В 9 «е» классе
Учитель: Фролова Ю.А.
Тема урока: «Число и цифра 4. Сравнение и группировка предметов по форме и цвету».
Тип урока: закрепление знаний.
Цель урока: закрепление знаний учащихся о числе и цифре 4; формирование умения детей соотносить числа с соответствующей цифрой через тактильное восприятие.
Образовательные:
Закрепить знания порядкового счета в пределах 5, через устный счет.
Закрепить навык узнавания цифры 4 через счет предметов и письмо цифры.
Учить соотносить множества и числа в пределах 4 на основе выполнения дидактической игры «Заселяем домик», работу с математическим набором.
Учить составлять примеры на сложение в пределах 4, через составление примеров на доске.
Закрепить знания о форме, цвете предметов.
Коррекционно-развивающие:
Развивать тонкую моторику рук в процессе записи чисел, выкладывание цифры 4 из пластилиновых бусин.
Развивать и корригировать зрительную, слуховую память через выполнения дидактических игр, работу с геометрическими фигурами.
Развивать зрительное и тактильное восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать положительную установку на участие в уроке, воспитывать аккуратность, усидчивость через похвалу учителя.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
● Входить и выходить из учебного помещения со звонком;
● Ориентироваться в пространстве класса, кабинета;
● Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить к доске);
● Принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
● Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
● Фиксировать взгляд на предмете;
● Переключать взгляд с одного предмета на другой;
● Фиксировать взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
● Фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса;
● Фиксировать взгляд на изображении;
● Фиксировать взгляд на экране монитора.
● Понимать жестовую инструкцию;
● Понимать стереотипную инструкцию;
● Выполнять одноступенчатую инструкцию;
● Использовать по назначению ручку и тетрадь;
● Использовать по назначению демонстрационный материал.
.
● Выполнять действие способом «рука в руке»;
● Подражать действиям, выполняемым педагогом;
● Учить последовательно выполнять действия по образцу педагога;
● Учить выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
● Учить удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания от начала до конца;
● Учить ориентироваться в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием обучения по математическим представлениям.
● Учить ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога
● Учить выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный) с помощью педагога.
Ресурсы: – корзинки, грибы, каштаны, мешочки, геометрические фигуры (картинный материал), компьютер, презентация, пособия «Домик с числом 4», геометрические фигуры (деревянные), числовой ряд, пособия дни недели, пластилиновые шарики, картонные конфеты, знаки +, =, тетради, ручки.
Этапы урока |
Планируемые результаты |
Содержание деятельности педагога |
Содержание деятельности обучающихся |
I.Организационный момент. Цель: 1) мотивировать обучащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока. |
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: Входить в кабинет учебного помещения со звонком; Ориентироваться в пространстве кабинета; Принимать цели и произвольно включаться в деятельность; Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:Подражать действиям, выполняемым педагогом; Понимать инструкцию по пиктограммам. |
Здравствуйте, ребята! Я очень р ада вас видеть! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся, говорят улыбка это поцелуй души, а теперь давайте повернемся к нашим гостям и поделимся с ними своими улыбками и скажем громко «Добрый день»! Какое у вас сейчас настроение? Я предлагаю подарить нам друг другу хорошее настроение, давайте прикоснемся друг к другу ладошками и подарим чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится, мы поддержим, друг друга перед нашей предстоящей работой и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день! Ирина, Ваня, а какое у вас сейчас настроение покажите смайлик с настроением? Звуковой сигнал. Ребята, мне пришло электронное письмо. Хотите узнать, что в нем написано и кто его написал?
|
Показ пиктограммы эмоциональных состояний (грусть, радость) Высказывание возможных ответов детей.
|
II. Актуализация знаний. |
Формирование учебного поведения:направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
Фиксировать взгляд на предмете; Фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса; Фиксировать взгляд на экране монитора.
|
В шляпе с круглыми полями И в штанишках до колен, Занят разными делами, Лишь учиться ему лень. Он – художник знаменитый, Он – известный всем поэт, Замечательно воспитан, Очень модно он одет. Кто он, быстро отгадай-ка! Как зовут его?.. (Незнайка) Чтение письма. - Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам Незнайка. Я заблудился в лесу, наверное, потому что я не хотел учиться и не слушался. Помогите мне. - Ну, что. Ребята! Поможем Незнайке?
|
Работать с загадкой, подумать над ответом. -Незнайка Понимание предложенных заданий. |
III. Постановка цели урока.
|
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом действия:
Ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога Выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный) с помощью педагога.
|
- Сегодня наш урок будет необычным. На уроке мы повторим число и цифру 4, научимся ее красиво записывать, заселим наш домик, составим примеры с числом 4 и будем выполнять разные задания, которые помогут научиться вам определять размер, цвет и форму предметов. - Тогда посмотрим первое задание. Оно называется: «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
|
Повторение за пеагогом. - Среда
- 6.
-Декабрь.
- Зима. |
IV. Изучение нового материала. Цель: 1) учить учащихся писать цифру 4. 3) уметь находить число 4 в числовом ряду. уметь вести счет предметов. |
Использование по назначению учебных материалов:
Использовать по назначению ручку и тетрадь; Использовать по назначению демонстрационный материал. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:Выполнять действие способом «рука в руке»; Подражать действиям, выполняемым педагогом; Учить последовательно выполнять действия по образцу педагога; Учить выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание:В течение определенного периода времениУдерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания от начала до конца; Ориентироваться в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием обучения по математическим представлениям.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом действия:Учить выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный) с помощью педагога.
|
- Тема урока сформулирована, задачи поставлены, приступаем к их выполнению. - Чему мы должны научиться на уроке? - Посмотрите на числовой ряд. Найдите число 4. - Что можете рассказать об этом числе? - На каком месте в ряду чисел стоит данное число? На что похожа цифра 4? - Посчитаем хором до 5 вперед и обратно (ритмический счет) - Назовите число, которое стоит перед числом 4 - Какое число стоит после числа 4. -Молодцы, справились с заданием. 3. Работа с геометрическими фигурами - Ребята! Вот следующее задание! Задание с геометрическими фигурами. Сейчас мы с вами будем собирать геометрические фигуры по форме. - В эту стопочку мы складываем квадраты. - В эту стопочку мы складываем круги. - В эту стопочку мы собираем треугольники. - А в эту прямоугольники. Отлично. А теперь мы будем собирать эти же геометрические фигуры только уже не по форме, а по цвету. -Молодцы, справились с заданием. Работа с математическим набором Нужно 4 грибочка разложить по корзиночкам разными способами. - Как 4 грибочка можно разложить? Дети предлагают: 1и 3, 4 и 0, 3и 1, 2 и 2. Сделаем вывод: 4 — это 1 и 3 4 – это 3 и 1 4 – это 2 и 2 4– это 4 и 0 -Молодцы, справились с заданием! Написание цифры 4 в тетради. - Нам нужно научиться красиво писать цифру 4. -Цифра 4 состоит из 3 элементов, наклонной палочки, наклонной короткой палочки и третий элемент прямая палочка соединяющая эти две. - Обведите цифру 4 в воздухе - Напишем цифру 4 в тетради - Прежде чем приступим к письму, вспомним правила, как должны сидеть за партой. Учитель начинает проговаривать начало стихотворения, учащиеся продолжают. «Я тетрадь свою открою И с наклоном положу. Я от вас, друзья, не скрою: Ручку я вот так держу, Сяду прямо – не согнусь, За работу я возьмусь» - Обведите по точкам цифру четыре. Начинаем писать немного правее верхней стороны клетки. Ведем наклонную линию вниз, чуть ниже середины клетки. Не отрывая ручку от бумаги, ведем горизонтальную линию вправо, чуть-чуть не доводя правой стороны клетки. Оторвите ручку от бумаги. Поставьте ручку чуть выше середины правой стороны клетки и ведите вниз длинную наклонную прямую, чуть правее к нижней стороне клетки. Мы научились писать цифру 4. Пальчиковая гимнастика. Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в "замок").
|
Подражать ответам педагога педагога. - На стул.
- Из 3 палочек- 2 наклонные и одна горизонтальная.
- Треугольники -Квадраты -Круги - Прямоугольники
Дети предлагают: 1и 3, 4 и 0, 3и 1, 2 и 2. Ощупывают в мешочке предметы, считают.
|
V. Закрепление изученного материала. |
Использование по назначению учебных материалов:
Использовать по назначению ручку и тетрадь; Использовать по назначению демонстрационный материал. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:Выполнять действие способом «рука в руке»; Формирование умения выполнять задание:Удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания от начала до конца; представлениям.
|
- Давайте закрепим наши знаний о числе 4. - Нам нужно заселить домик № 4 числами. Составление примеров в тетради и на доске. - Что бы помочь незнайке нужно составить примеры на сложение используя наш домик. -Молодцы, правильно составили примеры! Сейчас я предлагаю вам выложить из пластилиновых бусинок цифру 4. Зрительная гимнастика «Бабочки». - |
Ученик повторяет за педагогом: 4- это 1 и еще 3., выбирает и вставляет карточку с цифрой в пустое окошечко, остальные учащиеся заполняют этажи домика на ламинированных пособиях. Ученик с помощью картонных конфет и знаков + = составляет пример. |
VII. Итог урока. Рефлексия.
Цель:
1) подвести итог проделанной работе на уроке. |
|
Молодцы! Помогли незнайке - Ребята, какую мы сегодня цифру с вами повторяли, раскладывали? - Как можно получить число 4? - Какие задания для вас были наиболее сложными? А с какими заданиями вы легко справились? А какое у вас настроение в конце нашего урока? Покажите пиктограммы? (радость , грусть). - Ребята, подождите! Нам пришло еще одно письмо. Давайте его прочтем. Дорогие друзья! Спасибо Вам за помощь. Я нашел дорогу. Теперь я буду слушаться и старательно учиться. А для Вас у меня подарки- конфеты. До свидания. |
Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы. Показ пиктограмм в конце урока. - 4
4-это 1и3,2 и 2, 3 и 1. |
V. Закрепление изученного материала. |
Личностные Умение применить новые знания на практике. Регулятивные Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные Умение перерабатывать полученную информацию: делать |
- Давайте закрепим наши знаний о числе 4. - Нам нужно заселить домик № 4 числами. Ученик проговаривает: 4- это 1 и еще 3., выбирает и вставляет карточку с цифрой в пустое окошечко, остальные учащиеся заполняют этажи домика на ламинированных пособиях. 2. Составление примеров в тетради. - Что бы помочь незнайке нужно составить примеры на сложение используя наш домик. -Молодцы, правильно составили примеры! 3. Зрительная гимнастика «Бабочки». 4. Упражнение «Разложи тарелочки по величине». Давайте мы сначала найдем самую большую тарелочку, а теперь самую большую морковку и положим ее на свою тарелочку. Потом найдем тарелочку поменьше, и положим на нее морковку соответствующего размера. А теперь еще меньше тарелочку, и наконец самую маленькую. |
|
VII. Итог урока. Рефлексия.
Цель:
1) подвести итог проделанной работе на уроке. |
Умение выполнять инструкции педагога:Понимать стереотипную инструкцию. Выполнять одноступенчатую инструкцию. Формирование учебного поведения:направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:Фиксировать взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; Фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса; Фиксировать взгляд на изображении; Фиксировать взгляд на экране монитора. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:Подражать действиям, выполняемым педагогом; Понимать инструкцию по пиктограммам.
|
Молодцы! Помогли незнайке - Ребята, какую мы сегодня цифру с вами повторяли, раскладывали? - Как можно получить число 4? - Какие задания для вас были наиболее сложными? А с какими заданиями вы легко справились?
- Ребята, подождите! Нам пришло еще одно письмо. Давайте его прочтем. Дорогие друзья! Спасибо Вам за помощь. Я нашел дорогу. Теперь я буду слушаться и старательно учиться. А для Вас у меня подарки; конфеты. До свидания. |
Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы. Цель: Установить степень усвоения темы. - 4
4-это 1и3,2 и 2, 3 и 1. |
Самоанализ открытого урока математические представления
● словесная (беседа); практические задания; наглядные: презентация.
Оборудование: компьютер, доска, презентация, карточки цифр.
Цель урока: закрепление знаний учащихся о числе и цифре 4; формирование умения детей соотносить числа с соответствующей цифрой через тактильное восприятие.
Образовательные:
Закрепить знания порядкового счета в пределах 5, через устный счет.
Закрепить навык узнавания цифры 4 через счет предметов и письмо цифры.
Учить соотносить множества и числа в пределах 4 на основе выполнения дидактической игры «Заселяем домик», работу с математическим набором.
Учить составлять примеры на сложение в пределах 4, через составление примеров на доске.
Закрепить знания о форме, цвете предметов.
Коррекционно-развивающие:
Развивать тонкую моторику рук в процессе записи чисел, выкладывание цифры 4 из пластилиновых бусин.
Развивать и корригировать зрительную, слуховую память через выполнения дидактических игр, работу с геометрическими фигурами.
Развивать зрительное и тактильное восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать положительную установку на участие в уроке, воспитывать аккуратность, усидчивость через похвалу учителя.
Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Учащиеся с помощью учителя формулируют тему и цели урока. Постановка конкретных задач проходила на всех этапах урока.
Используемые технологии: технология сотрудничества, развивающая, здоровье сберегающая , личностно – ориентированная технология.
Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода.
Урок был проблемным и развивающим, учитель сам нацеливался на сотрудничество с учащимися и умело направлял учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Учитель организовал проблемные и поисковые ситуации, активизируя деятельность учащихся, вывод делают они сами.
Методика проведения урока. Активизация была представлена через систему вопросов, различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности (мультимедийная презентация), применение здоровье-сберегающих технологий.
Степень сложности заданий увеличивался постепенно.
На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах.
Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый.
Использовался вид контроля: поэтапный контроль учителя.
Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать «новое» от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы.
На уроке был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались физиологические и психологические особенности детей, проводились виды работы, которые снимали усталость. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования различного занимательного материала. Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей обучающихся с ТМНР. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку получить новые знания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.