Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
|
РЕФЕРАТ
Методика обучения количественному
и порядковому счету детей дошкольного возраста
с ОВЗ
|
|||||||||
Междуреченск 2022
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………...4
1.1 Теоретические аспекты обучения количественному и порядковому счету детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья………4
1.2 Методика обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья порядковому и количественному счету ………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………..18
ВВЕДЕНИЕ
Ребенка с первых дней жизни окружает множество предметов, людей, однородно повторяющихся звуков и движений. Познание малышом количественной стороны действительности помогает ему более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умения сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять элементарные арифметические действия необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, элементарной трудовой) и являются немаловажным фактором социальной приспособленности и подготовки к обучению в школе.
Педагогу, который осуществляет внедрение задач для развития познавательной деятельности детей с ОВЗ необходимо обратить особое внимание на формирование и развитие математических способностей. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции умственного развития, стимулированием познавательного интереса, осуществляющего интеллектуальное обновление знаний детей и формирования элементарных математических представлений. Любая математическая задача должна стимулировать потребность в саморазвитии обучающихся и соответствовать структуре, логике и поставленной цели.
«Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» ([Столяр А.А. Формировние элементарных математических представлений у дошкольников. – М, 1988. – С. 7]).
Математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Теоретические аспекты обучения количественному и порядковому счету детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Развитие количественных представлений сложный процесс, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Работа в данном направлении осуществляется в системе, последовательности перехода от простого к более сложному, учитывая возрастные, индивидуальные возможности детей. Формирование представлений о количестве на первом этапе ограничено до числовым приемом обучения.
Количественный счёт — это определение количества предметов. Количественный счёт позволяет ответить на вопрос сколько?
Возрастные особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста будем рассматривать в соответствии с исследованиями А.М. Леушиной.
Представления о множестве объектов
Множество предметов и явлений ребенком воспринимается различными анализаторами.
1-2 года: у детей накапливаются представления о множестве однородных предметов, которые отражаются в пассивной речи детей (построить домик и домики – единственное и множественное число).
2-3 года: дети воспринимают множество в его границах, умеют сосредотачивать свое внимание на границах множества, а четкое понимание внутренних элементов еще отсутствует. При наложении предметов на рисунки дети заполняют всю часть карточки между крайними элементами, но не воспринимают количество. Легче воспринимают множество, если оно расположено линейно, в ряд.
3-4 года: ребенок становится более требовательным к однородному составу множества, т.е. он считает, что множество всегда состоит из однородных элементов. На восприятие множества еще оказывают влияние качественно-пространственные признаки (форма, величина, расстояние между элементами, расположение по-разному в пространстве).
4-5 лет: восприятие только однородных множеств играет отрицательную роль, поэтому необходимо предлагать детям производить различные операции с множествами: составлять единое множество из 2-х групп, каждая из которых обладает своими качественными особенностями, несущественными для всего множества в целом.
Развитие у детей деятельности счета
Счет – математическое понятие, это операция, имеющая целью установить, сколько элементов содержит данное конечное множество.
1,5-2 года: дети сопровождают свои операции с множеством такими словами как «вот», «еще» или числительными в любом порядке. Каждое повторение ребенок соотносит с одним предметом и одним движением, тем самым он устанавливает взаимно-однозначное соответствие между количеством предметов и количеством слов, движений.
2-4 года: появляется интерес к сравнению множеств путем установления взаимно-однозначного соответствия. Последовательное называние числительных еще не означает овладение процессом счета, т.к. ребенок не понимает итога счета, т.е. не умеет отвечать на вопрос «сколько?» Счет еще не служит средством определения количества. Чаще всего названное числительное служит сигналом к остановке называния числительных.
4-5 лет: дети начинают употреблять числительные в определенном порядке и отличать итог счета от процесса счета. Начинают понимать, что равночисленные множества всегда именуются одним числом.
5-6 лет: усваивают последовательность называния числительных, понимают, что количество не зависит от направления счета, что число является показателем количества, осознают отношения между числами, т.е. осваивают обратный счет.
6-7 лет: овладевают счетом группами, т.е. понимают, что единицей счета может быть не только отдельный предмет, а целая группа.
Развитие понятия числа
3-4 года: дети используют слова-числительные, но не понимают, что такое число. На этом этапе дети способны лишь сравнивать различные множества путем установления взаимно-однозначного соответствия.
4-5 лет: дети могут сравнивать числа на основе сравнения множеств, но не воспринимают число абстрактно, без множества.
5-6 лет: способны сравнивать любые числа на основе свойства транзитивности. При измерении понимают число как результат измерения, т.е. как отношение всей величины (целого) к условной мерке (части). Понимают, что число служит лишь показателем количества. Происходит абстрагирование числа от конкретных множеств.
Развитие представлений о натуральном ряде чисел
Натуральный ряд – последовательность целых положительных чисел, расположенных в порядке их возрастания.
2-4 года: на основе речи взрослых дети начинают рано употреблять слова-числительные: сначала хаотично, затем упорядочено.
Осознание порядка следования чисел происходит сразу в 2-х направлениях:
- увеличиваются последовательности чисел, которые дети запоминают,
- начинают осознавать, что каждое числительное всегда занимает свое определенное место, но на этом этапе не понимают, почему это происходит.
4-5 лет: дети не всегда могут ответить на вопрос, какое число идет до этого, а какое после. Не могут назвать предыдущие числа. Для них ряд движется как бы вперед (понимают только последние числа). Такое представление о натуральном ряде называется «пространственным образом натурального ряда чисел». Чтобы найти число на единицу больше дети мысленно или вслух начинают называть слова-числительные от начала ряда. Таким образом, разностные отношения между предыдущими и последующими числами еще не усвоены.
5-6 лет: эмпирические представления о натуральном ряде как пространственном образе перестраиваются в понятие о натуральном ряде чисел. Дети начинают осознавать основной принцип построения натурального ряда.
Понимание количественных представлений дошкольников является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о множестве предметов, свойствах и признаках предметов, о натуральном ряде чисел и его свойствах, из овладения дошкольниками счетной и вычислительной деятельностью.
Формирование количественных представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей и любознательности. Поэтому – это важная составляющая обучения и воспитания дошкольников.
Порядковый счёт — это определение количества предметов и место каждого предмета относительно других. Порядковый счёт позволяет ответить на вопрос какой? (например, какой по счёту? или какой по порядку?).
При порядковом счёте, если считаются все предметы, то результатом счёта будет номер, указывающий порядок последнего посчитанного предмета.
Рассмотрим сравнительную таблицу № 1 «Сравнение количественного и порядкового счета» на странице 8.
Таблица №1 – ««Сравнение количественного и порядкового счета»
1.2 Методика обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья порядковому и количественному счету.
Формирование умения группировать предметы (2- 6 лет)
1 этап. Выделение, нахождение и называние признаков предметов.
Сначала учат группировать по одному признаку, при этом все остальные признаки должны отсутствовать или быть несущественными для детей. Признак, по которому предлагается группировка предметов, усложняется с возрастом (цвет–название–величина–форма–количество–характерные функции). Например:
· Всех зайчиков посадите на верхнюю полку, а на нижнюю положите морковку.
2 этап. Группировка по двум - трём и более признакам.
При этом предметы должны отличаться только по этим признакам или другие признаки должны быть несущественны.
Например:
· Разложите морковку от маленькой до большой.
3 этап. Группировка предметов по образцу.
Признаки словесно не указываются, предметы должны отличаться по нескольким признакам, дети должны сами найти общие признаки и провести группировку.
Например:
· Покажите вот такую игрушку.
4 этап. Группировка по заданному признаку.
Предметы отличаются по нескольким признакам, но указывается лишь один. Наиболее легкие признаки – цвет и название. Наиболее сложные – функции предмета.
Например:
· Соберите гостинцы, которые кушают зайцы.
Формирование представлений о множественности и единичности предметов (с 3 до 5 лет)
С детьми проводятся упражнения или игры, в которых показывается, что множество состоит из отдельных элементов. Детям показывают, как образуется множество и как множество разбивается на отдельные элементы.
Для начала берется множество однородных предметов. Акцентируется внимание на словах: «Сколько?», «Много», «Один», «Ни одного».
Например:
Дети собирают морковь, воспитатель отбирает однородные морковки по количеству детей и говорит:
- У меня много моркови? – Сколько у меня моркови? (Много.)
- Я раздаю по одной. Тебе одна, тебе одна, тебе одна. Моркови становиться все меньше и меньше. У меня не осталось ни одной. Сколько у тебя морковок? (Одина.) Сколько у меня? (Ни одной.)
- Я собираю морковь: одна у тебя, одна у тебя, одна у тебя. У меня становится морковок все больше и больше. Снова у меня много моркови. Сколько у меня моркови? А сколько осталось у тебя?
Позже эта задача решается с неоднородными множествами. В 5 – 6 лет детям показывается, что группировать предметы можно по разным признакам, не принимая во внимание несущественные признаки.
Например: предметы разного цвета и разной формы. Дети должны сосчитать предметы названной формы. Обычно дети сосчитывают отдельно предметы каждого цвета. Воспитатель учит принимать во внимание лишь заданный признак, не обращая внимание на другие. Например: посчитать, сколько морковок, сколько капусты и т.д.
Формирование умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке (с 3 до 4 лет)
1 этап. Один и много предметов расположены на различных плоскостях (2 разных стола, 2 обруча). Вопросы и задания:
- покажи, где один, а где много,
- сколько предметов на красной полоске, а сколько на синей?
2 этап. Один и много предметов расположены вперемешку на одной плоскости (1 зайчик и белочки). Вопросы: кого много, а кто один, сколько зайчиков, сколько белочек?
3 этап. Предлагается упражнение, где в одном объекте заключено много предметов (одна капуста, а много листьев).
4 этап. Один и много предметов не ограничены ни плоскостями, ни одним объектом. Дети должны мысленно объединить их в группу.
Например: по одной моркови на стуле, ковре, шкафу, а всего - много морковок.
Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимно-однозначного соответствия (c 3 до 6 лет)
Существуют 6 приемов установления взаимно-однозначного соответствия:
- наложение (мл. возр.)
- приложение (мл. возр.)
- составление пар (мл. – ср. возр.)
- соединение стрелками (ср. возр.)
- использование множества-посредника (ст. возр.)
- счет (ср.- ст. возр.)
Наложение. Наиболее простым приемом сравнения является наложение. Прием наложения позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме, цвету и другим признакам. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте. Для обучения детей этому приему установления соответствия используются карточки с нарисованными предметами, а впоследствии и с геометрическими фигурами в количестве 3—6 штук, а также игрушки. Изображенные предметы располагаются в ряд. На изображения ставятся мелкие предметы (раздаточный материал) или накладываются силуэты предметов.
Приложение. Сущность этого приема заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов друг к другу (при этом изначально предметы пространственно разделены). Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте В тех случаях, когда дети хорошо усвоили прием наложения, они обычно быстро усваивают и прием приложения. Для обучения можно использовать карточки с двумя полосками, на которых предметы изображены лишь на верхней полосе. Наложив предметы на изображения, отметив соответствие, педагог последовательно сдвигает вниз каждый из них, подкладывая под изображение. Можно пользоваться специальными карточками, на которых нижняя полоса расчерчена на квадраты, что предупреждает ошибки.
При выполнении детьми практических действий возможны ошибки:
1. при наложении дети заполняют интервалы между нарисованными предметами, в результате отсутствует соответствие элементов;
2. при приложении дети не видят интервалов между предметами, нарисованными на верхней полоске карточки, и начинают раскладывать предметы на нижней полоске тесно в ряд, по всей длине карточки;
3. попытка раскладывать предметы сразу обеими руками от середины полоски к концам. Это объясняется тем, что перестройка ранее сложившегося стереотипа в движениях рук и глаз происходит не сразу.
Соединение линиями применяется при сравнении групп предметов по количеству (зайцы и морковки).
Образование пар. Необходимо показать детям прием сравнения с помощью образования пар. Для этого воспитатель берет предметы (зайцы и морковки) по одному и расставляет их парами, затем спрашивает детей: «Как расставили предметы? Поскольку предметов в паре? Кого больше зайцев или моркови (поровну)? Как узнали это?».
Использование множества-посредника. Создаем ситуацию, когда нельзя использовать известные детям приемы. Например: с одной стороны грядки с морковью, с другой – тоже. Где растет больше моркови? Используем множество-посредник - камешки. Раскладываем сначала под предметами одного множества, затем под предметами второго множества. Делаем вывод о равенстве или неравенстве предметов по количеству.
Каждый из этих приемов даем в два этапа. Сначала формируем у детей представление об отношении равенства («поровну»), для этого берем равночисленные множества. А на втором этапе формируем представление об отношениях «больше» и «меньше». Понятие «больше» поясняем через слово «лишний», а «меньше» - через «не хватает».
Методика обучения счету (4 - 6 лет)
Единого мнения по обучению детей счёту не существует. Леушина А.М. считала: не надо спешить, надо начинать учить считать после обучения операциям над множествами.
Перед тем, как обучать детей счету, необходимо создавать ситуации, в которых дети сталкиваются с необходимостью умения считать.
Обучение счету происходит на основе сравнения двух групп предметов по количеству.
1 этап. Воспитатель сам ведет процесс счета, а дети повторяют за ним итоговое число. Показывается независимость числа предметов от других признаков предметов.
2 этап. Воспитатель учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Сначала детей учат считать в пределах 3, а потом в пределах 5, затем – 10.
Рассмотрим пример обучения счету до четырех.
На 1 этапе воспитатель предлагает детям две группы предметов, расставленные в два параллельных ряда, расположенные один под одним (зайчики и морковки).
Вопросы:
- Сколько зайчиков (морковок)?
- Поровну ли зайчиков и морковок?
Далее добавляется один предмет к одному из этих множеств (прискакал зайчик).
- Поровну ли сейчас морковок и зайчиков?
- Сколько было, сколько стало зайчиков?
Воспитатель сам ведет процесс счета («Один, два, три». Обводит рукой все множество. «Всего четыре зайчика»). Дети следят за процессом счета и повторяют итоговое число – «четыре».
Добавляем еще одну морковку.
- Поровну ли теперь зайчиков и морковок?
- Сколько стало морковок?
Воспитатель считает морковь (одна, две, три; всего четыре моркови). Согласовывает существительные и числительные в роде и числе. Дети видят, что числительное «четыре» является общим показателем количества для зайчиков и морковок.
На 2 этапе, обучая детей процессу счета, воспитатель побуждает их придерживаться следующих правил:
1. Согласовывать каждое числительное с одним предметом и одним движением.
2. Согласовывать числительное и существительное в роде, числе, падеже.
3. После каждого числительного существительное не повторяем (чтобы процесс счета шел абстрактно).
4. После называния последнего числительного необходимо обвести всю группу предметов круговым жестом и назвать итоговое число.
5. Называя итоговое число, произносим соответствующее существительное.
6. Счет необходимо вести правой рукой слева направо (чтобы у детей сложился стереотип).
7. Нельзя вместо числительного «один» говорить слово «раз» для ответа на вопрос «сколько?».
Рассмотрим, как показать образование числа (например, числа 4).
Необходимо опираться на сравнение двух множеств по количеству. Вопросы:
- Сколько морковок? (три)
- Сколько зайчиков? (три)
Добавляем одного зайчика.
- Сколько стало зайчиков?
- Сколько было?
- Сколько добавили, чтобы стало 4?
- Как получить число 4? (Надо к трем добавить единицу, получим 4).
В дальнейшем (после того, как дети научатся считать до пяти) необходимо показать образование числа 4 путем уменьшения множества на единицу. Т. е., образование каждого числа показывается двумя способами, путем увеличения и уменьшения множества на 1.
Методика обучения отсчитыванию предметов (4 – 6 лет)
С помощью проблемной ситуации необходимо показать отличие процесса счета от процесса отсчитывания.
Сосчитать – это значит определить, сколько всего элементов в множестве. Отсчитать – выделить указанное количество элементов из множества.
Правила счета и отсчитывания совпадают, однако при обучении отсчитыванию особое внимание следует уделить следующему правилу: числительное надо называть лишь на 1 момент движения.
Виды упражнений по отсчитыванию:
1. Отсчитывание по образцу (столько-сколько); сначала образец дается в непосредственной близости, а затем на расстоянии;
2. Отсчитывание по названному числу (или показанной цифре);
3. Детям старшего возраста предлагается запомнить 2 смежных числа и отсчитать 2 группы предметов (из корзины отсчитать 2 яблока и 3 груши); обращается внимание на то, чтобы дети запомнили какое количество предметов надо отсчитать (просим детей повторить названные числа).
Методика обучения порядковому счету (4 – 6 лет)
1 этап. Сначала детям предлагаются подготовительные упражнения (с несколькими видами наглядного материала), в которых показывается, что для ответа на вопрос «сколько?» необходимо использовать числительные «один, два, три», т.е. количественные. При этом не важно, в каком направлении ведется счет и как предметы расположены в пространстве.
2 этап. Показывается детям, в каких случаях используются количественные, а в каких порядковые числительные. Предлагаются упражнения, в которых задаем 2 вопроса: «Сколько всего?» и «Какой по счету?». Следим, какие числительные используют дети. Поясняем, в каком случае, какие числительные надо произносить. Детей подводят к выводу, что для того, чтобы определить, сколько предметов, используют количественный счет, а чтобы определить место предмета среди других, используется порядковый счет.
Виды упражнений:
- определить номер указанного предмета;
- назвать предмет по указанному номеру.
- Подобрать цифру для соответствующего множества.
- Создать (найти) группу предметов, соответствующую по количеству показанной цифре.
Игры: «Найди пару» (лото). «Найди свой домик».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Количественные представления – это сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей. Изучение количественных представлений способствует общему развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, готовит к творческому участию в предстоящей деятельности.
Обучение математическому материалу дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и особенности его усвоения детьми представляют собой целенаправленный последовательный процесс повышения уровня знаний, умений и навыков.
Общей задачей обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является не только передача им определенных знаний и способов решения задач, но и формирование таких психологических механизмов, которые в максимальной степени обеспечивают успешность обучения, самостоятельность детей в дальнейшей учебной деятельности и практическом применении знаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Электронный ресурс] / Под. ред. Т.С. Будько. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0257/6_0257-15.shtml#book_page_top
2. "...Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с...." – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/vrp-1986/rpv-001.htm#$p1
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] / –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0016/5_0016-98.shtml
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.