"Почему моему ребенку рекомендован тьютор?"
Оценка 4.9

"Почему моему ребенку рекомендован тьютор?"

Оценка 4.9
docx
19.09.2022
"Почему моему ребенку рекомендован тьютор?"
Почему моему ребенку рекомендован тьютор.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» Октябрьского района

 

 

 

Стендовая консультация на тему:

«Почему моему ребенку рекомендован тьютор?»

 

 

 

Разработали:

Тьютор: Сёмина Е. В.

Тьютор: Мусаева Х. Ф.


 

«Тьютор: почему моему ребенку рекомендован тьютор?»

Тьютор – это специалист, имеющий высшее педагогическое образование, изучающий интересы ребёнка и создающий среду для его развития.

Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. В МБОУ СОШ «Перспектива» обучаются дети со схожими проблемами здоровья. Сопровождение осуществляется по двум моделям, а именно в регулярном и ресурсном классах. В регулярном классе тьютор осуществляет сопровождение тех детей, у которых он прописан в заключении ПМПК, либо решением школьного психолого-педагогического консилиума (ППК). В ресурсном же классе тьютор закрепляется за одним определенным ребенком. В соответствии с моделями сопровождения определяются и профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке.

Деятельность тьютора регулярного класса

Систематическое сопровождение ученика тьютором на уроке предполагается в тех случаях, когда он значительно отличается по степени готовности к освоению общих программных требований по предметам, т.е. в тьюторском сопровождении могут нуждаться дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие диагноз РАС и ЗПР. Этим детям нужна помощь не только относительно освоения академического компонента образования и компонента жизненной компетенции, но и физического передвижения, организации рабочего места, оперирования учебными принадлежностями, самообслуживания, озвучивания ответов и др.

Сопровождение ученика на уроке предполагает:

1) буквальное присутствие тьютора на тех уроках, посещение которых будет предусмотрено для ученика в его индивидуальной образовательной программе;

2) оказание необходимой поддержки и помощи ученику в процессе выполнения запланированных учебных заданий. За выполнением данных пунктов, таким образом, стоят конкретные действия тьютора, составляющие его деятельность на уроке в целом.

Деятельность тьютора по сопровождению обучающегося на уроке условно можно разделить:

1) на действия, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»;

2) действия, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть различные ограничения.

Некоторые действия тьютора, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»:

– даёт ученику дополнительную инструкцию для выполнения учебного задания;

– перефразирует инструкцию учителя, делая её доступной для понимания учеником;

– дает индивидуальные задания;

– контролирует выполнение учебного задания;

– помогает ученику разными способами выполнять задания учителя класса (включая предоставление образца выполнения, совместное выполнение и др.);

– вырабатывает навык самостоятельного письма (и другие навыки), пользуясь разными приемами (например «рука в руке»);

– исполняет роль «напарника» в учебных диалогах с учеником (в том числе в невербальных диалогах);

– побуждает находить пути переноса имеющихся умений и навыков в новую ситуацию или делает это вместе с ним;

– дробит инструкцию или вопрос учителя класса на несколько простых односложных.

Например, всем обучающимся учитель дает инструкцию: «Возьмите каждый свои ножницы и разрежьте пять полосок бумаги пополам». В это время тьютор, видя, что ученик не приступает к выполнению или, заранее зная, что он не может на данное время воспринимать такие инструкции, дробит её на несколько более простых следующим образом: «Возьми свои ножницы (Инстр. 1). Отсчитай пять полосок бумаги (Инстр. 2). Возьми одну полоску бумаги (Инстр. 3). Разрежь её пополам (Инстр. 4). Возьми еще одну полоску» (Инстр. 5) и т.д.

Некоторые действия тьютора, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть различные ограничения:

– помогает оценочно отнестись к выполненному учеником заданию, практическому изделию, дать своей работе оценку;

– помогает пользоваться учебным оборудованием, техническими средствами обучения;

– предусматривает и помогает во время урока занимать ученику удобную для выполнения разных видов работ позу, возвращает его в «исходное» положение ученика и т.д.

– обеспечивает (по необходимости) активность ученика. Например, если ученик быстро утомляется на уроке и для снятия усталости ему нужно пройтись, тьютор помогает ему в этом, сопровождая во время таких «прогулок» из класса в класс. В это же время он ведет беседу с учеником о том, что «нужно пройтись и вернуться в класс, нужно пробовать слушать дольше» и т.д.

Кроме того, действия тьютора по сопровождению особого ребенка на уроке касаются и реализации исходно диагностического блока рабочей программы по предмету, например:

– осуществляет индивидуальное наблюдение за ходом выполнения заданий учеником, заносит выводы в предусмотренные заранее для этого протоколы, листы наблюдений и т.д.

– замеряет и фиксирует разнообразные параметры результативности, необходимые для получения «общей картины» исходно диагностического блока. Например: засекает и записывает время концентрации внимания ученика на рассматриваемом предмете, объекте наблюдения или исследования. Полученные результаты помогут тьютору в планировании по времени собственных действий на следующих уроках с учетом времени возможной образовательной активности обучающегося.

Деятельность тьютора ресурсного класса

Ресурсный класс — это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.

Как устроены ресурсные классы

Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой».

В этом помещении (ресурсном классе/комнате), как правило, выделяют ряд зон:

1.   рабочее место учителя/специалиста;

2.   столы для индивидуальных занятий;

4.   место для групповой работы;

5.   зона/комната сенсорной разгрузки для снятия напряжения после занятий.

В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным.

Ключевая роль тьютора

Тьютор может быть рекомендован ребенку как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе. Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации ребенка.

Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями ученика, которого он сопровождает.

Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению.

В обязанности тьютора входит:

1.   проведение индивидуальных занятий по формированию новых навыков по конспектам, подготовленным педагогом ресурсного класса;

2.   выполнение учебных планов обычного класса;

3.   сопровождение ребенка на уроках/групповых занятиях в общеобразовательном классе и на групповых занятиях ресурсного класса;

4.   помощь ребенку в соблюдении режима учебного дня;

5.   организация совместной деятельности школьника ресурсного класса с одноклассниками из общеобразовательного класса.

Тьютор необходим, если у ребенка отмечаются трудности регулирования собственного поведения, которые нарушают учебный процесс в классе, есть признаки дезадаптивного поведения, например:

1.   выраженные агрессивные и аутоагрессивные проявления;

2.   трудности организации собственной продуктивной деятельности в урочной, внеурочной деятельности, в ходе режимных моментов и самообслуживании;

3.   ограничения в понимании речи учителя.

К каждому ребенку мы применяем особый, индивидуальный подход, составляем индивидуальную программу развития, зависящую от его поведенческих и сенсорных особенностей. Тьюторы хоть и находятся постоянно с ребенком, но все-таки процесс обучения строится таким образом, чтобы в дальнейшем ребенок обходился без тьютора.

Наши дети налаживают контакт с одноклассниками из регулярных классов. Совместно участвуют в общих мероприятиях, праздниках, конкурсах, экскурсиях, мастер-классах, а также посещают общие уроки в регулярных классах, проводят вместе время на переменах. Мы радуемся всем достижениям наших детей и стараемся, чтобы ресурсная зона превратилась в родное, уютное место, где им хорошо, безопасно и комфортно и они каждый день шли в школу с радостью и желанием.

Следовательно, все действия тьютора и его деятельность по сопровождению особого ученика на уроке напрямую связаны с удовлетворением особых образовательных потребностей конкретного школьника. Профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке должны быть направлены на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им академического компонента, а также в накоплении учеником доступных ему навыков, максимально расширяющих область развития его жизненной компетенции.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Тьютор: почему моему ребенку рекомендован тьютор?»

Тьютор: почему моему ребенку рекомендован тьютор?»

Например, всем обучающимся учитель дает инструкцию: «Возьмите каждый свои ножницы и разрежьте пять полосок бумаги пополам»

Например, всем обучающимся учитель дает инструкцию: «Возьмите каждый свои ножницы и разрежьте пять полосок бумаги пополам»

Например: засекает и записывает время концентрации внимания ученика на рассматриваемом предмете, объекте наблюдения или исследования

Например: засекает и записывает время концентрации внимания ученика на рассматриваемом предмете, объекте наблюдения или исследования

Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка

Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2022