Учебное пособие (рабочая тетрадь) для учащихся с интеллектуальной недостаточностью по предмету "Социально-бытовая ориентировка"
Оценка 4.8

Учебное пособие (рабочая тетрадь) для учащихся с интеллектуальной недостаточностью по предмету "Социально-бытовая ориентировка"

Оценка 4.8
Рабочие тетради +2
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—10 кл
06.04.2022
Учебное пособие (рабочая тетрадь) для учащихся с интеллектуальной недостаточностью по предмету "Социально-бытовая ориентировка"
Пояснительная записка Курс социально-бытовой ориентировки направлен на практическую подготовку учащихся с интеллектуальной недостаточностью , обучающихся по программе вспомогательной школы I отделения в классах интегрированного обучения , к решению различных жизненных задач. Опираясь на материалы из методических пособий и рекомендации различных авторов ( А.М. Щербакова, Кислякова Ю.Н., Субчева В.П., В.В. Гладкая, В.А. Шинкаренко), для формирования социально-бытовых и экономико-бытовых умений и навыков учащихся 1-7 класса я создала рабочую тетрадь по социально-бытовой ориентировке, которая представляет собой пособие на печатной основе с различными заданиями по основным разделам программы. Задания имеют тесную связь с содержанием мультимедиа презентаций, изучаемых в каждой теме и выступающих в виде дополнительного материала для расширения представлений о тех или иных свойствах предметов, явлений, изучения особенностей косметических товаров, продуктов питания, предметов бытового назначения. Учащийся может использовать рабочую тетрадь для актуализации полученных знаний, для самостоятельной подготовки к ответу, для выполнения письменных и практических заданий, связанных с мультимедиа презентациями по основным разделам программы: «Личная гигиена», «Питание», «Жилище», «Одежда», «Обувь», «Предприятия, учреждения», «Транспорт»,«Средства связи», «Семья». В каждой теме ряд заданий направлен на формирование и закрепление практических навыков учащихся. Каждое задание предлагается учащимся с условным обозначением : - ответь на вопрос; - запиши; - прочитай; - задание на экране; - подумай и расскажи; - практическое задание. Материал в тетради сгруппирован по темам в соответствии с последовательностью их изучения. В каждую тему я включила теоретическую информацию в виде небольших текстов, компенсирующих недостаток других информационных источников. Содержание текстов адаптировано для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В конце некоторых разделов предусмотрены небольшие словари, где подробнее рассматривается смысл понятий и терминов. При расположении материала в рабочей тетради отведено место для самостоятельных письменных ответов учащихся. Разделы рабочей тетради по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5-10 класса: 1. Содержание материала (предисловие, оглавление). 2. Организация объяснения материала (условные обозначения, текст, словарь). 3. Организация усвоения материала (различные виды заданий, памятка). 4. Организация контроля усвоенного материала (контрольные таблицы, задания с выбором правильных ответов, задания с установлением правильной последовательности действий). Описание содержания рабочей тетради: 1.Содержание материала Предисловие – обращение к учащемуся с сообщением о изучаемых темах. Оглавление - рассматривается содержание рабочей тетради. Каждый урок имеет свой порядковый номер и обозначение номера страницы. Методика использования тетради Тетрадь используется на уроках социально-бытовой ориентировки. С тетрадью работает каждый учащийся. Тетрадь может применяться на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, при закреплении, повторении, на этапе контроля. Формы организации деятельности детей при работе с тетрадью могут варьироваться (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные). При самостоятельном выполнении заданий организуется проверка (самопроверка, взаимопроверка) и оценивание. Время работы с тетрадью зависит от сложности заданий. На выполнение итоговых тестов отводится до 20 минут. Тетради проверяются учителем. Задания, предназначенные для проверки знаний детей, оцениваются. После обучения учащиеся могут использовать материалы тетради в повседневной жизни. Включение в урок работы с тетрадью позволяет избежать монотонности, разнообразить формы деятельности и тем самым поддержать активность и интерес учащихся, подготовить детей к итоговой аттестации. Данная рабочая тетрадь по СБО носит рекомендательный характер, может служить ориентиром для дальнейшей работы в этом направлении. Предлагаемый опыт реализовывался в 1-9 классах в течение трех лет на основе утвержденной программы.
Учебное пособие по СБО для учащихся 5-10 классов с интеллектуальной недостаточностью.docx

 

ГУО «Средняя школа № 2 имени А.И. Дубосарского г.п.Шумилино»

 

 

 

Рабочая тетрадь по предмету

«Социально-бытовая ориентировка»

 

… класс

I часть

 

Учащийся:______________________________

 

Учитель-дефектолог: Кирпиченко Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

                    

 

 

               

 

 

 

 

 

Ученик !

    Перед тобой  тетрадь  для работы на уроке

« Социально-бытовая ориентировка».

В ней ты найдёшь много полезной и интересной информации о гигиене, косметике, жилище, уборке помещений, мытье окон, светильников, приготовлении первых, вторых и третьих блюд.

      В тетради собраны задания по основным разделам программы  для  изучения в I полугодии.

В твоей работе с тетрадью тебе будут помогать смайлики:

                         

Ответь на      Прочитай         Запиши       Задание на         Подумай ,

 вопрос                                                               экране           перескажи                   

   

      Знания и умения, которые ты получишь с помощью тетради, обязательно пригодятся тебе в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

Урок 1.     Косметические средства для ухода за кожей лица,

                  их назначение, правила и приемы использования……

Урок 2-3. Типы кожи. Выбор косметических  средств

                  в зависимости от типов кожи  …………………..

Урок  4.   Уход за кожей лица подростка…………...

Урок 5-6. Природные средства для ухода за кожей лица,

                 их назначение и использование. ………………….

Урок 7.    Типы кожи. Выбор природных средств  в

                 зависимости от типа кожи. …………………….

Урок 8.    Обобщение тем по разделу «Личная

                  гигиена…………………………

Раздел 2. «ЖИЛИЩЕ»

 Урок 1-2. Сезонная уборка жилого помещения.

                  Подготовка квартиры, дома к зиме , лету……….

Урок 3-4. Мытье окон. Моющие средства,

                 приемы их использования. ……..

Урок 5-6. Утепление окон …………….

Урок 6-7. Уход за светильниками. ………..

Раздел 3.«ПИТАНИЕ»

Урок 1-2. Правила приготовления супа. Отбор продуктов для

                 супа  и способы их обработки. …………

Урок  3.   Приготовление щей. ………

Урок 4.    Приготовление борща. ………

Урок 5-6. Приготовление каши: выбор крупы, технология  

                 приготовления. ………

Урок 7.    Приготовление отварного картофеля. Срезание шкурки.

                 Отваривание картофеля. ……

Урок 8.    Приготовление картофельного пюре. ………..

Урок 9.    Приготовление напитков…………….

                 Правила приготовления компота. ……….

Урок 10.  Приготовление киселя. ……………..

Урок 11-12. Правила и способы разогревания остывших блюд.…….

Урок 13. Первые, вторые, третьи блюда. Кулинарная книга. ………

Урок 14. Составление меню. Подбор продуктов. ………….

Урок 15. Составление меню завтрака…………………

Урок 16. Составление меню обеда………………

Урок 17-18. Сервировка стола к обеду……………..

Раздел  1.« ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»                   

                                                           

Урок 1.    Косметические средства для ухода за кожей лица, их назначение, правила и приемы использования.

              

1. Запиши правила соблюдения личной гигиены:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                 

2. Перечисли предметы и средства личной гигиены

 

Предметы

Средства

Полотенце для рук

Туалетное мыло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прочитай и перескажи:

      Косметика как искусство украшать себя, улучшать свою внешность  возникла с древних времён. Еще в Древнем Египте и Персии изготавливались различные косметические средства: помады, пудры, притирания, масла, кремы. Такая косметика состояла из соков  и масел растений, животных жиров, глины, молока. Древние красавицы окрашивали волосы, брови порошком из жжённой кости, угля, красили щёки, веки, ногти порошками из толчёных ракушек, драгоценных камней.

      В России деревенские девушки красили свекольным соком щёки и чернили брови древесным углём, белили лица белилами. Очень часто такая косметика портила кожу и волосы женщин.

      Современная косметология – это наука. Все косметические средства разрабатываются учёными в специальных лабораториях и проходят долгие испытания. Это нужно для того, чтобы точно определить, что косметика не несёт вреда .

Косметика- это различные средства для личной гигиены и ухода за кожей тела и лица, волосами, ногтями, зубами. Различают ухаживающую, лечебную и декоративную косметику:

1.Ухаживающая  косметика или косметика по уходу за собой - кремы, лосьоны, тоники, гели, маски, масла, пенки и муссы, шампуни. Различается  косметика для лица, для тела, рук, ног и косметика для волос. Она очищает, увлажняет, питает кожу и волосы  необходимыми полезными веществами.

2. Лечебная  косметика  устраняет   недостатки  внешности (прыщи, раздражение на коже, жирность волос ) как лекарственное средство. Косметику для ухода  нужно использовать постоянно.

3. С помощью декоративной косметики(крем, лосьон, пудра, тушь, помада и т. п.) скрываются недостатки  внешности или подчеркиваются отдельные черты лица.

 

4.Прочитай и подчеркни названия косметических средств, которые можешь использовать ты:

                                                                                           

Декоративная
косметика

Губы: Губная помада - Блеск для губ -Карандаш для губ
Лицо:Тональный крем- Румяна  - Пудра
Глаза:
Подводка для глаз - Карандаш для глаз -Тени для век -Тушь для ресниц
Ногти:
Лак для ногтей - Жидкость для снятия лака
Волосы:
Лак для волос - Мусс для волос -Пенка для волос

 

 

 

Ухаживающая и лечебная косметика

Зубы: Зубная паста- Ополаскиватель для полости рта-Зубная нить

Губы: Гигиеническая помада -Бальзам для губ
Лицо:
Крем -Лосьон - Тоник для лица - Молочко - Скраб -Маска
Тело:
Мыло -Гель для душа -Пена для ванн - Антиперспирант -Крема для ног
Волосы:
Шампунь - Кондиционер для волос - Бальзам-ополаскиватель

 

 

 

 

Уроки 2-3. Типы кожи. Выбор косметических  средств в зависимости от типа кожи

1. Прочитай задание на экране. Расскажи о типах кожи:

 

 

2.Ответь на вопросы , выбери один ответ :              

                   Как определить тип кожи лица

 

1.После умывания кожа:

А. натянута;

Б. немного блестит;

В. выглядит здоровой;

Г. слегка блестит в Т-зоне, выглядит нормальной на щеках.

2.Без увлажняющего средства кожа:

А. сухая и натянутая;

Б. жирная;

В. выглядит нормальной;

Г. блестит в Т-зоне, выглядит нормальной на щеках.

3.Поры вашей кожи:

А. почти не заметны;

Б. расширены;

В. сначала видны, потом сужаются;

Г. чётко видны в Т-зоне, на щеках незаметны.

4.Влияние пищи:

А. при недостатке жидкости кожа шелушится;

Б. после шоколада и мучного кожа блестит;

В. никак не влияет;

Г. из-за недостатка овощей в Т-зоне появляются высыпания.

Подсчитай баллы:

Больше ответов А- сухая кожа

Больше ответов Б – жирная кожа

Больше ответов В – нормальная кожа

Больше ответов Г - комбинированная кожа

 

 

 

 

 

 

   3.Заполни таблицу:

 

Тип кожи

Характеристика

       Уход

Нормальная

 

 

 

 

Сухая

 

 

 

 

 

Жирная

 

 

 

 

 

Смешанная

 

 

 

4.Практическое задание:

 

Узнай свой тип кожи:

q Умойся водой с тем средством, которое  ты используешь -пенка, мыло.

q  Через 20-30 минут после умывания приложи к коже лица бумажную салфетку.

 

Ø Если на салфетке нет никаких следов, она сухая и чистая ,то  у тебя сухая или нормальная кожа.

Ø Если на салфетке остались жирные пятнышки в местах, где салфетка прилегала ко лбу, носу, подбородку, то твоя кожа смешанная или жирная.

 

Урок 4. Уход за кожей лица подростка

 1.Прочитай и запомни:

                         Уход за кожей  лица подростка

      В подростковом возрасте с кожей происходят серьезные изменения. В это время кожного сала вырабатывается слишком много, расширяются поры, кожа может стать тусклой. Кожа подростка просто не

успевает привыкнуть к увеличению размера пор и сильной выработке кожного сала. Жир и омертвевшие клетки скапливаются в порах и  образуют пробки и воспаленные прыщи. Такие изменения чаще всего проявляются на тех участках кожи, где много сальных желез. На лице это так называемая Т-зона – лоб, нос, подбородок.

      Лицо нужно умывать специальным средством для умывания – гелем или пенкой. Наносить их нужно на влажную кожу легкими массирующими движениями, затем смывать теплой водой. После умывания нужно  нанести на кожу лица лосьон или тоник, которые тонизируют  и увлажняют ее.  По утрам после умывания на проблемную подростковую кожу надо нанести  крем или гель. Они быстро впитываются  и не оставляют на коже  жирного блеска.

      Если на коже часто появляются воспаленные прыщики, нужно умываться специальными пенками и гелями для подростковой кожи. Прыщики и воспалённые участки кожи можно протирать настойками трав или салициловой кислотой.

     Кожа подростков нужно очищать дополнительно. Поэтому раз  в неделю можно использовать отшелушивающие  скрабы. Для подростковой кожи нужно выбрать  более мягкие скрабы – на основе крема или геля. Нужно помнить, если на коже есть воспаления, ранки, то скраб использовать нельзя. Нужно сначала вылечить воспаления и заживить ранки.

 Эти  навыки помогут сохранить надолго кожу в хорошем состоянии.

 

2.Словарь:

Пора-это крохотные отверстия на коже, которые помогают ей дышать. Они дают возможность кожному салу проникнуть на поверхность, чтобы увлажнять и защищать кожу.

Лосьон - косметическое жидкое гигиеническое средство для ухода за кожей.

Тоник-это косметический раствор, удаляющий с поверхности кожи остатки косметических средств и мыла, избыточный жир.

Гель- полупрозрачный крем, отлично впитывается,  увлажняет  и бережно ухаживает за кожей.

Скраб - косметический крем, содержащий твердые частицы (измельченные семена растений, соль, сахар), используется для очищения кожи от омертвевших клеток. Бывает также мыло-скраб (мыло с твердыми частицами).

 

            3. Прочитай и подчеркни, какое косметическое средство нужно применять для твоего типа кожи:

 

 4. .Прочитай таблицу «Этапы ухода за проблемной кожей» и приготовься к практической работе.

 

                                                      

Очищение лица

Цель

Средство

Умыть лицо

Смыть пыль, грязь, жир.

Антибактериальное мыло, пенка,

теплая вода.

 

Очистить кожу

 

Убрать сальные пробки из пор.

Крем-скраб,

теплая вода.

 

Дезинфицировать

 

Обработать проблемные участки кожи, расширенные поры.

Настойка календулы, раствор салициловой кислоты,

ватные диски.

 

Тонизировать

Сузить поры на коже лица после очищения.

Тоник для жирной кожи,

ватные диски.

 

 

Увлажнить

Увлажнить поверхность кожи.

Гель увлажняющий для жирной кожи.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Прочитай задание на экране. Допиши пропущенные слова:

 

3 шага к здоровой коже

     Умывание и очищение

Умывать кожу нужно каждый день, чтобы удалять ……, сало и отмершие клетки.

Очищать ……. 1 раз в неделю.

 

       Увлажнение

Увлажнять кожу можно как простым   принятием ванны, так и  специальными кремами.

Для сухой кожи – легкие ……,

для жирной –  матирующие …….

 

      Лечение

 Если на коже появляются ……, после умывания обязательно протирать кожу ……………….. средствами.

                                                                                               

 

 

Уроки 5-6 . Природные средства для ухода за кожей лица, их назначение и использование.

 

1.Прочитай  и запомни:

      Косметическая маска – средство для  ухода за кожей лица с помощью готовых косметических средств и природных средств.

Косметическая маска –густая, наносится на лицо плотным слоем, держится на лице 20-25 минут. Потом маска смывается тёплой водой .

     Раз в неделю кожа подростков  нуждается в очищающей маске. Маски подбираются в зависимости от типа кожи. Готовые маски можно купить в магазине, можно использовать рецепты народной медицины. Маски  содержат вещества, которые увлажняют, очищают и освежают кожу.

 

Косметические маски бывают:

 

-очищающие;

-противовоспалительные;

-отбеливающие;

-питательные;

-увлажняющие.

 

 Словарь:

Противовоспалительная маска- маска из веществ, которые успокаивают кожу, лечат покраснения, прыщи, угревую сыпь.

                                                                     

 

2.Прочитай и запиши:

 

                    Правила нанесения масок

Все продукты, входящие в состав масок должны быть свежими и чистыми.

- Готовить маску необходимо  перед использованием. Натуральные маски нельзя хранить!

- Любая маска должна наноситься только на очищенную кожу.

- Во время действия  маски постарайтесь не смеяться, не морщиться и не разговаривать. Лучше всего прилечь на диван и расслабиться.

- Маска держится на лице 20-25 минут.

- Маску смывают теплой водой, а затем ополаскивают кожу прохладной.

-Маска не наносится на кожу вокруг глаз! В этом месте кожа слишком нежная.

 

 

        

 

 

 

3.Запиши названия предметов, которые нужны для приготовления маски:

 

 

               

 

 

                                                                                                

 

 

Урок 7. Типы кожи. Выбор природных средств в зависимости от типа кожи.

 

1.Подбери продукты для приготовления маски для жирной и комбинированной кожи:

 

        

 

 

 

  

 2.Прочитай задание на экране. Запиши  состав  маски и способ нанесения : _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Скорая природная помощь – если возникают проблемы!

3.Заполни таблицу:

 

Проблема

Помощь

ЕСЛИ ВЫСКОЧИЛ ПРЫЩИК…

 

 

 

 

 

 

ЕСЛИ ОБВЕТРИЛИСЬ ГУБЫ…

 

 

 

 

 

 

ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ПРОБЛЕМЫ С ЗУБАМИ…

 

 

 

 

 

 

ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ
ПРОБЛЕМЫ С ВОЛОСАМИ…

 

 

 

 

 

 

ЕСЛИ  КОЖА НА РУКАХ СУХАЯ…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                            Урок 8 . Обобщение тем по разделу «Личная гигиена»

 

1.Приготовься к практической работе:

                      

                         ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА                   

Уход за руками

 

Вымой руки тёплой водой с мылом.

Опусти руки в мисочку с горячей водой на 5 минут.

Выжми сок из половинки лимона.

Вотри сок лимона с помощью ватного диска в ногти.

Вотри в кожу рук растительное масло массажными движениями до впитывания.

 

Пронумеруй по порядку предметы ,которые ты будешь использовать:

                  

 2.Прочитай вопрос и выбери правильный ответ:

 

Вопрос или задание

Ответы

 

Что такое косметика?

  1. Космическое название.
  2. Название конфет.
  3. Средства для ухода за кожей, волосами, телом.

Запиши косметические средства, которые ты знаешь.

 

 

 

Пронумеруй этапы ухода за кожей лица.

o   Тонизировать тоником

o   Умыть лицо с мылом

o   Увлажнить гелем или кремом

o   Очистить скрабом

Запиши, из каких продуктов  можно сделать косметическую маску.

 

 

Какие бывают типы кожи?

 

1.Нормальная

2.Ненормальная

3.Жирная

4.Засушенная

5.Смешанная

6.Сухая

Какие проблемы у кожи подростков?

 

 

 

Какую косметику можно применять для жирной и комбинированной кожи?

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 .«Жилище»

 

Урок 1-2. Сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры, дома к зиме , лету.

Отметь, что понадобится для уборки :

 

q Несколько мягких тряпок или салфеток

q Зубная паста

q Резиновые перчатки

q Веник

q Совок

q Стиральный порошок

q Швабра для мытья пола

q Кастрюля

q Ведро

q Моющие средства (в том числе и для мытья посуды)

q Губки для посуды

q Щетки

q Пылесос

 

Выучи несколько правил и следуй им в своей повседневной жизни:

1.Проснувшись, сразу заправляй кровать.

2.Вещи сразу раскладывай по местам, а не разбрасывай по всей комнате. Особенно это касается уличной одежды, на которой находится множество микробов.

3.Не храни грязную одежду вместе с чистой в шкафу.

4.Раз в два дня мой свою обувь.

5.Регулярно выноси мусор .

 

Как только ты начнёшь следовать этим правилам каждый день, то увидишь, что квартира стала гораздо чище и уютнее. Поэтому генеральная и еженедельная уборка будет требовать гораздо меньше сил и времени.

 

Еженедельная уборка

 

Еженедельная уборка станет гораздо легче, если её делать по порядку:

1.     Уборка пылесосом, чистка ковров.

2.     Чистка мягкой мебели с помощью пылесоса или другими способами.

3.     Влажная уборка подоконников, батарей, дверей. Использовать шерстяную ткань.

4.     Чистка дверных ручек.

5.     Чистка от пыли деревянной мебели с помощью сухой тряпки, если поверхность мебели полированная, и с помощью влажной, если неполированная.

6.     Очистка от пыли листьев комнатных растений.

7.     Мытье полов.

 

Сезонная уборка

 

   Генеральную уборку обычно проводят один раз в сезон, то есть 4 раза в год. Она включает разбор завалов в шкафах, на полках, в столах, на антресоли, балконе и в кладовой.

   Для начала достань из шкафа все вещи,  и протри влажной тряпкой все стенки, полки и ящики. Учти, что больше всего пыли находится в углах, поэтому обратите на них свое особенное внимание. Потом нужно дать поверхностям хорошенько просохнуть. В это время все вещи должны быть вывешены на балконе для проветривания, особенно важно проветривать изделия из меха и шерстяных тканей - шубы, пальто, куртки. Эта одежда может повреждаться личинками моли. После проветривания вещи сложить. Проветривание шкафов, книжных полок нужно делать при открытом окне.

     Всю посуду, сувениры, статуэтки и  мелкие предметы, которые не боятся воды, опустите с теплый мыльный раствор и хорошенько вымойте, а затем насухо протрите чистым полотенцем. Книги нужно прочистить пылесосом или протереть сухой тканью.

       Постельное белье, одеяла, подушки и пледы следует выбить и просушить под солнечными лучами. Ковры выбей на улице. Все окна и подоконники хорошенько вымойте, также поступите и с дверьми, и с батареями. В конце генеральной уборки нужно вымыть пол. Далее все вещи раскладываются по местам.

Несколько советов:

   Только купленный веник станет намного прочнее, если его поместить а кипяток и оставить там на 2-3 часа.

   Пыль и мелкий сор в комнатах нужно собирать влажными щетками или веником, можно использовать пылесос.

   При разборе вещей можно обнаружить старые и ненужные предметы, место которых на мусорке. Тогда же можно найти одежду, которую нужно срочно сдать в чистку или ремонт.

 

 

 Покажи стрелкой работу при регулярной и при сезонной уборке:

 

Регулярная уборка                  уборка вещей на своё место

                                                    протирание пыли на шкафах

                                                    уборка зимних (летних)

                                                    вещей на хранение

                                                    мытьё окон

Сезонная уборка                      мытьё пола

                                                    чистка ковра

                                                    протирание пыли с мебели

 

 

 

 

 Покажи стрелкой работу при подготовке квартиры к зиме и к лету:

 

                                         тщательно почистить ковры

                                         и убрать их на хранение;

   Подготовка                  открыть окна и вымыть их;

квартиры к зиме             вычистить, отремонтировать

                                         и убрать шубы и сапоги на  

                                         хранение;

                                         повесить тонкие, светлые

                                         шторы;

Подготовка                     пересадить цветы;

квартиры к лету             вымыть и заклеить окна;

                                         выстирать сарафаны, шорты,

                                         отремонтировать

                                         сандалии и убрать их на

                                         хранение;

                                         утеплить двери;

                                         приготовить теплую одежду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Прочитай и перескажи по порядку . Отмечай, что можешь сделать самостоятельно:

q Сезонную уборку делают 3—4 раза в год.

q Перед сезонной уборкой вынимают из шкафов  вещи, протирают влажной тряпкой внутренние стенки, полки и ящики, дают им высохнуть, вещи проветривают, просушивают на солнце, потом складывают.

q Посуду, вазы, разные мелкие предметы, которые не портятся от воды, моют теплой водой и вытирают.

q Книги перетирают сухой тряпкой или чистят пылесосом.

q  Постельные принадлежности проветривают, выколачивают; чистят матрацы и мягкую мебель.

q Тщательно выбивают и чистят ковры.

q Потолок и стены вытирают  щеткой или веником, обернутым тряпкой; стены, покрашенные масляной краской, моют.

q Окна, подоконники, батареи центрального отопления, двери моют.

q Заканчивают сезонную уборку мытьем полов.

 

Урок 3-4. Мытье окон. Моющие средства, приемы их использования.

Мытьё окон лучше всего начинать в безветренную и нежаркую погоду. Под действие ветра и солнца стекла быстро просыхают, и иногда на них остаются радужные пятна. Перед началом чистки и мытья  стекла, подоконники и рамы нужно протереть мягкой тряпкой, убрать  с них  пыль. Потом  подоконники и рамы нужно вымыть. И только после того, как рамы  стали чистыми, можно мыть стёкла.

Средства для мытья окон

Жидкие средства – используются прямо по назначению.

Жидкие концентрированные средства – их нужно перед использованием развести водой.

Аэрозольные средства – наносятся прямо на стекло или зеркало.

   Пронумеруй  предложения  и картинки, объясни правила использования  чистящих средств  для окон:

 

q распылить средство на стекло и протереть специальной мягкой тряпкой.

q не вдыхать средство.

q следить ,чтобы чистящее средство не попало в глаза.

q при попадании чистящего средства в глаза их немедленно промывают проточной водой или 2% раствором питьевой соды в течении нескольких минут.

                     

 


                                              

 

      Соедини начало и конец предложений о правилах безопасности при мытье окон:

 

Никогда не становись

 

особенно если рамы старые.

Не опирайся на рамы

 

должны быть удобной.

Обувь и одежда

на подоконник с внешней стороны!

 

Мой окна не в солнечный день,

в ветреную погоду.

 

Не мой стекла

 столов, стульев и тумбочек.

 

Не строй баррикад из

чтобы солнце не слепило тебе глаза.

 

        Подпиши,как называются эти приспособления для мытья стёкол. Расскажи,как ими пользоваться.

 

                            

        

   Как вымыть окна чисто и без разводов: запиши самостоятельно порядок действий.

1.

 

2.

 

 

3.

      

 

Урок 5-6. Утепление окон

 Подумай и расскажи, зачем нужно утеплять окна.

   Если в квартире или в доме установлены деревянные окна и окнам много лет, возможно, в них появились щели и  трещины. А это значит, что ветер и мороз легко проникнут в комнату . Что же делать? Можно заменить старые деревянные окна на новые пластиковые, или утеплить деревянные окна.

Способы утепления окон

Для утепления окон по способу 1 понадобятся старые газеты, хозяйственное мыло, бумага для оклейки окон.

Что делать: газеты смачиваются водой, листы скручиваются в трубочку,потом вставляются в рамные щели (важно, чтобы они заполнили их полностью); отмеряется нужный кусок бумаги для оклейки окон, натирается влажным хозяйственным мылом и  прижимается к раме, воздушные пузырьки удаляются, полоска разглаживается.

Для утепление окон по способу 2 понадобятся вата техническая или синтепон, нож, бумага для оклейки окон или малярный скотч.

Что делать: заделать щели с помощью ножа и ваты (синтепона), а затем наклеить бумажные полоски или малярный скотч.

Для утепления окон по способу 3 понадобится рулон поролоновых лент на клейкой основе

Что делать:с клейкой стороны снимается защитный слой и поролоновая лента приклеивается по всей длине рамы. Поверх ленты наклеивается малярный скотч. Весной клейкую ленту придется удалить, а поролон можно оставить.

Есть более современный способ утепления- использование силиконовых герметиков и строительной пены. Герметики надёжно и быстро могут  утеплить окна.

Обрати внимание! Прежде чем заполнять щели силиконовым наполнителем, необходимо тщательно очистить поверхность от загрязнений.

В процессе утепления окна можно выполнить ремонтные работы: произвести шпаклевку трещин, покраску рам, замену ручек и защелок.

Части окна, которые нужно открывать ,например, форточку, не стоит утеплять.

Материалы для утепления окон

 

Приготовься к практической работе:

Утепление окон в классе

Порядок действий

Твои действия

Выбери способ утепления окон :

  1   2   3

 

Подготовь необходимые инструменты и материалы

 

Выполни задание:

 -вместе с учителем

-самостоятельно

 

Урок 6-7. Уход за светильниками.

Светильником можно называть любое устройство, которое включает в себя патрон для установки электрической лампы, лампу, элементы электрической проводки, осветительную арматуру и возможность крепежа такого  устройства.

Светильники прямого освещения чаще всего излучают свет вниз. Размещаются такие светильники на потолке и называются потолочными светильниками.

Светильники отраженного освещения обычно излучают свет вверх, отражая свет от потолка в пространство. Эти светильники могут крепиться на стенах .  такие светильники называются настенными светильниками или бра.

Регулируемые светильники - это светильники прямого освещения, которые можно регулировать таким образом, чтобы они испускали свет в разных направлениях.

Некоторые светильники можно переносить с места на место и включать в электрическую сеть с помощью вилки. Это настольные лампы и напольные светильники (торшеры).

   Узнай светильник и запиши его название:

а. ___________________________________________

б.___________________________________________

в.___________________________________________

г.___________________________________________

д.___________________________________________

е.___________________________________________

      а .           б.

в.     г. 

д.      е.

Правила безопасности при чистке и мытье светильников:

 - отключать их перед чисткой; 

 - не допускать попадания воды на контакты и патрон; 

 - не включать светильник хотя бы 15-20 мин после чистки; 

 Необходимые принадлежности для ухода за светильниками:

1.Запиши , что нужно для сухой чистки светильников_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Запиши, что нужно для мытья светильников_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое правило безопасности нарушено?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 3.«Питание»

 

Урок 1-2.Правила приготовления супа. Отбор продуктов для супа и способы их обработки.

1.Суп состоит из двух частей. Выбери правильные варианты:

 

o   Жидкая часть

o   Мягкая часть

o   Плотная часть

o   Твёрдая часть

 

 2.Заполни схему:

 

 

 

3.Прочитай и отметь лишние строки.

                  Супы различаются:

o   По жидкой основе

o   По вкусу

o   По температуре подачи

o   По цвету

o   По способу приготовления

4.Проверь себя:

вспомни и запиши ответы в прямоугольники.

 

 

 

 

         Прочитай и перескажи:

         Правила приготовления  супов.

 

Ò 1. Бульон или отвар должен закипеть.

Ò 2. Подготовленные продукты закладываем только в кипящую жидкость, в определенной последовательности.

Ò 3. При варке супов с кислыми продуктами и картофелем, в первую очередь закладываем картофель, потому что в кислой среде он плохо разваривается.

Ò 4. Пассированные овощи закладываем в суп за 10-15 мин до готовности.

Ò 5. Заправочные супы заправляем мучной пассировкой.

Ò 6. Варят супы при медленном кипении.

Ò 7. Специи и соль кладем за 5-10 мин до готовности. Строго следить за закладкой специй, нельзя допускать переизбыток специй.

Ò 8. Готовые супы оставляем для настаивания.

 Словарь:

Пассирование- обжаривание на медленном огне в масле, или  жире муки, овощей  перед закладкой в бульон, соус, жаркое.

 

 

Урок 3. Приготовление щей.

Щи- заправочный суп ,известное блюдо русской кухни. Существует много пословиц и поговорок, где упоминается блюдо: «Щи да каша — пища наша», «Где щи, там и нас ищи», «Это тебе не лаптем щи хлебать».

    Щи готовят на мясном бульоне с добавлением овощей. Главное для щей - это кислый вкус , обязательный овощ-капуста, свежая или квашеная(кислая).

Важно знать: в щи закладывают овощи в сыром виде,без обжаривания .

    В качестве забелки можно использовать сметану или сметану, смешанную со сливками. Едят щи, закусывая чёрным ржаным хлебом.

           

       

     Продукты для приготовления щей:

 • 500 г мяса на кости

 • 500 г квашеной капусты

 • 1 луковица

 • 1 ст. ложка муки

 • 2 ст. ложки масла

 • 2 ст. ложки томатного пюре

 • лавровый лист, соль

Приготовление:

    Мясной бульон варить около 2 часов. Квашеную капусту, предварительно промытую холодной водой и отжатую, потушить в небольшом количестве масла . Лук и томатное пюре поджарить на сковороде. Добавить их в капусту, залить бульоном и варить около 15 минут. В самом конце варки добавить мучную заправку, лавровый лист, соль и перец.

    Чтобы сделать мучную заправку, нужно обжарить муку на сковороде до светло-желтого цвета, добавить немного бульона и довести до кипения. Варят под крышкой около 10 минут, а затем настаивают около получаса.

Заполни таблицу. Поставь + в нужной колонке, расскажи , как обрабатывают продукты для приготовления щей:

 

 

перебираем

промываем

очищаем

нарезаем

обжариваем

(пассеруем)

морковь

 

 

 

 

 

лук

 

 

 

 

 

капуста

 

 

 

 

 

картофель

 

 

 

 

 

мясо

 

 

 

 

 

зелень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 4. Приготовление борща

 

Борщ- сложный заправочный суп ,блюдо русской  и украинской кухни .Борщ готовят на мясном бульоне с добавлением овощей. Особенность супа- яркий бордово-красный цвет. Главный продукт в борще- свекла .

    Важной особенностью приготовления борща является подготовка овощей, особенно это касается обработки свеклы. Свеклу следует готовить отдельно от других ингредиентов. Подготовить ее можно двумя способами: потушить в измельченном виде, сварить целиком в кожуре. 

    Отдельно готовится заправка – лук и морковь пассеруются, затем добавляется петрушка и помидоры либо томатная паста. Затем все подготовленные продукты добавляются в бульон  и варятся. Специи лучше добавлять незадолго до окончания готовки. Можно дать настояться супу пару часов.

 Подавать борщ нужно с рубленой зеленью и сметаной, дополнением также могут стать пампушки с чесноком.

 

Продукты для приготовления борща:

                    

300-450гр., лучше свинина с косточкой;

 5-6 средних картофелин;

Свекла: 1шт.;

Морковь: 1шт.;

 1 большая или 2 маленьких луковицы;

Капуста 0,5 небольшой головки;

Чеснок: 3-4 зубчика;

Помидоры или томатная паста

Сахар: 1 ст.л;

Соль: по вкусу;

Масло растительное;

Зелень.

  Заполни таблицу. Поставь + в нужной колонке, расскажи , как обрабатывают продукты для приготовления борща:

 

перебираем

промываем

очищаем

нарезаем

обжариваем

(пассеруем)

морковь

 

 

 

 

 

лук,чеснок

 

 

 

 

 

капуста

 

 

 

 

 

картофель

 

 

 

 

 

свёкла

 

 

 

 

 

мясо

 

 

 

 

 

зелень

 

 

 

 

 

 

Урок 5-6. Приготовление каши: выбор крупы, технология приготовления.

 

Каша-блюдо из сваренной на воде или молоке крупы.

 

        

 

                            

 

«Каша - мать наша» - говорили наши предки и ели полезную кашу в богатстве и бедности. И правильно делали! Ведь крупы – это большое количество полезных веществ: витаминов, микроэлементов, белков и клетчатки. Ни один повар, тем более хозяйка, не смогут приготовить вкусное блюдо из некачественной крупы. По этой простой причине надо делать правильный выбор в магазине, чтобы на стол попала качественная еда.

Продолжи предложения:

Гречневую крупу получают из   ___________.

Рисовую крупу получают из       ___________.

Манную крупу получают из       ____________.

Пшённую крупу получают из    ____________.

Ячневую крупу получают из     ____________.

Перловую крупу получают из   ____________.

КАК ВЫБРАТЬ КРУПУ

 

 1) Старайся не покупать крупу на развес. В открытые мешки попадают пыль, мусор.

2) Фасованные крупы покупать безопаснее, но нужно внимательно рассмотреть упаковку. За непрозрачным пакетом.  украшенным картинками, может скрываться более дешевая крупа (например, из дробленых зерен), мусор и даже насекомые.

 3) Проверь,целый ли пакет или коробка с крупами. 4)Внимательно изучай даты выработки и расфасовки и не покупай крупу впрок.

 5) Покупая  крупу, потряси пакет. Слипшиеся от паутинок крупинки укажут на наличие внутри продуктовой моли.

6) Запах крупы тоже говорить о многом. Если она отдает сыростью или плесенью, то это испорченный продукт.

 7) Обращай внимание на цвет крупы.

 

Крупа

Цвет крупы в норме

Рис

белый

Гречка

бежевый

Манка

бело-кремовый

Пшено

Кукурузная крупа

ярко-жёлтый

Перловка

бело-серый

 

Прочитай и перескажи:

         Каша – это лучшая утренняя еда.  Для тех, кто заботится о своем здоровье, каша на завтрак — это отличный способ обеспечить организм энергией и заставить его проснуться.

         В кашах много витаминов группы В, поэтому тот, кто ест на завтрак кашу меньше подвержен стрессам в течение всего дня.

         Любая настоящая каша  - это источник клетчатки, которая положительно влияет на работу кишечника и выводит из организма шлаки и токсины.

         Кашу надо уметь правильно готовить. Не бывает вредной каши, бывает неправильно приготовленная каша.

            Соедини вид крупы с

                        видом получаемой из неё каши:

 

 Виды каш

 

Вид крупы

Вязкая

 

 

 

Рассыпчатая

 

 

 

Жидкая

пшённая

манная

гречневая

овсяная

перловая

рисовая

ячневая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила приготовления рассыпчатых каш

         Рассыпчатые каши варят чаще всего из сырой крупы.

         В рассыпчатой каше зерна должны быть полностью набухшими, хорошо проваренными и легко отделяющимися друг от друга.

         Чтобы каша не подгорела, ее нужно варить в посуде с толстым дном.

         Перед варкой крупу просеивают, перебирают и промывают. Подготовленные крупы засыпают в кипящую подсоленную воду и варят при слабом кипении до готовности.

                Кашу перекладывают в посуду и заправляют.

 

 

 

 

Пронумеруй порядок приготовления каши:

 

q Довести жидкость до кипения;

q Уменьшить нагрев;

q Промыть крупу;

q Добавить в кипящую жидкость соль,сахар;

q Варить до готовности;

q Засыпать подготовленную крупу.

 

 

 

 

 

 

 

Урок 7.Приготовление отварного картофеля .

Срезание шкурки. Отваривание картофеля.

 

Инструменты для чистки картофеля

-овощечистка или нож;

-проволочная мочалка;

-холодная вода.

 

Как чистить картофель?

1.Сначала нужно выбрать нож или специальную овощечистку. Этот прибор является более безопасным.

 

2. Вымой клубни картофеля.

3.Держи  их так, чтобы основная часть картошки осталась свободной для чистки. Обрабатывать картофелину необходимо, снимая кожуру  по длине или спирали. Инструмент держим четырьмя пальцами, а пятый упираем в клубень, чтобы лезвием было проще управлять. При снятии кожуры картофеля, инструмент двигается к большому пальцу.

Если картофелина слишком велика, нужно  разрезать ее на две или даже три части.

4.Молодую картошку можно совсем не чистить. Ее необходимо тщательно помыть и отскоблить проволочной жесткой мочалкой.

5.Глазки  вырежи кончиком острого ножа.

 

Отварной картофель – самый простой и распространенный вид гарнира в Беларуси. Важно знать: солить воду при варке нужно в самом начале.

 

Приготовление:

Картофель очистить от кожуры, промыть. Если картофелины большие, нарезать на куски.

Выложить в кастрюлю, залить холодной водой, посолить.

Варить до готовности 15-20 минут. Картофель должен легко протыкаться ножом.

Слить воду и просушить картофель на медленном огне. Полить картофель растопленным сливочным маслом и подавать.При желании можно посыпать блюдо измельченной зеленью укропа.

 

 

Урок 8. Приготовление картофельного пюре.

 

Для приготовления картофельного пюре  понадобится:

1 кг картофеля                                    

0,5 л воды

0,5 л молока

50 г сливочного масла        

соль по вкусу

Рецепт приготовления :

1.Очисти картофель от кожуры, хорошо его вымой.

2.Порежь крупными кубиками и выложи в кастрюлю с водой, посоли.

3.Поставь на огонь.

4.После закипания воды убавь огонь и вари 20-25 минут.

5.Когда картофель сварится, слей воду.

6.Потом возьми картофелемялку и разомни ею картофель.

7. Подогрей молоко и медленно влей в кастрюлю,  перемешивая картофель . Когда все комочки растолкутся, добавь сливочное масло, перемешай.

 

   

 

 

Урок 9. Приготовление напитков. Правила приготовления компота.

 Компот  – это  отвар фруктов или ягод в воде с сахаром (сиропе).

Способов приготовления компотов существует очень много. Обычно они готовятся из свежих ягод и фруктов .

Делая компот из мягких плодов, сначала варят сироп (вода + сахар по вкусу), а после добавляют очищенные и вымытые плоды.

Компот из твердых плодов приготавливают иначе. В воду вначале кладём плоды, чтобы они сварились, а затем добавляем сахар по вкусу.

Если свежих фруктов и ягод нет, можно приготовить компот из сухофруктов -сушеных яблок, абрикосов, груш, слив.

Перед приготовлением напитков фрукты и ягоды подвергают первичной обработке. Их перебирают, промывают, очищают и нарезают.

Для сохранения витаминов, содержащихся в ягодах и фруктах, при приготовлении напитков надо соблюдать правила:

·        Инструменты и приспособления для первичной обработки ягод и фруктов и приготовления из них сока должны быть из неокисляющихся материалов (нержавеющей стали, пластмасс).

·        Для приготовления и хранения блюд из фруктов и ягод надо использовать эмалированную, стеклянную и керамическую посуду.

·        При тепловой обработке ягоды и фрукты следует закладывать в кипящую воду (или сироп).

 

  

Самое ценное в компоте из сухофруктов то, что почти  все витамины и полезные вещества сохраняются. Главная задача -  не переварить сухофрукты и сохранить полезные вещества.

 

Пронумеруй по порядку этапы приготовления компота из сухофруктов.

 

__       __

 

__    __    __

 

       

Урок 10. Правила  приготовления киселя.

 

Кисель на Руси славится издавна: летописец Нестор в «Повести временных лет» поведал историю, как овсяный кисель спас город Белгород.

Когда печенеги осадили его, жители терпели страшный голод и решили уже было сдаться врагам, да старец один надоумил сварить из последних остатков овса и меда кисель и опустить его в колодец. На глазах врагов белгородцы черпали кисель из колодца и ели. Увидя это, печенеги сказали: «Этот народ не победить – их сама земля кормит», - сняли осаду и ушли.

 Конечно,  кисели в те далекие времена были совсем не те, к которым мы привыкли сегодня, и готовили их из овса, ржи, пшеницы, гороха. Чтобы сварить такой кисель, требовалось не несколько минут, а несколько дней.

   Фруктовые и ягодные сладкие кисели появились у нас сравнительно недавно, в начале XIX века. Кисели можно приготовить из различных фруктов и ягод, свежих, сухих и свежемороженых. В кисель для густоты добавляют крахмал.

Крахмал - порошок, который получают с помощью высушивания  сока картофеля или кукурузы . Густота напитка зависит от количества крахмала  в воде . Если крахмала немного, кисель может получиться слегка вязким, если слишком много –кисель будет довольным плотным, похожим на желе.

 

Практическая работа: добавь в 1 стакан с горячей водой 1 ложку сухого крахмала, во 2 стакан –разведённый в воде крахмал. Размешай  В каком стакане меньше комочков?

 

                   сухой крахмал       разведённый в воде крахмал

 

 

 

 

 

 


                              2 стакана с горячей водой

 

Вывод: чтобы кисель был однородным, крахмал надо вливать в кипящий сироп разведенным.

 

   

 

Кисель из вишнёвого сока

 

0,5 л воды, 0,5 л вишнёвого сока, сахар или мед, 3 ст. ложки крахмала, цедра лимона или апельсина.

 

Воду с сахаром  прокипятить. В вишнёвом соке размешать крахмал, залить в горячий сироп, помешивая, дать прокипеть. Снять с огня, дать остыть, разлить в порционную посуду.

 

 

Прочитай таблицу. Определи, какой напиток приготовлен по способу 1,по способу 2:

 

Способ приготовления 1

Способ приготовления 2

1. Вскипятить воду в кастрюле.

 

1. Вскипятить воду в кастрюле.

 

2.Вишню перебрать, помыть.

 

2.Вишню перебрать, помыть.

 

3.Положить в кипящую воду.

 

3.Положить в кипящую воду.

 

4. Добавить сахар.

 

4. Развести в теплой воде   крахмал.

 

5. Варить 5- 10 мин.

 

5.Добавить сахар, разведенный крахмал и варить 5 минут.

 

6. Остудить.

 

6. Остудить.

 

Напиток:

 

Напиток:

 

Урок 11-12.  Правила и способы разогревания остывших блюд.

Хранят пищу до употребления в холодильнике, а перед подачей на стол разогревают.

Первое правило: разогревай не всё блюдо, а  только нужную часть.

Разогревание жидких блюд:

-перелить нужное количество супа в отдельную кастрюльку и подогреть до нужной температуры. Не кипятить!

Разогревание гарнира:

- на паровой бане.

Для этого понадобится  две кастрюльки - одна меньше другой. В большую наливают около половины воды, а в меньшую кладут нужное количество гарнира. Большую кастрюлю ставят на огонь, а в нее вставляют меньшую. Вода в большой кастрюле нагревается и этот пар греет гарнир.

-на сковороде.

-в микроволновой печи .

Чаще всего разогревают пищу при низком уровне мощности. Время разогрева остывшей или охлажденной пищи в зависимости от вида блюда или изделия колеблется от 1 до 4 минут. Супы, овощи, каши, макароны, гарниры кладут в глубокую посуду; бутерброды, мясо, птицу, рыбу, пироги, пиццу, булочки- на тарелку или блюдо. Затем ставят посуду с продуктами на вращающийся поддон камеры печи, включают печь на определенное время и уровень мощности. После разогрева кладут дополнительные продукты (например, в суп сметану, нарезанную зелень) и подают.

Куски мяса, птицы, рыбы разогревают закрывая продукт специальной фольгой для микроволновой печи или бумажной салфеткой. Овощи разогревают без жидкости или с незначительным количеством влаги. Крупяные и макаронные изделия (каши, гарниры) перед разогревом сбрызгивают водой, а запеченные - крупеник, запеканки, пудинги - смазывают растительным маслом. Напитки разогревают не более четырех порций в стеклянной, фарфоровой или керамической посуде без украшений. Стаканы или чашки с напитками ставят на вращающийся поддон как можно ближе к центру.

Заполни таблицу. Запиши названия блюд, которые можно разогреть разными способами.

 

Способ разогревания еды

Блюдо

в кастрюле

 

 

на паровой бане

 

 

в сковороде

 

 

в микроволновке

 

 

 

Особенности разогревания еды в микроволновой печи

 

q Помните, что самая большая температура в микроволновой печи – по центру. Если нужно разогреть продукт, нарезанный ломтиками, укладывайте их  к центру стороной потолще. Тоненькие кусочки укладывают очень плотно друг к другу.

q Разогревать блюдо стоит в той же посуде, в которой оно подается к столу.

q Посуду с подогреваемым продуктом лучше накрыть. Если нет специальной крышки для микроволновки, накройте тарелкой или  просто пергаментной бумагой.

q Большое количество продукта при подогреве нужно один-два раза перемешать.

q Перед тем, как поместить колбаски, сосиски, сардельки  в микроволновую печь, снимите с них плёнку, если это возможно.

q Нельзя разогревать и готовить продукты в посуде, не предназначенной для использования в микроволновой печи. Это металлическая посуда и посуда с блестящими рисунками с применением металлосодержащих красок.

q Как узнать, подходит ли ваша посуда для    микроволновки? Поставьте пустую тарелку в печь и включите на максимальный подогрев на 15-20 секунд. Если тарелка не нагрелась, или нагрелась совсем чуть-чуть – можете смело ее использовать.

 

Запомни ,что нельзя разогревать в микроволновой печи!

 

     -    жидкость в плотно закрытой посуде ;

-         целые птичьи яйца;

-         сосиски, обтянутые полиэтиленовой плёнкой ;

-         продукты с плотной кожурой, скорлупой.

 

     

  Из-за сильного испарения воды внутри них

создаётся высокое давление и они могут взорваться.

 

 

Урок  13. Первые, вторые, третьи блюда . Кулинарная книга.

 

В кулинарии блюда разделяются по времени подачи к столу и употреблении в пищу:

q первые блюда- жидкие горячие блюда (суп, бульон, суп-пюре);

q вторые блюда - горячие мясные или рыбные блюда с гарнирами (котлеты, зразы, отбивные, тефтели + салат, каша, макароны, картофель)или

мясо- овощные блюда (голубцы, бигос);

q третьи блюда-напитки (сок, компот, кисель, молочный коктейль, чай+десерт).

q Десерт- разнообразные сладкие блюда и фрукты (желе, пирожные, печенье, йогурт).

 

          30079  30326           301243027430298

Используя рисунки, заполни таблицу:

 

Первое блюдо

 

 

Второе блюдо

 

 

Третье блюдо

 

 

 

Современная кухня создавалась на основе старинной кухни. Рецепты приготовления блюд передавались от бабушек, матерей к дочерям и внучкам из поколения в поколение. Во  многих семьях сохранились тетради или папки, где хозяйки бережно собирали самые лучшие и любимые рецепты.

Сейчас  в любом книжном магазине можно купить кулинарные книги . В интернете тоже можно найти огромное количество рецептов блюд . Как же выбрать нужный рецепт и приготовить вкусное блюдо?

 

1.Определить, какое блюдо нужно приготовить : первое , второе или третье.

2.Выяснить, из каких продуктов готовится это блюдо: можно ли их купить в ближайшем магазине, сколько стоят эти продукты.

3.Подумать,сколько времени нужно затратить на приготовление этого блюда.

4.Решить,сможешь ли ты приготовить это блюдо самостоятельно или тебе понадобится помощь старших.

 

Используя кулинарную книгу, заполни таблицу:

 

Выбор блюда

Доступность продуктов

Время приготовления

Сложность блюда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадай кулинарный филворд . Подумай, какие блюда можно приготовить из продуктов-отгадок.

Запиши:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Урок 14. Составление меню. Подбор продуктов.

 

Меню- это набор блюд, приготовленных для  завтрака, обеда или ужина . Меню разрабатывают  с  учетом:

Завтрак – 30%

Обед – 40%

Полдник – 15%

Ужин – 15%   всей дневной нормы калорийности.

Количество килокалорий, содержащихся в 100 г того или иного продукта, называется энергетической ценностью этого продукта. Энергетическая ценность продуктов питания измеряется калориями - единицами измерения энергии. Потребности человека, занимающегося тяжелым физическим трудом, составляют 4500-5000 калорий, а потребности человека умственного труда - 3000 калорий. Девушки 14-17лет в день затрачивают примерно 2600 ккал.

Что можно исключить из меню, а что нельзя?

В дневном меню  должны обязательно присутствовать белки (1 г на кг веса), углеводы (200-300 г), жиры (50-70 г), 20 г клетчатки.

От чего можно смело отказаться:

1. Колбасы, сосиски, сардельки, ветчина. Они не являются полноценными заменителями мяса. Лучше запечь в духовке кусок мяса, получится полезнее и дешевле.

2. Копчёности. Содержат много соли и раздражающих веществ. Ежедневное употребление может провоцировать развитие онкологических заболеваний.

3. Консервы. Также не полезны для здоровья.

4. Полуфабрикаты (пельмени, котлеты). Всегда дороже, чем блюда собственного приготовления, и пользы в них меньше.

5. Сахар-рафинад. Употребление более 50 г в сутки повышает риск развития сахарного диабета, набор  избыточного веса.

6. Привозные овощи и фрукты. Имеют значительно меньшую ценность, чем фрукты и овощи, выращенные в твоей стране.

Недорогие продукты, полезные для здоровья:

1. Каши. Крупы и зерновые продукты (хлеб, макароны) нужно есть каждый день. Это источник сложных углеводов и витаминов группы В в нашем рационе. Овсяная каша улучшает состояние кожи и самочувствие человека, рисовая -хорошо влияет на нервную систему и помогает при кишечных расстройствах, пшённая - укрепляет сердечно-сосудистую систему. Гречневая каша богата железом, помогает при нарушениях обмена веществ.

2. Молочные продукты. Источник белка и кальция. Кисломолочные продукты помогают восстановить нормальную микрофлору кишечника.

Норма потребления - 2 порции в день (1 порция - 250 мл молока или 45 г сыра). Не отказывайтесь также от обычного кефира.

3. Растительное масло. Содержит ненасыщенные жиры, облегчающие пищеварение, и витамин Е, препятствующий развитию раковых клеток и считающийся витамином красоты. Подсолнечное масло не уступает оливковому. Имеет высокую усвояемость. Норма потребления - 0,2 л в неделю.

4. Рыба и морепродукты. Богаты полезными жирными кислотами и белком. Жирная рыба полезна для сердечно-сосудистой системы.

Норма потребления - 600-800 г в неделю.

5. Овощи и фрукты вашей местности. Содержат витамины и клетчатку. Регулярное употребление снижает давление и уровень холестерина в крови. Самые полезные овощи и фрукты общедоступны. Квашеная капуста по содержанию витаминов превосходит лимоны и апельсины, яблоки и свёкла защищают от рака, а морковь - главный помощник в борьбе со старением.

Норма потребления - 400 г в день.

6. Яйца. Легкоусвояемый продукт, содержащий 11 видов витаминов (в желтке), дневную норму натурального белка, кальций и другие микроэлементы. Норма потребления - 1-2 штуки в день.

7. Мясо. Детям обязательно нужно есть мясо.Дети, недополучающие мяса, отстают в умственном и физическом развитии от своих сверстников. Людям старше 35 лет мясо следует употреблять 2-3 раза в неделю с большим количеством овощей. В остальные дни животный белок можно заменить мясом птицы и рыбой.

Заполни таблицу:

 

Полезные продукты

Продукты

 Продукты, от которых можно отказаться

 

     

 

 

 

 

 

    

 

 

     

 

 

    

 

 

     

 

Меню надо разнообразить в течение дня. Если на завтрак была каша, то в обед надо приготовить картофельное пюре , а на ужин - макароны. Если на первое - щи, то на второе не нужно предлагать кислую капусту и огурцы. В течение недели продукты тоже надо чередовать. Первые блюда в обед ежедневно меняют. Например: 1-й день - борщ, во 2-й день – суп гороховый, в 3-й-суп овощной и т.д. Вторые блюда так же нужно менять ежедневно. Разнообразная пища нужна для сохранения здоровья человека.

 

Урок 15. Составление меню завтрака.

 

Утром люди должны обязательно завтракать. Завтрак бывает лёгким и плотным. Лёгкий завтрак - бутерброды, булочки  или тосты (поджаренный хрустящий хлеб с маслом или вареньем),йогурт, молоко, свежие фрукты или овощи.

 

     30088     30092

 

Для плотного завтрака  готовят разные каши, вареные яйца, разные виды яичницы или омлета ,оладьи , горячие бутерброды, салаты, лаваш  с различными начинками, ленивые вареники и сырники, творог . В блюдах для плотного завтрака часто используют сосиски ,колбасу , отварное мясо.

 

        0020100

 

К завтраку подают различные напитки:  молоко, кефир, какао, чай, кофе, сок.

Не стоит добавлять в блюда для завтрака  продукты, имеющие сильный запах - свежий лук, чеснок.

Используя таблицу, составь меню для завтрака:

 

http://im2-tub-by.yandex.net/i?id=271807971-26-72&n=21

http://im8-tub-by.yandex.net/i?id=450161096-65-72&n=21

0_90a3a_5ecb5d5b_XL.png

http://im8-tub-by.yandex.net/i?id=48342813-46-72&n=21

 

 

Понедельник ____________________________________________

Вторник

____________________________________________

Среда

____________________________________________

Четверг

____________________________________________

Пятница

____________________________________________

Суббота

____________________________________________

Воскресенье

____________________________________________

Урок 16. Составление меню обеда.

 

Обед - основная еда дня. Во время обеда человек должен получить нужное количество питательных веществ. Обед даст силы для оставшейся части дня. Обед должен быть полноценным. Полноценный обед состоит из 3 блюд, которые подаются на стол в таком порядке:

 

q Первое горячее жидкое блюдо;

q Второе горячее блюдо;

q Третье блюдо.

 

 Этот порядок связан с влиянием блюда  на организм. Первое блюдо частично насыщает и усиливает выделение желудочного сока. Второе блюдо дает запас основной энергии, полностью насыщает. Третье блюдо дополняет наше питание необходимыми пищевыми веществами, разнообразит еду и тем самым способствует лучшему усвоению пищи.

 

 

 

 

Запиши названия блюд  для обеда:

 

Первые блюда - ________________________________________________________________________________________________________

 

Вторые блюда - ________________________________________________________________________________________________________

 

Третьи блюда-________________________________________________________________________________________________________

 

Урок 17-18. Сервировка стола к обеду.

Сервировка – это процесс накрытия стола с размещением столовых приборов и посуды.


На середину покрытого скатертью стола ставят солонку с ложечкой для соли, хлебницу с нарезанным хлебом. Мелкие тарелки размещают на одинаковом расстоянии друг от друга. Справа от каждой тарелки кладут нож (лезвием к тарелке) и ложку, а слева – вилку (ложку и вилку кладут выпуклой стороной вниз).

Салфетки из ткани кладут справа от мелкой тарелки, рядом с ложкой. Наиболее удобны бумажные салфетки, которые ставят в салфетнице на середину стола.

Суп в глубоких тарелках, которые убирают по окончании еды. Второе блюдо кладут на мелкие тарелки.

Перед подачей сладкого стол освобождают от использованной посуды и приборов. Сладкие блюда подают в чашках, стаканах или в специальных вазочках.

 

глубокая тарелка       Нарисуй схему сервировки стола к обеду:

 

 

 

 


мелкая тарелка

 

 

 

ложка    вилка

 

 

 

 


чашка

 

 

 

 Приготовься к практической работе «Сервировка стола к обеду»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., Владос,  2011г.

2.     Гладкая В.В., Шайхуллина, Р.Ш. Уроки социально-бытовой ориентировки в младших классах вспомогательной школы: учеб.-методическое пособие для педагогов 1-го от. всп. шк/ В.В. Гладкая,

Р.Ш. Шайхуллина. - Мн.: «Местный Литературный фонд», 2008.

3.     Гладкая В.В. Типы и структура учебных занятий по социально-бытовой ориентировке в младших классах вспомогательной школы/ В.В. Гладкая // Спецыяльная адукацыя. - 2009. - №1.

4.     Гладкая В.В. Цель и содержание педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью/ В.В. Гладкая // Спецыяльная адукацыя. - 2008. - №2.

5.     Т.А.Девяткова «Социально-бытовая ориентировка  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., Владос, 2005.

6.     Даливеля О. В., Гаманович, В. Э. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О.В. Даливеля, В.Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – №2. – С. 8 – 12.

7.     Змушко А. М. Современные педагогические технологии в специальном образовании. – Мн.: Нар. асвета, 2005. – 143 с

8.     Кислякова, Ю.Н. Изучение состояния социально-бытовой компетенции младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и практики ее формирования /Ю.Н. Кислякова // Пачатковая школа. – 2008.- № 7.

9.     Социально-бытовая ориентировка в специальных образовательных учреждениях VIII вида / Под ред. А.М.Щербаковой.-М.,2003.

10. Интернет ресурсы (картинки).

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГУО «Средняя школа № 2 имени А

ГУО «Средняя школа № 2 имени А

Ученик ! Перед тобой тетрадь для работы на уроке «

Ученик ! Перед тобой тетрадь для работы на уроке «

Раздел 1.« ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

Раздел 1.« ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

С помощью декоративной косметики(крем, лосьон, пудра, тушь, помада и т

С помощью декоративной косметики(крем, лосьон, пудра, тушь, помада и т

Ответь на вопросы , выбери один ответ :

Ответь на вопросы , выбери один ответ :

Если на салфетке нет никаких следов, она сухая и чистая ,то у тебя сухая или нормальная кожа

Если на салфетке нет никаких следов, она сухая и чистая ,то у тебя сухая или нормальная кожа

Прочитай и подчеркни, какое косметическое средство нужно применять для твоего типа кожи: 4

Прочитай и подчеркни, какое косметическое средство нужно применять для твоего типа кожи: 4

Прочитай задание на экране. Допиши пропущенные слова: 3 шага к здоровой коже

Прочитай задание на экране. Допиши пропущенные слова: 3 шага к здоровой коже

Прочитай и запиши:

Прочитай и запиши:

Урок 7. Типы кожи. Выбор природных средств в зависимости от типа кожи

Урок 7. Типы кожи. Выбор природных средств в зависимости от типа кожи

Урок 8 . Обобщение тем по разделу «Личная гигиена» 1

Урок 8 . Обобщение тем по разделу «Личная гигиена» 1

Раздел 2 .«Жилище» Урок 1-2

Раздел 2 .«Жилище» Урок 1-2

Эта одежда может повреждаться личинками моли

Эта одежда может повреждаться личинками моли

Прочитай и перескажи по порядку

Прочитай и перескажи по порядку

Соедини начало и конец предложений о правилах безопасности при мытье окон:

Соедини начало и конец предложений о правилах безопасности при мытье окон:

Если в квартире или в доме установлены деревянные окна и окнам много лет, возможно, в них появились щели и трещины

Если в квартире или в доме установлены деревянные окна и окнам много лет, возможно, в них появились щели и трещины

Приготовься к практической работе:

Приготовься к практической работе:

Правила безопасности при чистке и мытье светильников: - отключать их перед чисткой; - не допускать попадания воды на контакты и патрон; - не включать светильник…

Правила безопасности при чистке и мытье светильников: - отключать их перед чисткой; - не допускать попадания воды на контакты и патрон; - не включать светильник…

Урок 1-2.Правила приготовления супа

Урок 1-2.Правила приготовления супа

Бульон или отвар должен закипеть

Бульон или отвар должен закипеть

Лук и томатное пюре поджарить на сковороде

Лук и томатное пюре поджарить на сковороде

Морковь: 1шт.; 1 большая или 2 маленьких луковицы;

Морковь: 1шт.; 1 большая или 2 маленьких луковицы;

Старайся не покупать крупу на развес

Старайся не покупать крупу на развес

Кашу перекладывают в посуду и заправляют

Кашу перекладывают в посуду и заправляют

Глазки вырежи кончиком острого ножа

Глазки вырежи кончиком острого ножа

Компот из твердых плодов приготавливают иначе

Компот из твердых плодов приготавливают иначе

В кисель для густоты добавляют крахмал

В кисель для густоты добавляют крахмал

Варить 5- 10 мин. 5.Добавить сахар, разведенный крахмал и варить 5 минут

Варить 5- 10 мин. 5.Добавить сахар, разведенный крахмал и варить 5 минут

Тоненькие кусочки укладывают очень плотно друг к другу

Тоненькие кусочки укладывают очень плотно друг к другу

Используя рисунки, заполни таблицу:

Используя рисунки, заполни таблицу:

Урок 14. Составление меню. Подбор продуктов

Урок 14. Составление меню. Подбор продуктов

Сахар-рафинад . Употребление более 50 г в сутки повышает риск развития сахарного диабета, набор избыточного веса

Сахар-рафинад . Употребление более 50 г в сутки повышает риск развития сахарного диабета, набор избыточного веса

Меню надо разнообразить в течение дня

Меню надо разнообразить в течение дня

Четверг ____________________________________________

Четверг ____________________________________________

Запиши названия блюд для обеда:

Запиши названия блюд для обеда:

Литература 1. В.В.Воронкова,

Литература 1. В.В.Воронкова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2022