МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 153 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
У ДЕТЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: «ВОЛШЕБНАЯ ОСЕНЬ»
Подготовила учитель-логопед
МБДОУ № 153
Стецько И.Е.
г. ДОНЕЦК, 2022
ЦЕЛЬ: закреплять представления детей об осени через разные виды деятельности, создавать у детей положительный эмоциональный фон.
ЗАДАЧИ:
- закреплять представления об осени, как о времени года;
- упражнять детей в правильном употреблении в речи глаголов в единственном и множественном числе и в разных временных формах;
- учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные и числительные с существительными в единственном и множественном числе, составлять предложения из отдельных слов;
- обогащать лексику по теме;
- развивать слуховое внимание и зрительную память;
- устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- развивать внимание, творческое воображение, мелкую моторику, речь, эстетическое восприятие;
- воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
ОБОРУДОВАНИЕ: дидактическая игра «Картинки без
серединки», игра с использованием ИКТ «Посели жильцов», презентация к
беседе «Как звери к зиме готовятся?», презентация «Осенние листики», презентация
«Признаки осени».
Ход ООД:
1.Учитель-логопед читает стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается
Хмурое время в окошко стучит.
- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
- Назовите осенние месяцы?
- Как можно называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).
- Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).
- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).
2. Вводная беседа с показом презентации «Признаки осени»
– Что вы можете сказать про солнце осенью?
(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).
- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).
- Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
- Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
- С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает).
- Какая она? (засохшая, увядшая, желтая)
- Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)
- Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)
- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).
- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж)
- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)
Дети подбирают признаки к слову «осень», опираясь на слайды презентации и делают вывод: какая осень.
- Осень (какая?) - … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т.д.)
3. Физкультминутка...
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
4. Пальчиковая нейрогимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
(удары по столу пальчиками, начиная с мизинцев)
Вышел дождик погулять
(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно по привычке
(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
(часто и ритмично бьют в ладоши)
- Ох! (один хлопок)
И ушел. Газон засох.
(ритмичные хлопки по столу).
5. Дыхательная гимнастика «Сдуй осенний листок»
(презентация «Осенние листики»)
6. Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью
готовятся к зиме, меняют шубки.
8. "Назови ласково"
Дождь, капля, лист, гриб, зонт, плащ, птица, солнце.
9. "Вперемешку"
(на слайде картинки времен года). Надо оставить только те, которые относятся к осени.
10. Составление рассказа об осени, опираясь на слайды презентации «Признаки осени».
11. Подведение итога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.