Познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Иконка файла материала Познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе.docx

Познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе

Программное содержание. Расширять представления детей о много­образии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.

Предварительная работа. Отгадывание загадок об овощах и фруктах. Дидактические игры «Узнай на вкус», «Раз, два, три —урожай собери!». Беседа о правильном питании. Рисование и лепка овощей, фруктов, ягод. Оформление фотовыставки овощей, фруктов и ягод «Во саду ли, в огороде» (выставка оформляется родителями воспитанников и пе­дагогами).

Материал и оборудование. Карточки с изображением овощей, фрук­тов и ягод на каждого ребенка. Две корзины; муляжи овощей, фрук­тов и ягод. Фишки для игры.Тарелочки, ложечки, фрукты и овощи.

Ход непосредственно образовательной деятельности

 

1.Организационный момент.

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем – 
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу улыбки. 

2. Основная часть

Дети посещают фотовыставку «Во саду ли, в огороде...».  Как думаете о чем будет сегоднешнее занятие?

Что вы увидели на картинках? Как их можно назвать одним словом?

Какие фрукты и овощи вы выращивали со своими родителями?

Классификация  овощей и фруктов.

Воспитатель загадывает загадки:

 - За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая.  (морковь)

- Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостиком крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (огурцы)

- Круглое, румяное,

Я росту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (яблоко)

- На сучках висят шары,

Посинели от жары.(слива)

- Молодцы! Догадались.

Что это — морковь, огурцы? Как можно назвать их одним словом? (овощи)

- Назовите, какие еще вы знаете овощи? (тыква, помидора, перец, репа, свекла, лук, картофель и т. д.)

 Дидактическая игра «Что мы знаем об овощах и фруктах?»

- Где выращивают овощи? (на огородах, на дачах).

- Где выращивают фрукты? (в саду, на дачах).

-  Знаете ли вы, как называются участки где выращивают большой урожай овощей и фруктов? Они называются — плантациями (на полях). Как вы думаете, как называют людей, которые выращивают овощи? (овощеводами). А фрукты? (садоводы).

- Садоводы собирают урожай, раскладывают в специальные ящики и отправляют на различные предприятия. Как вы думаете куда?  (заводы, фабрики). Есть такие предприятия, где из свежих ягод и фруктов готовят компоты, соки, варенье.

- Для чего выращивают овощи и фрукты?  ( очень полезны, они употребляются в пищу людям и скоту).

- Есть овощи, которые можно употреблять сырыми, знаете ли вы такие? Назовите их.

(помидор, лук, редис и другие)

- Какие же овощи и фрукты полезнее: сырые или вареные? (сырые).

 - Очень вкусны салаты из свежих овощей. А знаете почему? При варке витамины из овощей и фруктов вывариваются, а в сырых остаются полностью.

 

Игра «Узнай по описанию»

На стульчиках, расставленных по кругу, лежат картинки с изобра­жением овощей, фруктов и ягод (лицевой стороной вниз). В игре участвуют все дети.

Каждый ребенок берет одну картинку и внимательно рассматрива­ет ее. Дети по очереди задают наводящие вопросы и определяют на­звания растений. (Вопросы: Это фрукт, овощ или ягода? Какого цве­та? Какой формы? Какой вкус? Растет на дереве? Что из него готовят? Садовое или огородное растение?) После того, как дети отгадают на­звание растения, ребенок показывает изображение растения на своей картинке. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

Игра «Раз, два, три—урожай собери!»

Воспитатель раскладывает на коврике различные муляжи овощей, фруктов и ягод. Приглашает двух детей. По сигналу: «Раз, два, три—уро­жай собери!» один ребенок собирает в корзину садовые растения, другой —огородные. Игра повторяется 3—4

«Что можно приготовить из овощей, фруктов и ягод? Как лучше хранить урожай?»

Обобщениеи ответов детей: из ягод можно приготовить варенье, ком­пот, джем, кисель. Из овощей можно приготовить рагу, салат, кетчуп, борщ, ши. Из фруктов можно приготовить варенье, компот, мармелад. Хранить овощи, фрукты и ягоды можно в замороженном виде, соле­ном, маринованном и сушеном.

Игра «Узнай по запаху»

Детей попросить закрывать глаза. На тарелочках перед детьми овощи и фрукты. (морковь, лимон, яблоко, лук). Дети должны  по запаху определить названия фруктов и овощей.

Фрукты, овощи и ягоды — это все природные витамины, они очень полезны для чело­века. И для того чтобы растения выросли на огороде или в саду, че­ловек должен много трудиться.

Рассматривание картинок и беседа по их содержанию.

Дети рассматривают, как трактор пашет землю, как сеют сеялками семена, рыхлят землю, пропалывают ее культиваторами, поливают специальными агрегатами, выращенный урожай грузят на машины, везут в магазины, больницы детские сады.

- Кто  из вас, ребята, видел, как убирают овощи? (дети рассказывают о том, как и когда убирают овощи их родители, бабушки; куда убирают для хранения)

- Расскажите, в каком виде попадают овощи к нам на стол. (Овощи каждый день подают на стол: свежие (в салатах), вареные (в супах, борщах) и заготовленные впрок в банках (соленые, маринованные, консервированные).

- Почему овощи полезны? (В овощах много витаминов, которые нужны людям, чтобы они были здоровы. Овощи употребляют в пищу круглый год.)

Игра  «Разложи фрукты и овощи по корзинам»

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны. Вам нужно разложить фрукты и овощи по корзинам.

3. Рефлексия

- Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

- Что нового вы узнали?

- Что понравилось больше всего?

 Назовите, какие вы фрукты знаете?  (вишня, груши, апельсины, гранат и другие)

- Как называют людей которые выращивают фрукты и ягоды?  (садоводы)

- Назовите, какие  овощи вы знаете? Кто выращивает овощи?