Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы
«Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит машина?»
Ребенок должен определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик»
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике
«Найди предмет такой же формы»
Ребенок выделяет форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом предметы.
Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например, три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Вариант: группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
«Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2-3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
· составить конструкцию по памяти, по описанию;
· составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8-9).
«Определи правильно»
Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.
«Зрительный диктант»
Ребенок запоминает орнамент из 3-4 геометрических фигур, складывает его по памяти.
«Определи форму предмета»
Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др.
Взрослый предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятий формы и величины
Учитель-дефектолог МБОУ СОШ «Перспектива»
Сёмина Елена Витальевна
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
«Сравни предметы по высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Палочки в ряд»
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
Вариант: предложить ребенку разложить в порядке возрастания или убывания величины ромба разного цвета и формы.
«Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Вариант: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например, «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Пирамидки»
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
«Матрешки»
Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5-6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
«Разноцветные кружки»
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Вариант:
собрать одновременно две стопки кружков по разным
параметрам: одну по убывающей величине, другую по возрастающей величине.
«Разложи по размеру»
Ребенок по просьбе взрослого раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Вариант: дается
контурное изображение предметов и предлагается
определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, маши на; чайник, клещи,
чемодан и др.
«Расставь по порядку»
Предложить ребенку сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других:
1. расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2. расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
«Дальше — ближе»
По рисунку с изображением леса ребенок определяет, какие деревья ближе, какие — дальше.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.