Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения
Оценка 4.9

Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
дефектология
Детсад—7 кл
22.12.2022
Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения
Человек, как и другие высшие животные, получает ин¬формацию извне и о том, что происходит в его организме, исключительно через рецепторы. Ощущения не отражают свойства предметов и явлений окружающего мира, поскольку рецепторы лишь сигнализируют в мозг о на¬личии раздражителей, способных активировать данный тип рецепторов. Нервная система человека воссоздает внешнюю реальность, основываясь на ограниченных данных рецепторов. Это возможно только благодаря ранне¬му обучению в критический период формирования систем восприятия. Активно осваивая внешний мир, ребенок постоянно получает обрат¬ную связь от рецепторов в ответ на собственное действие, что и позволяет мозгу конструировать внешнюю реальность на основе субъективных ощу¬щений. С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направле¬ние движения предметов, ориентируется в пространстве.
СТАТЬЯ ОСОБ.ЗРИТ.ВОСПР..docx

 

 

 

 

 

 

Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения

 

 

Воспитатель высшей квалификационной категории

Бобашинская А.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022 г.

Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения

   Восприятие — это процесс познания явлений окружающего мира при помо­щи органов чувств. Человек, как и другие высшие животные, получает ин­формацию извне и о том, что происходит в его организме, исключительно через рецепторы. Ощущения не отражают свойства предметов и явлений окружающего мира, поскольку рецепторы лишь сигнализируют в мозг о на­личии раздражителей, способных активировать данный тип рецепторов. Нервная система человека воссоздает внешнюю реальность, основываясь на ограниченных данных рецепторов. Это возможно только благодаря ранне­му обучению в критический период формирования систем восприятия. Активно осваивая внешний мир, ребенок постоянно получает обрат­ную связь от рецепторов в ответ на собственное действие, что и позволяет мозгу конструировать внешнюю реальность на основе субъективных ощу­щений.

С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направле­ние движения предметов, ориентируется в пространстве.

При нарушении зрения происходит сокращение и ослабле­ние функций зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений.

У  детей с нарушенным зрением наблюдаются трудности при опозна­вании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, про­пуск деталей изображения (Ю.А. Кулагин). Вследствие неяс­ного восприятия отдельных элементов и неточности представ­лений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание такими детьми рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между изображенными на нем предметами (М.Б. Эйдинова). Резкое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной ат­рофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме. Замедленность, фрагментар­ность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у детей с нарушением зрения при чтении и письме.

При чтении возникают оптикогностические нарушения, ос­новными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность пространственных представлений. Выявлено от­рицательное влияние снижения зрения на формирование гра­фических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо. Наблюдаются искажения эле­ментов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобра­зительных элементов.

Зрительная система должна быть способна не только выде­лять границу между объектом и фоном, но и уметь следовать по ней. Это осуществляется посредством движения глаз, ко­торые как бы вторично выделяют контур, и является необхо­димым условием создания образа формы предмета.

На зрительное восприятие формы предмета влияют величи­на предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст меж­ду яркостью объекта и фона и т. п.

Познание формы предполагает активизацию смыслового вос­приятия, формирование представлений и развитие мышления.

Восприятие величины предметов. Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одно­временного обозрения их. Способность охватить взором пред­мет зависит от границ поля зрения ребенка, размера предме­та и расстояния, с которого он рассматривается.

Среди детей с нарушением зрения имеются лица с суженным полем зре­ния, что осложняет им одномоментное обозрение средств на­глядности (макетов, приборов, рисунков). При восприятии и опознавании предметов  глаза совершают последовательный обвод вдоль контура. Лица с узким полем зрения обводят фигуру взглядом несколько раз, у них воз­никают соскальзывания с контура, частые изменения на­правления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации.

У  детей  с нарушенным зрением наблюдаются также нарушения дви­гательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нистагмоидные движения (дрожание глаз), нарушение прослеживающих функций, из­менение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ог­раничения в повороте глаз и др. Уровень недоразвития гла­зодвигательных функций у таких детей зависит от характера заболевания и состояния остроты центрального зре­ния. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет воспри­ятие предметов и изображений, а также глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний.

Глазодвигательные функции в процессе обучения могут раз­виваться и совершенствоваться за счет образования более сложных системных связей между оптическими и двигатель­ными компонентами глаза (М.И. Земцова). Для этого необхо­димо создавать условия, которые бы позволяли детям целе­направленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет приме­нение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки рассто­яний, направлений и др.

Восприятие цвета и контраста. Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и кон­трастность. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим его вни­мание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром.

Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприя­тием температуры тел. Так, красные, оранжевые, желтые цве­та ассоциируются с теплом; зеленые, голубые, синие, фиоле­товые - с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка. Например, крас­ный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой - ус­покаивает.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных

признаков.

Известно, что у значительного числа слабовидящих детей ослаблено восприятие красного, зеленого и синего цветов. Фор­ма и степень расстройства цветоразличения зависят от клини­ческой формы нарушения зрения, ее происхождения, локали­зации и течения.

Разнообразие заболеваний и проявлений нарушений цвето­вого зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирую­щих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значитель­ной мере компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования и черчения (фломасте­ров, подсветов, свето- и цветорегулируемых осветителей и др.).

О цветовом и светотеневом контрасте обычно говорят как о средстве моделирования объемной формы или пространственных отношений. От умелого применения контрастности зависит сила воздействия многих композиционных средств и приемов.

Ряд исследователей отмечают у слабовидящих школьников нарушения дифференциальной чувствительности контрастно­сти. В учебниках, раздаточных средствах наглядности изобра­жения имеют разную степень контрастности. Многие из них недоступны для восприятия, учащиеся недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветовые изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят цветные изображения с предметами и явлени­ями окружающей действительности.

Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасоч­ных средств наглядности способствуют более правильному опоз­нанию изобразительных элементов, выделению в них инфор­мативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.

В изображениях с высокой тональной контрастностью (90-95%) унитарных и сложных цветов большинство детей доволь­но точно опознают форму, фактуру, объемность предметов. Следует отметить, что более полно они характеризуют много­цветные изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия конкретных унитарных цветов компенсируется сохранностью других цветоразличительных функций, наличи­ем визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов и явлениями окружающей действительнос­ти. Это свидетельствует о необходимости применения красоч­ных иллюстративно-графических средств наглядности, умения подбирать их для слабовидящих детей и развивать у них про­цессы соотнесения, выделения, дифференцирования опознава­тельных признаков в изображениях и соответствующих им предметах и явлениях.

Восприятие движения. Восприятие движения - это отраже­ние изменения положений, которые объекты занимают в про­странстве. При обнаружении объекта на периферии поля зре­ния имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Основ­ную роль в восприятии движения играют зрительный и кинес­тетический анализаторы. Параметрами движения объекта яв­ляются скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя раз­личными путями: 1) непосредственного восприятия акта пере­мещения; 2) на основе умозаключения о движении объекта.

С помощью зрения информация о движении объектов полу­чается при фиксированном взоре и с помощью прослеживаю­щих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения, вос­приятие движения затрудняют нарушение остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зритель­ной системы. В этой связи возникает необходимость формиро­вания у слабовидящих приемов и способов восприятия движе­ний, опирающихся на зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические и другие сенсорные функции.


 

Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения

Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения

Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения

Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения

Замедленность, фрагментар­ность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у детей с нарушением зрения при чтении и письме

Замедленность, фрагментар­ность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у детей с нарушением зрения при чтении и письме

У детей с нарушенным зрением наблюдаются также нарушения дви­гательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нистагмоидные движения (дрожание глаз), нарушение прослеживающих функций,…

У детей с нарушенным зрением наблюдаются также нарушения дви­гательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нистагмоидные движения (дрожание глаз), нарушение прослеживающих функций,…

Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка

Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка

Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасоч­ных средств наглядности способствуют более правильному опоз­нанию изобразительных…

Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасоч­ных средств наглядности способствуют более правильному опоз­нанию изобразительных…

Недоразвитие и нарушение зрения, вос­приятие движения затрудняют нарушение остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зритель­ной системы

Недоразвитие и нарушение зрения, вос­приятие движения затрудняют нарушение остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зритель­ной системы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2022