МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема:
«Песочная терапия как инновационная форма работы учителя — логопеда в коррекции речевых нарушений
у детей с ОВЗ»
Выполнила:
учитель-логопед
Осколкова О.В.
г. Железногорск-Илимский
2022г.
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Актуальность
В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для образовательных учреждений становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ. В рамках введения ФГОС, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.
В связи с этим, в настоящее время перед учителем-логопедом стоит задача - организовать коррекционно-развивающую работу так, чтобы она соответствовала требованиям ФГОС. Поэтому, наряду со стандартными и широко применяемыми методами и приёмами коррекционной работы, необходимо использовать современные подходы, нетрадиционные методы, которые бы способствовали достижению максимальных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с ОВЗ
Одной из инновационной формой работы в логопедической практике является песочная терапия. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека — своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким или влажным.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Песочную терапию в своей работе может применять как педагог -психолог, психотерапевт так и учитель-логопед.
Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
Задачи песочной терапии:
-релаксация, снятие мышечной напряжённости;
-стабилизация эмоционального состояния;
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие зрительно-пространственной ориентировки;
-развитие памяти, мышления, восприятия, внимания;
-развитие устной и письменной речи:
- развитие словаря (расширение и обогащение словарного запаса)
- развитие связной речи
- воспитание звуковой культуры
- формирование лексико-грамматического строя речи
-формирование элементарного осознания явлений языка и речи
- обучение чтению и письму
-развитие творческих способностей, фантазии;
-формирование позитивной коммуникации.
Особенностями детей с нарушениями речи является быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, снижение интереса к обучению, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности, а так же имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности. В результате ограничения речевой практики у детей проявляется задержка в формировании коммуникативных навыков. Кроме того у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. И в этом случае метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми данной категории. Так же песочная терапия позволяет добиться у детей устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, обучение становится осознанным.
Песочная терапия даёт возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает её прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Песок - природный материал с собственной энергетикой. Обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным. С ним приятно работать как детям, так и взрослым.
Практика работы показывает, что дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Дети любят лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания.
В логопедической работе применяется песочная терапия, которая способствует повышению мотивации, заинтересованности детей к занятиям, развитию мелкой моторики рук, развитию речи, автоматизации и дифференциации звуков, фонематического восприятия, обучению грамоте.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь ребёнка, а значит, обеспечить успешное выполнение задания и эффективный способ подачи материала.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице, развивается мелкая моторика, развивается тактильная чувствительность. В играх с песком развиваются восприятие, внимание, память, мышление, мелкая моторика, а главное - речь. Совершенствуется игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель - логопед может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Использование песочной терапии дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Дети чувствуют себя более успешными.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Песочная терапия в практике
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
• Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.
• Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.
• Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию
Использование игр с песком весьма эффективно. Использовать можно цветной, кварцевый, кинетический песок
Методическое обеспечение
Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой.
Её размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь "песочный мир" видно одним взглядом, не перемещая глаз. Внутренняя часть песочницы окрашивается в голубой или синий цвет. Это обязательное условие, такие цвета помогают легче моделировать. Синие бортики песочницы символизируются с небом, а сдвинув песок на дне, можно легко сделать голубое озеро или речку. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно использовать и цвет дерева. А также можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов
Важные свойства кинетического песка
· Исследования лаборатории компании FITI Testing & Research Institute и Korean Broadcasting Station показали, что кинетический песок обладает антибактериальными свойствами, поэтому микробы, бактерии и другие микроорганизмы не могут существовать в нём
· В состав песка входят натуральные ингредиенты: мелкий песок, дроблёный ракушечник и силиконовое связующее
· Благодаря особому составу, он одновременно и липкий, и сыпучий, поэтому он хорошо держит форму, но легко рассыпается для новых экспериментов. Он мягкий и нежный, и вызывает только самые приятные тактильные ощущения. Гигиеничный и экологически чистый, не токсичный
· После игры с ним достаточно просто отряхнуть руки, или сполоснуть их водой. Вам не потребуется ни мыла, ни какого-либо другого средства. Он легко смывается с прочих поверхностей, в том числе с текстиля
· Невероятно приятный на ощупь – настоящий, практически природный антистресс. Пока вы будете перебирать песок в руках, тело и мозг расслабляются, и вы почувствуете себя отдохнувшим. Развивает детей. Расслабляет взрослых, легко смывается и не липнет
· Силиконовое связующее не высыхает со временем, и кинетический песок остается постоянно «влажным»
· Силиконовое связующее довольно прочно прилипает к песчинкам, но не липнет к рукам и одежде
· Будучи просыпанными, частицы песка не разлетаются по полу, а остаются компактной кучкой. Эту кучку очень легко собрать с полу прикоснувшись к ней комочком песка большего размера. Это примерно, как комочек теста собирает в себя просыпавшуюся муку
· И, наконец, если песок переувлажнить, например, залив его водой, то после высыхания он полностью восстанавливает свои свойства
· Безопасен, им почти невозможно засорить глаза, не имеет запаха. Даже в случае его проглатывания кварц и силикон не вступают во взаимодействие с желудочным соком и через определенное время просто выходят естественным путем, не вызывая никакого дискомфорта
· Перед тем, как насыпать кварцевый песок в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр.
Советы по хранению кинетического песка
- Песок следует использовать при комнатной температуре и относительной влажности в помещении ниже 60%. В случае намокания песка необходимо дать ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре
- В излишне сухих помещениях кинетический песок может несколько загрубеть. С целью восстановления его первоначальных свойств можно растереть в ладонях пару капель воды и немного поиграть с песком, после чего он снова станет пушистым. Сам по себе кинетический песок не может высохнуть, так как не содержит в своем составе воды
- Песок не имеет собственного запаха, однако способен впитывать запах, исходящий от рук. Поэтому перед игрой следует вымыть руки и тщательно их вытереть.
- Кинетический песок не теряет своих свойств под воздействием солнечных лучей
Хранить живой песок лучше всего в герметичном контейнере или закрытой надувной песочнице. Это предотвратит попадание в него влаги, пыли и посторонних предметов. В песок нельзя добавлять красители - это испортит его первоначальные свойства.
Кинетический песок рекомендуется держать подальше от домашних животных.
Случайно рассыпавшийся песок легко убирается с любой поверхности пылесосом или руками. Кинетические песчинки не прилипают к поверхности. Данная игрушка не имеет срока годности, поскольку по сути является обычным песком.
Противопоказания
Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.
Этапы работы с песком (3 этапа):
1. Знакомство с Песочной страной.
Цели: пробуждение интереса к занятиям с песком; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущение; знакомство с правилами поведения в песочнице
2. Путешествие по Песочной стране.
Цели: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
3. В царстве Песочной грамоты.
Цели: автоматизация звуков в речи; создание композиций на песке; проговаривание действий с песком; развитие связной речи, обучение рассказыванию, грамоте.
Структура занятия с песком:
Занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы.
Часть 1. Вводная
1. Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);
2. Знакомство с правилами игр на песке;
3. Формулировка темы занятия, инструкции к играм.
Основные процедуры: ритуал приветствия, игры — разминки.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоциональноличностной и познавательной сфер ребенка, коррекционно-развивающие игры, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая. Итог занятия, ритуал выхода.
Направления коррекционной работы
Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковый практикум
- Артикуляционная гимнастика
- Автоматизация звуков
- Развитие фонематического слуха
- Формирование слоговой структуры слова
- Совершенствование лексико-грамматических категорий
- Обучение грамоте
- Развитие связной речи
Педагогические условия, необходимые для успешного развития творчества детей на занятиях песочной терапии:
- подбор заданий должен соответствовать возможностям ребёнка;
- последовательное усложнение деятельности детей с песком;
- целенаправленное, систематизированное использование рассказов, стихов, загадок и бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
- отбор практического материала для изучения; введение в занятия творческих и проблемных задач;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; введение в структуру занятия игровых элементов, дидактических игр;
- исключение негативной оценки и поощрение ребёнка.
Логопедические игры в песочнице
(Разработаны по всем
направлениям коррекционной работы для
индивидуальных и подгрупповых занятий в песочнице)
Сначала на занятиях включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Развитие тактильно-кинестетических ощущений
• Скользят ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки).
• Создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке
• «Ходят» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы».
• Ищут в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»).
• Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев (все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
• «Играют» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.
• Сжимают и разжимают одновременно все пальцы, погружённые в песок.
• Сжимают и разжимают поочерёдно пальцы, погружённые в песок.
• Ладони погружают глубоко в песок. Поднимают поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
Развитие диафрагмального дыхания
• «Выровняй дорогу» От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
• «Помоги зайцу» В песке углубления - «следы» зайца. Предлагаю «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
• «Секрет» В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка предлагаю ребенку обнаружить спрятанное.
• «Добрый великан» Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй предлагаю ребенку разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
Артикуляционная гимнастика
• «Лошадка» Ребенок щёлкает языком, одновременно пальцами «скачет по песку».
• «Индюки» Ребенок быстро облизывает языком верхнюю губу со звуком «бл-бл- бл», а пальцами двигает в такт в толще песка.
• «Качели» Ребенок языком ритмично двигает вверх-вниз, указательным пальцем в песке двигает в том же направлении.
• «Часики» Ребенок языком ритмично двигает вправо-влево, указательным пальцем в песке двигает в том же направлении.
• «Накажи непослушный язычок» Ребенок губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывает по песку.
• «Расчёска» Ребенок протискивает язык между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигает по песку, оставляя следы.
Автоматизация звуков
• «Горочка» Ребенок набирает песок в руку, насыпает горку, произнося корригируемый звук.
• «Спрячь игрушку» Ребенок набирает песок в руку, насыпает горку, произнося корригируемый звук. Песок сыпет на игрушку.
• «Дорожка» Ребенок «прошагивает» или продвигает пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося корригируемый звук.
• «Найди игрушку» Ребенок находит в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.
Развитие фонематического слуха
• «Спрячь ручки» Ребенок прячет руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
• «Водолаз» Со дна песочницы ребенок достает предметы или картинки и называет их, произнося дифференцируемые звуки.
• «Два города» Со дна песочницы ребенок достает предметы или картинки, называет их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывает их на две группы.
• «Мой город» Ребенок подбирает из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук, и строит город.
Формирование слоговой структуры слова
Следы на песке» Предлагаю ребенку сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
• «Мельница» Предлагаю ребенку ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.
Совершенствование лексико-грамматических категорий
• «Чего не стало» Стираю часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
• «Подбери слово» Ребенок находит игрушки в песке и подбирает к их названиям прилагательные.
• «Лодочка» Создаются игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
- предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
- приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
- наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).
Подготовка к обучению грамоте
• Звуковой анализ слова. На песке мною чертятся схемы слов и предложений разной степени сложности.
• Обучение чтению и печатанию букв
- Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»
- Звуко-буквенный анализ слов различной сложности.
Развитие связной речи
• «Найди и опиши игрушку» Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
• «Две игрушки» Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
• «Нарисуй и расскажи» Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
• «Покажи сказку» Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или взрослого) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Анализ слова и предложения
• «Начерти на песке» Мною чертятся на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Мною произносится предложение, а дети чертят соответствующую схему.
• «Напиши на песке» Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает (или логопед пишет, а ребенок читает.) Предлагаю детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).
Пишу на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.
Ожидаемый результат
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
-происходит коррекция всех средств речи и ее основных функций;
- у детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве;
- совершенствуются навыки коммуникации;
- закрепятся представления об окружающем мире;
- дети научатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.
-у воспитанников значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям;
- воспитанники чувствуют себя более успешными;
- повышается мотивация речевого общения;
- формируются навыки чтения и письма.
Литература
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
2. ГрабенкоТ. М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб. Изд-во «Речь», - 2002.
3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб. Детство-Пресс, - 2010.
4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке М. ИНТ, - 2010.
5.Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с.
6. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб, 2007.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.