Титульник
Контрольная работа по дефектологии
Тема: «Формирование устной речи с детьми старшего дошкольного возраста»
Содержание
Введение ……………………………………………………………………....3
1. Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ…..5
2. Особенности устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ………………………………………………………………………….7
3. Приемы, формы и методы формирования устной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ……………………………………………9
Заключение ………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………….16
Введение
Одной из важнейших задач государственной политики в области образования является реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Получение качественного образования данной категории детей - одно из основных и значимых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.
Одним из приоритетных направлений процесса обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации занимает речевое развитие как фактор успешного приобретения знаний, развития всех психических функций, как основное средство общения и самовыражения детей в разных видах деятельности. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием человека. И чем раньше начинается речевое обучение как нормально развивающихся дошкольников, так и детей с ОВЗ, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями, которые дают возможность ребенку эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Соответственно, речевое развитие играет особую роль в становлении и развитии личности ребенка с ОВЗ. Это обеспечит адекватные условия и равные с нормально развивающимися детьми возможности для получения дальнейшего образования. Важным условием успешного включения ребенка в среду сверстников является хорошо сформированная речевая функция, а именно выразительная устная речь [9].
Устная речь, являясь важнейшей формой речевого развития ребенка, занимает особое место в системе дошкольного образования. Она связана с высшими эмоциями, интеллектом, мышлением, воображением дошкольника, развитием его артикуляционных и произносительных навыков. Общение ребенка со взрослыми - обязательное условие для его всестороннего развития, что предполагает высокий уровень конгитивного и речевого развития, определенную степень развития коммуникативных умений и владения необходимыми языковыми средствами.
Однако статистические показатели Российской Федерации фиксируют, что в настоящее время 4,5% проживающих в стране детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. В это число входит 63,6% детей, которые находятся в системе инклюзивного образования дошкольных образовательных организаций и отличаются различными формами инфантилизма с характерной задержкой личностной готовности к школьному обучению. У таких детей недостаточно сформированы операционные стороны мышления - анализ, синтез, сравнение, обобщение; обнаруживаются трудности словесно - логических операций, неумение конструировать связные речевые высказывания и, следовательно - ограничиваются социальные контакты [3].
Формирование связной речи как в норме, так и в случае нарушенного онтогенеза имеет широкий диапазон уровней речевого развития (от первых «детских» слов-предложений до развёрнутой фразовой речи и свободного выражения своих мыслей).
Таким образом, актуальность и проблемы определили цель нашего исследования: изучить и проанализировать теоретические и методические аспекты формирования устной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
1.Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
Проблема речевого развития детей с ОВЗ на сегодняшний день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей [10].
Нарушения вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста, как правило, проявляются в виде недоразвития речи, под которым в логопедии традиционно понимают «качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом»
Содержание понятия «недоразвитие речи», по сути, совпадает с дефиницией нарушения речи - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности
Недоразвитие речи наблюдается при различных формах аномального развития ребенка. Например, при задержке психического развития, умственной отсталости, тугоухости, аутизме и мн. др. В этих случаях речевое недоразвитие рассматривается как вторичный дефект по отношению к основному, системообразующему звену данной формы аномального развития ребенка. Так, например, при умственной отсталости общая когнитивная недостаточность неизбежно влечет за собой особые отклонения в речеязыковой сфере, а нарушения вербальной коммуникации входят в качестве одного из основных симптомов в структуру дефекта при аутизме [2]. Безусловно, речеязыковые затруднения при каждой форме аномального развития ребенка будут специфичны.
При недоразвитии речи любой этиологии в качестве основного симптома выступает нарушение языковых норм, что внешне выражается в форме устойчивых специфических ошибок, свидетельствующих о трудностях усвоения как языка в целом, так и отдельных его подсистем: фонетико-фонологической, лексической, морфологической и синтаксической.
Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей [7].
Совершенствование речи детей – развитие связной речи, речевого творчества, выразительности речи – главные направления в работе по развитию речи. Формирование связной речи – это важный этап дошкольного детства. Это этап не только и не столько развития речи, сколько развития общения, а именно речевого общения.
Развитие речи важно также и при подготовке детей к школе. От уровня овладения ребенком связной речью зависит его успешность в обучении. Ведь только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание произведений художественной литературы.
Связная речь, в основе ее выступает связность и цельность: умение продумать содержание и выстроить его, соблюдая структурные части (начало, середина, конец), связывая между собой предложения и части высказываний [6].
Дети же, в основном при общении пользуются короткими высказываниями.
Речевые высказывания детей при передаче содержания отличаются непоследовательностью. Рассказы детей по картине чаще всего носят фрагментарный характер, состоят из отдельных фрагментов, логически не
связанных между собой. Уровень информативности высказывания у детей недостаточный. Полученные знания дети не всегда могут оформить в связные речевые высказывания.
Трудности вызывают и рассказы творческого характера, так как дети с
речевыми нарушениями не обладает достаточно развитой способностью к творчеству, к созданию новых нестандартных решений [1].
Таким образом, работа по развитию связной речи занимает одно из центральных мест в работе с детьми с речевыми нарушениями.
2.Особенности устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Дети с ограниченными
возможностями - это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную
жизнь. Главной особенностью данной категории детей является
незавершенность всех этапов его психологического развития.
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет
неправильного, с точки зрения общества, развития [4].
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Речь - это проявление
интеллектуального развития человека, его
мышления и других психологических процессов. У детей с ограниченными
возможностями здоровья речь развита недостаточно и требуются
специальные условия, программы, упражнения, которые будут
способствовать её развитию.
В трудах многих
современных исследователей выделяется целый ряд
особенностей развития речи детей с ограниченными возможностями
здоровья, притом, что именно закономерности её формирования одинаковы и
в патологии и в норме:
- разнообразные
нарушения в развитии речи у этих детей встречаются
намного чаще, чем у их здоровых сверстников,
- у большинства этих
детей отмечаются отклонения в сроке
становления речи и своеобразие данного процесса,
- число детей с
различными речевыми нарушениями, в том числе со
сложными формами, растет постоянно.
По мнению Е.А.
Стребелевой, отставание в развитии речи начинается
у таких детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве.
Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как интереса к
окружающему, эмоционально-волевая сфера, в частности эмоциональное
общение со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит
артикуляционный аппарат [8].
Нарушения речевой
деятельности у детей очень многоплановы и
разнообразны. Они могут возникнуть при разных видах отклонений: при
умственной отсталости, при задержке психического развития, при детском
церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, социально-
психологической запущенности, эмоциональной депривации, при
ограничении речевых контактов ребенка, при общении с детьми, имеющими
дефекты речи, и др.
Нарушение речевой
деятельности при дефектах развития детей
является общей закономерностью их психического развития. Суть данной
закономерности состоит, по мнению Е.А. Стребелевой, в том, что если не
осуществляются необходимые коррекционные воздействия, наступает
деформация речевого общения и взаимодействия ребенка с социальной
средой, ограничивается круг представлений об окружающем мире,
нарушается способность к приему и переработке информации, возникают
трудности социальной адаптации, что отрицательно сказывается на общем
психическом развитии ребенка.
Нарушение речи у детей с
ограниченными возможностями создает
дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении
взаимоотношений с окружающими людьми. Однако это не значит, что эти
трудности непреодолимы.
Несмотря на различную
природу дефектов, у этих детей имеются
типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой
деятельности.
Таким образом, детям с ОВЗ
трудно строить взаимоотношения с окружающими. Часто у них нет желания вступать
в контакт, они безынициативны, замкнуты. Важно организовывать
предметно-развивающую среду таким образом, чтобы дети смогли проявить познавательную
и речевую активность. К числу важнейших задач коррекционной работы с
дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи, относится формирование у них
связной речи.
3.Приемы, формы и методы формирования устной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Как мы уже отмечали выше, связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Развитие связной речи у детей с ОВЗ- одна из главных задач коррекционного воздействия и осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с ОВЗ - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
В настоящее время в своей
практике логопеды используют в своей работе как традиционные, так и
нетрадиционные методы и приемы по формированию связного высказывания, которые
гармонично вписываются в систему ФГОС, не нарушая структуры
непосредственно-образовательной деятельности.
Рассмотрим приемы развития связной речи детей с ОВЗ
[5].
Приемы развития связной речи детей с ОВЗ.
Словесные:
-речевой образец;
-повтор;
-вопрос
Наглядные:
-организация наблюдения;
-демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д.
- просмотр видеофильмов
Игровые:
-дидактические игры-упражнения,
-театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры
-другие виды игр с речевым содержанием.
Методы формирования связного выказывания:
I. Прием наглядного моделирования.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
Одним из видов моделирования является синквейн.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Схема составления синквейна следующая:
1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,.
2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;
4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;
5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Мнемотехника так же является видом наглядного моделирования.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание
II. Приемы ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
Основатель теории Г. С. Альтшуллер.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
ТРИЗ дает детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Существует множество методов ТРИЗ:
1. «Круги Луллия»,
2. «Метод фокальных объектов»
3. «Сенсорный ящик»
4. «Составление загадок»
1.Круги Луллия( основоположник Раймонд Луллий) это выполненные из оргалита несколько колец разного диаметра, нанизанных на общий стержень, в верхней части которого установлена стрелка. На кольца накладываются бумажные круги с прорезями для удобного расположения на кольца. Круги разделены на несколько секторов и они свободно вращаются.
Задачи:
-совершенствование навыка речевого общения;
-закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания;
-развитие речевого творчества;
Игра «Расскажи сказку»
На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку. Можно использовать рассказы по схемам (когда на одном круге предметные или сюжетные картинки, а на втором схемы-подсказки для связного высказывания)
2. «Метод фокальных объектов» (автор Ф. Кунц) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.
Например, «Сорокот». Его родители: сорока и кот. Живет в жарких странах. Очень быстро летает и ловко лазает по деревьям. У него развито обоняние. Видит в темноте. Любит яркие предметы. . .
3.Метод ТРИЗ - «Сенсорный ящик»
Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт.
Дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает логопед.
Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)
Какого он цвета? (он желтый)
Какого он размера?
Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)
Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)
Слух: Он издает звук? (нет)
Обоняние: Он пахнет? (да)
Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)
Вкус: Это съедобный предмет? (да)
Какой он на вкус? (он кислый)
Это лимон. Правильный ответ.
4.Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок».
Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.
Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок. Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.
Выбираем объект, например, мяч.
Далее детьми даются образные характеристики по заданным логопедом признакам:
Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)
Какой мяч по форме? (круглый)
Что он делает? (скачет, прыгает, катится)
Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.
Что бывает таким же?
Разноцветный. Что бывает таким же? (радуга…)
Круглый. Что бывает таким же? (солнце, апельсин…)
Прыгает и скачет. Кто делает так же? (заяц…)
После заполнения таблицы логопед предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».
Получилась загадка о мяче:
Разноцветный, как радуга.
Круглый, как солнце.
Прыгает и скачет, как заяц.
Таким образом, результативность проводимой работы по использованию методов и приемов в процессе формирования связной речи у детей с ОВЗ соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Заключение
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день- актуальна. Это связано с тем, что процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высокий.
Дети с ограниченными
возможностями - это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную
жизнь. Главной особенностью данной категории детей является
незавершенность всех этапов его психологического развития.
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет
неправильного, с точки зрения общества, развития.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ обучения и воспитания детей. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и в основных психических процессов. Речь- это инструмент всех высших разделов психики. Нарушение речевой деятельности при дефектах развития детей является общей закономерностью их психического развития.
В настоящее время в своей
практике логопеды, воспитатели используют в своей работе как традиционные, так
и нетрадиционные методы и приемы по формированию связного высказывания, которые
гармонично вписываются в систему ФГОС, не нарушая структуры
непосредственно-образовательной деятельности.
Список литературы
1. Безрукова, О.А., Каленкова О.Н., Приходько О.Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья /О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, О.Г. Приходько - М. : Русская Речь, 2016 -112 с.
2. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019.
3. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 295 с.
4. Гриншпун, В.М. Классификация нарушений речи. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Академия, 2014. – С. 55–70.
5. Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Логопедия. – 2006. – № 2. – с. 22–27.
6. Еремина, Е. А. Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности / Е. А. Еремина. -Текст : непосредственный // Образование и воспитание. - 2020. - № 2 (28). С. 51-53.
7. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
8. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. и др. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. . -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
9. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
10. Шашкина, Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 215 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.