ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Филиппова Татьяна Ивановна
Центр-колледж прикладных квалификаций
ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Современный молодок человек живет в быстро изменяющемся мире, в котором представители различных социальных слоев, национальностей, конфессий и культур вступают в непосредственное взаимодействие. В связи с этим важно научить его уважать культурные ценности как своего, так и других народов. В законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается необходимость содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу при расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы, влияющие на формирование коммуникабельности и толерантности молодежи.
В настоящее время в российском обществе появляются объективные факторы, затрудняющие воспитание толерантности молодежи. Связано это в первую очередь с ослаблением роли государства и падением авторитета в обществе и мире, экономическим кризисом, с девальвацией ценностей отечественной истории, культуры и нации в целом. Стимулируют тенденцию ослабления гражданских и патриотических чувств такие явления, как поражения в локальных военных конфликтах (Афганистан, Чечня), просчеты во внешней политике. К числу «негативных» факторов в данном случае относятся криминализация общества, сокращение возможностей для «честного труда», распространения бедности, кризис семьи, постепенное разрушение традиционных родственных связей, универсализация товарно-денежных отношений, вследствие которой культ денег охватывает все более широкие слои общества. К субъективным факторам, затрудняющим формирование толерантности, относятся индивидуальные особенности личности: психофизиологические свойства, генетические особенности, задатки и способности, профессиональные характеристики, степень образованности и квалификации, практический жизненный опыт, уровень усвоения нравственной культуры и развитость сознания.
Несформированность толерантного отношения характеризует все слои общества, в том числе и людей, обучающихся в средне профессиональных учебных заведениях. Исследователи и практики средне профессиональных учебных заведений отмечают сегодня многочисленные факты девиантного поведения студентов: нарушение учебной дисциплины на занятиях и во внеаудиторной деятельности, конфликтность в отношениях с преподавателями товарищами по по учебе, неумение адаптироваться к требованиям, которые предъявляет учебно-образовательная среда, неумение выстроить индивидуальный образовательный маршрут, рационально распределить время.
Исследователи также отмечают слабую сформированность умений студентов вести спор, диалог, участвовать в дискуссиях по самым разным вопросам, отсутствие умения прислушиваться к мнению оппонентов, нежелание соглашаться с оппонентом даже в случае, когда последний приводит глубоко обоснованные и аргументированные доводы в защиту своего утверждения, мнения или вывода. Отмечается и ослабление коллективизма, неспособность соотнести собственные интересы с интересами окружающих. Все это затрудняет профессиональную и социальную адаптацию студента в последующей профессиональной и социальной деятельности.
Общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические, политические, культурные и бытовые условия составляют среду становления и развития личности как социального объекта. Педагогические и дидактические условия обеспечивают успешность обучения и воспитания толерантности.
В современной научно-педагогической литературе вычленяется несколько видов толерантности:
1) активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);
2) пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям различных этнических групп);
3) толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку – языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);
4) толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают при давлении обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);
5) интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).
Учитывая то, что толерантность проявляется в процессе взаимодействия людей посредством языка, мимики, жестов, конкретных действий, М.С.Мацковский выделяет две формы толерантности – вербальную и поведенческую:
1) вербальная толерантность определяется языком общения и предполагает использование позитивных суждений, употребление слов и выражений, адекватных уровню культуры;
2) поведенческая толерантность определяется позитивной манерой общения и ненасильственными действиями в отношении оппонента. Она характеризуется конкретными позитивными действиями, основанными на взаимоуважении, конструктивности, законности.
Анализируя сущность понятия «толерантность», мы пришли к выводу, что в последние годы наиболее широкое распространение получило такое определение толерантности как терпимость, спокойное отношение к всевозможным вариациям мировоззрения, поведения и внешнего облика другого человека. В современном понимании толерантность – это способность человека, общества, государства слышать и уважать мнение других.
Истинная толерантность является качеством развития личности, которая, обладает чувством собственного понимания уникальности других народов, многообразия их культур и исторических особенностей, а также систематическое обучение отказу от насилия.
Современное образовательное пространство СПО ценным и значимым признает культурную самобытность каждого народа, в нем открывается доступ ко всем цивилизациям мира, включая собственную. Здесь формируется некая социокультурная и жизненная установка, предполагающая самодостаточность и одновременно стремление к самосовершенствованию. Однако специфика развития общества создает систему препятствий для реализации этих целей (опять таки с известной степенью условности допустимо называть это «негативным» влиянием). Результатом этого воздействия является дегуманизация молодежного социума, выражающаяся в распространении жестокости, агрессивности, росте криминальной активности.
Проявления интолерантности в образовательном процессе СПО обусловлены также спецификой субъектов образовательного процесса в СПО:
· состав студентов является разновозрастным (16-21)
· студенты выступают представителями различных культур, регионов, что сказывается в различиях их ментальности;
· увеличивающийся поток академической мобильности (студенты других стран ближнего и дальнего зарубежья, взаимообмены преподавателями и студентами, участие в международных образовательных программах);
· студенты, в отличие от учащихся школ, более свободны в общении с внешним социумом, более открыты в макросоциум;
· воспитательный процесс в основном осуществляется с помощью кураторов и часто носят формальный характер;
· нацеленность преподавателя на решение узкопредметных задач в рамках преподаваемой дисциплины;
· представленность различных мировоззренческих позиций, политических убеждений, различных идеологических воззрений в преподавательской и в студенческой средах.
Анализ особенностей субъектов образовательного процесса в СПО дает основание считать, что выделенная нами специфика, с одной стороны, создает реальные предпосылки для эффективного воздействия в направлении поставленных целей воспитания толерантности, а с другой стороны – препятствует их реализации.
Помимо качественных признаков субъектов образовательного процесса не менее значимым в формировании толерантности представляется характер образовательного пространства, рассматривающегося на ряду с образовательными процессами и образовательными институтами как форма образовательной практики (В.И.Слободчиков). В качестве характеристик пространства выступает способ организации и насыщенность образовательными ресурсами. В.Г.Воронцова определяет такие социокультурно значимые факторы образовательного пространства, как люди (студенты, преподаватели, педагоги, методисты), «образ жизни» у учреждения (ценностно смысловой мир), социально-экономические и духовно-нравственные процессы, конкретные связи и отношения. Анализ педагогических работ С.Г.Вершловского , А.А.Макареня, И.В.Слободчикова, Г.С.Сухобской, А.П.Тряпицыной и др. позволяет отметить современные подходы к раскрытию феномена образовательного пространства, рассматривая его в качестве одной из сфер социальной жизни.
Рассмотренные нами уровни имеют непосредственное отношение к возможности построения толерантной среды. Как показало наше исследование, нарушение хотя бы одного из них приводит к интолерантному поведению. Специфика современного образовательного процесса такова, что планирование, социальное и организационное проектирование, исследавание и эксперименты не замыкаются в рамках самих педагогических систем, а затрагивают другие субъекты культуры и разные социальные институты, социокультурные процессы и движения. В связи с этим выдвигается идея построения толерантной среды, способной обеспечить формирование социально-педагогического мышления. Целевая установка на формирование толерантной личности в условиях толерантной среды дает нам основание рассматривать понятие «образовательное пространство» как отражение единства социокультурной и духовной жизни общества и непрерывной системы образования, направленной на формирование толерантной личности.
Поликультурное пространство СПО – это система, в рамках которой студенты получают полноценное образование в соответствии со стандартами, и одновременно оно предполагает процесс приобщения людей разных этносов к национальной культуре, истории, традициям. Изучение культуры определенных народов должно способствовать формированию чувств достоинства, равенства, нравственной основы межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей. Такая система требует иного подхода к содержанию образования. В нем должны быть наиболее полно представлены богатства национальных культур народов, проживающих в регионе и за его пределами, образ жизни каждого этноса, традиции, обычаи, социальные нормы (стереотипы) поведения, духовные ценности.
В качестве функций поликультурного пространства СПО можно выделить следующие: адаптационная, общественно-правовая, культурологическая, образовательная, социально-воспитательная. Адаптационная функция поликультурного пространства СПО обеспечивает педагогическую поддержку, общение и межкультурное взаимодействие студентов, изучение культуры, языка и истории, знакомство с менталитетом различных народов, приобщение к истокам национальной культуры этносов.
Вместе с тем для устранения негативных последствий влияния социально-экономического, образовательного кризиса на личность студента недостаточно только его адаптации, в этой ситуации студент больше всего нуждается в поддержке и защите. Реализации этой направленности становится общественно-правовая функция поликультурного пространства СПО.
Культурологическая функция поликультурного пространства СПО представляет студенту возможность самоидентифицироваться, приобщиться к различным пластам культуры этноса, общество, мира в целом. Реализация образовательной функции связана с содержанием учебных курсов, в рамках которых студент должен получать возможность усваивать такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская, мировая культура, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность и др.
Социально-воспитательная функция поликультурного пространства СПО предполагает включение студента в систему воспитательных отношений с окружающей его поликультурной средой. Суть данной функции заключается в том, чтобы научить молодежь управлять своим повелением, сохранять стабильность в конфликтных и в эмоционально неустойчивых ситуациях, особенно в отношении представителей разных национальностей. Реализация всех представленных функций будет способствовать формированию толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства СПО.
Итак, изучение данной проблемы позволяет выделить три взаимосвязанных направления в рамках поликультурного образования: воспитание личности, осознающей себя представителем определенной культурной группы и знающей свое культурное наследие; подготовка студентов к жизни в условиях, требующих принятия культурного плюрализма как положительного явления современного мира, понимания и уважения культур иных народов; максимальное развитие способностей студента вне зависимости от расовой, этнической, социальной принадлежности при условии учета его социально-культурных особенностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.