Формирование связной монологической речи младших школьников с ОНР.
Оценка 4.8

Формирование связной монологической речи младших школьников с ОНР.

Оценка 4.8
docx
26.01.2020
Формирование связной монологической речи  младших школьников с ОНР.
Формирование связной монологической речи младших школьников с ОНР.docx

Лагода И.В.

Формирование связной монологической речи

младших школьников с ОНР.

 

 

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи.

Монологическая (монолог) речь – понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких- либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Содержание ее заранее задано и предварительно планируется. В ней используются и обобщаются также компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо - и словообразующие средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, пред6намеренно спланированном изложении.

Термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные со стороны содержания и интонации и характеризующиеся определенной грамматической структурой. К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (повествование, описание и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4-х лет им становится доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование, и на 7-ом году жизни и короткие рассуждении. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности к употреблению монологических высказываний; сформированности различных видов контроля и самоконтроля, усвоение нужных синтаксических средств построения развернутого сообщения. Формирование построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствует их совершенствованию. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому при решении задач  в формировании связной речи,  работа должна быть направлена по развитию лексических и грамматических средств языка.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи мы можем наблюдать у детей с ОНР, которые обусловлены недоразвитием разных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Наличие у них вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т.д.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной описательно-повествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного  обучения. 

Обследование состояния связной речи детей с ОНР.

Для изучения состояния связной речи детей с ОНР применяются следующие методы:

1.     обследование словаря;

2.     исследование связной речи с помощью серии заданий;

3.     наблюдения за ними в процессе учебной, предметно - практической деятельности;

изучение медико-педагогической документации, использование бесед с родителями, учителями и с ребенком.

Для обследования словаря может быть применен специально составленный словарный минимум в объеме 200-250 слов. Рекомендуется использовать наглядный материал Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, О.Н.Усановой.

Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос учителю, рассказать о планируемом и выполненном действии др.), на особенности речевого поведения.

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий экспериментального характера, включающая составление:

1.     предложений по отдельным ситуационным картинкам;

2.     предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу;

3.     пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

4.     составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

5.     сочинение рассказа из личного опыта;

6.     составление рассказа – описания.

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования дополняется доступными заданиями с элементами творчества:

7. окончания рассказа по данному началу;

8. придумывание рассказа на заданную тему.

Обследование словарного запаса у детей проводится индивидуальным методом в 2-3 приема. Изучение связной речи с помощью серии заданий поводится по окончании обследования словаря. Все задания проводятся последовательно в разные дни. Анамнестические сведения, результаты специальных исследований словаря и связной речи, данные наблюдений за речевой деятельностью, личностно - психологическими особенностями ребенка заносятся в индивидуальную карту логопедического обследования. В ходе наблюдений за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, отдельных сторон мыслительной деятельности (способность к сравнению, обобщению, классификации), показатели работоспособности и т.д. Выявляются характерологические особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к учебным занятиям и др.), особенности поведения и т.д. Особое внимание обращается на показатели, которые непосредственно связаны с формированием монологической речи – восприятие и усвоение учебного материала, продуктивность выполнения заданий, особенности речевого поведения и др. Результаты исследования применяются и в целях индивидуального подхода к нам в процессе обучения.

Описание заданий

ПЕРВОЕ применяется для определения способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы ( по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок, например:

1.     «мальчик поливает цветы»;

2.     «девочка ловит бабочку»;

3.     «мальчик ловит рыбу»;

4.     «девочка катается на санках»;

5.     «девочка везет малыша в коляске».

При предъявлении каждой картинки ребенку задается вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?», постановкой которого выясняется, способен ли он самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При анализе отмечаются особенности составленных фраз (смысловые соответствия, структура, грамматическая правильность, наличие пауз, характер аграмматизмы и т.д.).

ВТОРОЕ  задание составление предложения по трем картинкам, направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию, особенности фразы, характер оказываемой ребенку помощи.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ (3-8) предназначаются для изучения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества).

ТРЕТЬЕ - задание дается с целью выявить возможности детей с ОНР в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре литературного текста. Могут быть использованы знакомые им сказки. Текст произведения прочитываются дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При анализе пересказов

Особое внимание обращается на соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа, наличие смысловых пропусков, повторов и др.

ЧЕТВЕРТОЕ задание  используется для выявления возможностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Рекомендуется использовать серии из 3-4 картинок. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, и дается время, чтобы их внимательно рассмотреть. Принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида к рассказывания, смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдении логической связи между картинками-эпизодами.

ПЯТОЕ задание – составление рассказа из личного опыта - дается с целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневными событиями в его жизни. Обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры.

Для составления описательного рассказа детям могут предлагаться как модели предметов, так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предмета. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить рассказ о нем по данному вопросному плану.

При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие- отсутствие организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики.

СЕДЬМОЕ задание – продолжение рассказа по данному началу (с использованием картинки) дает возможность выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении применять при составление рассказа предложений текстовой и наглядный материалы. Ребенку предъявляется картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

При оценке составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения.

ВОСЬМОЕ задание предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений.

Комплексное обследование позволяет целостно оценивать речевую способность ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарного (составления фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).

Методы и приёмы формирования связной речи у учащихся

К методам обучения детей связной монологической речи авторы относят:

I - обучения пересказу;

II - обучение рассказыванию по картинкам;

III - обучение описанию предметов;

IV - обучение рассказыванию с элементами творчества;  

V - сказкотерапия.

В процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление у детей практических навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых фраз. Они усваивают определенный тип фразы-ответа, включающего «опорные» содержательные элементы вопроса педагога. Вначале дети упражняются в составлении ответов – высказываний, начинающихся с повторения последнего слова (или словосочетания) из вопросов педагога. Указанный прием облегчает детям в составлении ответа в виде развернутого предложения и таким образом обеспечивает им возможность активного участия в диалоге, беседе по теме занятия.

В содержание подготовительной работы входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка. Применяются следующие упражнения:

 

1. Лексические:

- Подбор определений, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения « Подбери слово», «На что похоже», «Узнай, о чем это» и др.);

-подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот (упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?»)

- подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия (упражнения «Скажи по-другому», «А как наоборот»);

-подбор родственных слов, вариативных по значению (река-речка-реченька).

2. Лексико-грамматические:

·         Дополнение предложений нужным по смыслу словом;

·         Составление предложений по данным словам;

·         Упражнение в составлении предложений по данному слову (падежно- предложной конструкции);

·         Упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы («Подумай и ответь!»).

3.Упражнения для развития «поэтического слуха»

Подбор рифмующих слов к незаконченной стихотворной фразе и др.

В задачи работы по формированию грамматически правильной фразовой речи на данном этапе входит усвоение наиболее простых форм сочетание слов во фразе - форм согласования прилагательных с существительными в именительном падеже. Проводится работа по дифференциации падежных окончаний единственного и множительного чисел относительных прилагательных.

I.  ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ.

Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Требования к подбору текстов для пересказа:

Высокая художественная ценность произведения;

Идейная направленность

Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия;

Объем пересказа (возрастная особенность детей);

Словарно-грамматическая наполняемость текста.

Занятия по обучению детей пересказу строятся с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий.

Методические приемы, используемые при обучении детей пересказу:

Приложение 1

Алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу текста с опорой на графические схемы. Приложение 2

 

Виды занятий с картинным материалом.

1. Составление рассказов по серии сюжетных картин.

При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Используются следующие приемы работы по серии сюжетных картинок:

Установление последовательности серии.

Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.

Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).

Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).

Найти лишнюю картинку.

Распутать две сюжетные линии про одного главного героя.

Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.

Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).

Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом, составлялся графический план рассказа.

II.  ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНКАМ.

Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

o    Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;

o    Составление небольших рассказов - описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, события, определяющих тематику картин;

o    Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;

o    Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам)

o    Описание пейзажной картины.

Занятия по разным видам картин включает ряд элементов: подготовку детей к восприятию содержания, обучение их составлению рассказа, анализ детских рассказов. При обучении рассказыванию по картине применяются следующие методические приемы; образцы рассказа педагога по картине или ее части; направляющие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам, коллективное сочинение рассказа детьми.

III. ОБУЧЕНИЕ ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ставятся следующие задачи:

·         Формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

·         Развитие обобщенных представлений о построении рассказа - описания предмета;

·         Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов.

Дети должны усвоить определенную схему высказывания - описания. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. Пример развернутого описания предметов из группы «Овощи- фрукты»:

1.     определение (название) предмета.

2.     отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выделяемые при тактильном восприятии; место произрастания.

3.     предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.

Работа по развитию у детей грамматической правильной речи на занятиях по описанию предметов включает: систематическое упражнение в правильном употреблении словоформ; усвоение ими практических навыков словоизменения; упражнения в построении предложений; активизация и обогащение словарного запаса; формирование навыков контроля за построения высказываний.

IV. ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА.

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержаний (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание предложения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словным словам и на предложенную тему.

В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества используются следующие виды занятий: составление рассказа по аналогии; придумывание продолжения – окончания незавершенного рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам.

При этом решаются практические задачи:

·         развитие у детей умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материалах при составлении собственного рассказа;

·         активизация имеющих у них знаний и представлений об окружающем;

·         уточнение и развитие пространственных и временных представлений;

·         развитие воссоздающего и творческого воображения.

VI. СКАЗКОТЕРАПИЯ

Особенность используемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности учащегося происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

В общей основе развития личности лежит путь овладения речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

В рассказах детей, как правило, наблюдается нарушение логической последовательности в изложении, употребление однотипных связей, многочисленное присутствие элементов ситуативности, пауз, лишних движений и лексическая невыразительность. Комплекс этих проблем негативно отражается на развитии такой характеристики личности, как креативность.

По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.

Направления развития личности и речи  младших школьников через сказкотерапию. Приложение 3  

Методы и приемы работы в сказкотерапии. Приложение 4

 

Заключение

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важным периодом в овладении речью приходятся на детский возраст - его младший школьный период. Концепция современного образования  ставит перед учителями задачу подготовки учащихся, умеющих в совершенстве владеть языком, использовать его как главное коммуникативное средство.

В  связи с возрастающим информационным потоком, воздействующим на ребенка, мы часто сталкиваемся с тем, что дети не владеют навыками грамотной устной и письменной речи, что в свою очередь сказывается на качестве их обучения. Речь как живой организм нельзя заменить  компьютером или другими техническими средствами. Прочувствовать речь и язык ребенок может через чтение литературы, через восприятие художественных образов, тем самым приобщаясь к сокровищнице языкового народного творчества.

Таким образом, приведенные методы и приемы обучения при формировании  связной монологической  речи имеют большое значение для повышения качества знаний учащихся начальных классов  и успешного бучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и других источников:

1.                  Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. М.: Владос, 2003.

2.     Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В.П. Глухов. М.: Аркти, 2004.

3.     Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.

4.     Львов М.Г. «Методика развития речи младших школьников». – М.: «Просвещение», 1985.

5.     Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Журнал Дошкольное Воспитание №6, за 2004 год. – М.: Воспитание дошкольника.

6.     Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.

7.     "Русский язык и культура речи". Учебник, под ред. В.Д.Черняк, М.:Высш.шк.;С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.

8.     Сидорчук Т.А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009.

9.     Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста: практ. Пособие /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М: Айрис-пресс, 2007.

10.  Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи школьников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера,  2-е изд, 2009.

Интернет-ресурсы

http://www.refi.su/help_60_3.html

http://festival.1september.ru/articles/602411/

http://bolrcio.blogspot.ru/2011/02/blog-post.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Лагода И.В. Формирование связной монологической речи младших школьников с

Лагода И.В. Формирование связной монологической речи младших школьников с

Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи

Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования дополняется доступными заданиями с элементами творчества: 7

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования дополняется доступными заданиями с элементами творчества: 7

ВТОРОЕ – задание составление предложения по трем картинкам, направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной…

ВТОРОЕ – задание составление предложения по трем картинкам, направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной…

СЕДЬМОЕ з адание – продолжение рассказа по данному началу (с использованием картинки) дает возможность выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении…

СЕДЬМОЕ з адание – продолжение рассказа по данному началу (с использованием картинки) дает возможность выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении…

Лексические: - Подбор определений, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения «

Лексические: - Подбор определений, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения «

Занятия по обучению детей пересказу строятся с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий

Занятия по обучению детей пересказу строятся с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий

Занятия по разным видам картин включает ряд элементов: подготовку детей к восприятию содержания, обучение их составлению рассказа, анализ детских рассказов

Занятия по разным видам картин включает ряд элементов: подготовку детей к восприятию содержания, обучение их составлению рассказа, анализ детских рассказов

В целях формирования у детей с

В целях формирования у детей с

Заключение Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка

Заключение Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка

Список литературы и других источников: 1

Список литературы и других источников: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020