Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» Октябрьского района
Мастер-класс на тему: «Способы организации взаимодействия между детьми с РАС»
Разработали:
Тьютор: Сёмина Е. В.
Тьютор: Мерзлякова Н. И.
Способы организации взаимодействия между детьми с РАС
Здоровье ребенка связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития, адекватным включением в общество на каждом этапе развития. Оптимальные темпы этих неразрывно связанных процессов, их гармоничность являются основными маркерами здоровья детей. Развитие ребенка – сложный процесс, на который оказывают влияние генетические и внешние факторы.
В наше время рождение детей с ментальными нарушениями очень распространенное явление. Ребенок с ментальными нарушениями – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов.
Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются:
· в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка;
· существенном недоразвитии моторных и речевых функций;
· несформированности когнитивной деятельности;
· коммуникативные нарушения обусловлены нарушениями социального взаимодействия;
· примитивности интересов, потребностей, мотивов;
· снижении познавательного интереса;
· нарушении эмоционально-волевой сферы.
Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм.
Особенно часто у детей с ментальными нарушениями наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь малышу преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры:
· Играйте в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду;
· Играйте с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать;
· Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;
· Играйте в железную дорогу, загружайте поезд товарами, садите на него людей и перевозите со станции на станцию;
· Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством;
· Используйте игрушечную еду, чтобы «приготовить» и «подать на стол» различные блюда;
· Играйте в школу, кто-то будет учителем, а другие участники игры – учениками.
Если у вашего ребенка есть какие-то особые интересы, учитывайте их в ролевой игре. Перенесите в игру то, что ребенок любит в реальной жизни, например:
· Прогулки на площадке
· Детей, катающихся поочередно на горке
· Качели и карусель
· Голубей и кошек
· Сервировку стола
· Купание в бассейне или ванне
В помощь вам наборы сюжетных конструкторов (Лего и аналоги), самодельные игрушки из картона и пластиковые фигурки людей и животных.
В ролевых играх по факту хорошо разыгранной роли также можно награждать участников занятий наклейками, леденцами и другими особыми угощениями.
Разумно начинать с простых, хорошо структурированных игр, содержащих повторяющиеся элементы. Они наиболее подходят для детей с РАС, так как учат терпению и помогают контролировать чувство разочарования. Необходимо внимательно следить за тем, как ваш ребенок взаимодействует с другими детьми и в чем проявляется его социальное поведение.
Для организации взаимодействия между детьми с РАС важно, чтобы дети получали позитивный опыт со сверстниками. Для этого можно использовать игру «Каравай», которая проводится в день рождения ребенка, помогает научить его радоваться возможности быть рядом с другими детьми вместо того, чтобы активно избегать их. Становясь главным в игре, получая возможность выбирать себе партнера (игра «Кого хочешь выбирай!»), особый ребенок получает удовольствие от общения, оно связывается в сознании с праздником, подарками, добрым отношением сверстников.
Для парной деятельности можно использовать такие игры как «Ладушки» и «Сорока-ворона», где взрослый проговаривает текст (слова игры), а дети выполняют данные действия.
Текст пальчиковой игры «Сорока-ворона».
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!
Также для взаимодействия между детьми с РАС в качестве примера можно сыграть в игру «Солнышко».
Цели игры: развивать умения выражать свои чувства; формировать умение оценивать поведение окружающих.
Оборудование: обруч желтого цвета.
Ход игры.
Ведущий: «Ребята, вы любите, когда светит солнышко? Ему радуются все: растения, животные, люди. Даже вода, небо, земля, согретые солнцем, становятся радостными. Сегодня каждый из вас побудет солнышком, согреет своим теплом растущее зернышко, мокрый цветок, замерзшего котенка, злого тигра, сердитого человека и др.».
Правила игры: участник, получивший обруч, становится в центре круга. Он – солнышко. Остальные дети получают задание, что или кого им изображать. «Солнышко» согревает всех, гладя каждого по голове. Дети должны показать, как меняется состояние их героя. «Солнышко» выбирает участника, у которого выражение чувств, по его мнению, получилось лучше всего, и передает ему обруч.
Ведущий подсказывает детям, как выражать то или иное состояние, следит, чтобы каждый участник группы был выбран «солнышком». Конечно, ребенок не сразу включается в игру, сначала он может просто наблюдать, как играют другие. Обычно у аутичного ребёнка не получается изображать заданного героя, но когда и дети, и взрослый поддерживают, ободряют этого ребенка, когда ему дают возможность стать «солнышком», когда он получает в руки круг, тогда, за редким исключением, такой ребенок становится активным участником игры.
Вот несколько советов, которые помогут вам добиться большего эффекта от игр:
· Помогайте детям улучшать словарный запас, проговаривая названия предметов, которые вас окружают и действий, которые вы совершаете.
· Хвалите ребенка за любые, даже самые крошечные успехи, чтобы мотивировать его на стремление к большему.
· В качестве примеров для демонстрации определенных ситуаций берите случаи из жизни — все то, что происходит с вами и ребенком в течение дня. Так он легче воспримет информацию.
· Ребенок с РАС может иметь ограниченное представление об игре. Например, может быть заинтересован только в игре с зелеными кубиками, исключая все остальные игрушки. Не удаляйте понравившийся ребенку предмет, но постарайтесь аккуратно добавить к нему и другие, чтобы не ограничивать.
Помимо игр, для организации взаимодействия с детьми с РАС можно устраивать различные ярмарки, например, на базе МБОУ СОШ «Перспектива» 18 марта 2022 года была проведена ярмарка солидарности с детьми Донбасса, на которой дети разных классов пробовали выполнять различные социальные роли такие как «продавец» и «покупатель». Для этого они подходили к столику с различными вещами, едой, подделками, выбирали, что им больше всего понравилось, и спрашивали у другого ребенка, который продает, сколько это стоит. После озвученной суммы ребенок, который хотел купить данный предмет вытаскивал из своего кошелька нужную сумму. Затем дети менялись ролями друг с другом.
Благодаря таким мероприятиям дети с РАС учатся умению выражать свои чувства, взаимодействовать между собой, развивать коммуникативные навыки, быть ближе друг к другу, не испытывая при этом некого дискомфорта, а получая лишь чувства счастья и радости.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.