьютор может быть рекомендован ребенку как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе. Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации ребенка.
Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями ученика, которого он сопровождает.
Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению.
В обязанности тьютора входит:
1. проведение индивидуальных занятий по формированию новых навыков по конспектам, подготовленным педагогом ресурсного класса;
2. выполнение учебных планов обычного класса;
3. сопровождение ребенка на уроках/групповых занятиях в общеобразовательном классе и на групповых занятиях ресурсного класса;
4. помощь ребенку в соблюдении режима учебного дня;
5. организация совместной деятельности школьника ресурсного класса с одноклассниками из общеобразовательного класса.
Тьютор необходим, если у ребенка отмечаются трудности регулирования собственного поведения, которые нарушают учебный процесс в классе, есть признаки дезадаптивного поведения, например:
1. выраженные агрессивные и аутоагрессивные проявления;
2. трудности организации собственной продуктивной деятельности в урочной, внеурочной деятельности, в ходе режимных моментов и самообслуживании;
3. ограничения в понимании речи учителя.
К каждому ребенку мы применяем особый, индивидуальный подход, составляем индивидуальную программу развития, зависящую от его поведенческих и сенсорных особенностей. Тьюторы хоть и находятся постоянно с ребенком, но все-таки процесс обучения строится таким образом, чтобы в дальнейшем ребенок обходился без тьютора.
Наши дети налаживают контакт с одноклассниками из регулярных классов. Совместно участвуют в общих мероприятиях, праздниках, конкурсах, экскурсиях, мастер-классах, а также посещают общие уроки в регулярных классах, проводят вместе время на переменах. Мы радуемся всем достижениям наших детей и стараемся, чтобы ресурсная зона превратилась в родное, уютное место, где им хорошо, безопасно и комфортно и они каждый день шли в школу с радостью и желанием.
Следовательно, все действия тьютора и его деятельность по сопровождению особого ученика на уроке напрямую связаны с удовлетворением особых образовательных потребностей конкретного школьника. Профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке должны быть направлены на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им академического компонента, а также в накоплении учеником доступных ему навыков, максимально расширяющих область развития его жизненной компетенции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.