Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.7

Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
docx
дефектология
27.04.2022
Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе отражена проблема развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также использование детской художественной литературы, как способа коррекции данного недостатка.
развитие связной речи у детей с ОВЗ.docx

Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

 

Учитель-логопед МБОУ СОШ «Перспектива»

Никитенко Арина Викторовна

г. Новосибирск

 

Полноценное овладение ребёнком родным языком является необходимым условием для реализации задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Развитие связной речи у детей напрямую связано с успешностью обучения в начальной школе и представляется одной из основных задач речевого воспитания. Связная речь помогает ребенку давать развернутые ответы на сложные вопросы, аргументировано и последовательно излагать свои мысли, воспроизводить содержание предлагаемого материала.

Все это обусловлено ее общественной важностью и значимостью в развитии личности. Как раз в связной речи реализуется главная коммуникативная роль языка и речи. Как считает С.Л. Рубинштейн, связность речи предполагает собой адекватность речевого оформления мысли говорящего, либо пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя, либо читателя.

Психологи фиксируют, что для говорящего каждая речь, которая сообщает мысль, предстает связной речью. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее соединенные между собой и тематически связанные, завершенные отрезки высказывания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в овладении связной речью, которые обусловлены несформированностью речевой системы. Впоследствии это негативно сказывается в целом и на ребенке. Замедляется развитие восприятия, памяти, воображения.

Становление связной речи у данной категории детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями. Учащиеся довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень затруднен и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов. В процессе актуализации связной речи учащиеся младших классов нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более легкой для усвоения является ситуативная речь, то есть речь с опорой на наглядность, или же на конкретную ситуацию.

Нарушения формирования связной речи обусловлены целым комплексом причин. Наряду с нарушениями познавательной деятельности, немаловажную роль, в недоразвитии связной речи играет недостаточная сформированность диалога. Диалогическая речь, как известно, предшествует монологической, и подготавливает ее развитие. Дети с особыми образовательными потребностями часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно собеседнику.

Другая причина заключается в том, что речевая активность данной категории детей очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа. Недостаточность эмоционально волевой сферы этих детей играет определенную роль в нарушении протекания речевых высказываний.

В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме высказывания, меняется и характер связных высказываний, они становятся более развернутыми и связными, увеличивается количество слов в предложении. Так, становится заметно, как на характер связной речи оказывает влияние и мотивация.

Таким образом, нарушения связной речи у детей с ОВЗ обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов, нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.

Одним из известных методов развития связной речи у детей является чтение детской художественной литературы. Нужно понимать, что при ознакомлении детей с художественным произведением, педагог может дословно передавать текст, то есть читать его, а также рассказывать содержание произведения в более свободной форме или же прибегнуть к просмотру инсценировки по прочитанным произведениям. Важно, что каждый из приемов оказывает благоприятное воздействие на развитие связной речи только в том случае, когда, после прочтения, произведение обязательно обсуждается и дети рассказывают о героях, их поступках и действиях, а также дают им личную оценку.

Используя чтение детской художественной литературы, как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи, следует помнить о том, что в первую очередь необходимо заинтересовать ребёнка в прочитанном произведении, что поможет ему понять идейный замысел и надолго его запомнить. А также, знакомя детей с жанром произведения, необходимо детально описывать образы героем, через их образы, поступки и действия.

Важно помнить, что всестороннее логопедическое обследование и комплексная коррекционная работа по преодолению нарушений связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет развить связную речь и открывает возможности к дальнейшему успешному обучению детей.


 

Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Становление связной речи у данной категории детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями

Становление связной речи у данной категории детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями

Одним из известных методов развития связной речи у детей является чтение детской художественной литературы

Одним из известных методов развития связной речи у детей является чтение детской художественной литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2022